Треугольник екатеринбургского хаба
Накануне департамент информации свердловского губернатора издал для СМИ благодушный релиз о прошедшей встрече Эдуарда Росселя и главы компании "Уральские авиалинии" Сергея Скуратова. Сообщение именно благодушное. А, между тем, по крайней мере, в Свердловской области эту встречу ожидали с большим интересом. Ибо очень уж много перед ней накопилось какой-то нервной, негативной информации о взаимоотношениях наметившегося треугольника - свердловские власти, аэропорт "Кольцово" и авиакомпания "Уральские авиалинии".
Интрига "треугольника" появилась не на пустом месте. Всему виной процесс создания на Урале не просто современного аэропорта, а хаба, о чем мы уже как-то писали. Последним в череде информаций о состоянии дел в "треугольнике" стало сообщение российского сетевого издания RBC daily о существующих якобы планах губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя и Группы компаний "Ренова", владеющей крупным пакетом акций екатеринбургского аэропорта "Кольцово", по созданию на Среднем Урале новой авиакомпании, взамен "Уральских авиалиний". И хотя официальных заявлений в тексте статьи не присутствовало, "Уральские авиалинии" в ответ на эту публикацию распространили заявление о том, что компания "крепко стоит на ногах и не намерена сдавать свои позиции". А уже в этот понедельник генеральный директор "Уральских авиалиний" Сергей Скуратов встретился с губернатором Эдуардом Росселем.
По официальной версии, генеральный директор "Уральских авиалиний" Сергей Скуратов на встрече с Эдуардом Росселем доложил об итогах работы авиакомпании, в соответствии с ранее утвержденной губернатором программой формирования хаба на базе аэропорта "Кольцово". В пресс-службе "Уральских авиалиний" заявляют, что встреча Скуратова с губернатором являлась плановой, ее проведение было запланировано еще в конце прошлого года. Более развернутых комментариев получить не удалось. Воздержались от комментариев и в департаменте информации губернатора, подтвердив лишь, что особое внимание на встрече Скуратова с Росселем уделялось вопросу обновления и расширения авиапарка "Уральских авиалиний". |
Именно проблема замены "Уральскими авиалиниями" устаревших российских самолетов на более современные и экономичные иностранные лайнеры как раз и стала камнем преткновения во взаимоотношениях с "Кольцово". Вопрос этот, кстати, был поднят еще в прошлом году, когда на совещании, посвященном реконструкции "Кольцово" и созданию на его базе аэропорта-хаба, губернатор области Эдуард Россель заявил, что
Фото: Накануне.ru |
По всей видимости, это прошлогоднее заявление Росселя и стало поводом к утверждению о том, что свердловские власти, "устав бороться с менеджментом "Уральских авиалиний", создают в регионе новую авиакомпанию. Была даже названа авиакомпания-претендент – московская "ВИМ-АВИА", крупнейший в стране чартерный перевозчик. Правда, в "ВИМ-АВИА" свое участие в переговорах по созданию нового регионального перевозчика не подтвердили. Более того, заместитель генерального директора "ВИМ-АВИА" по связям с общественностью Сергей Пинчук заявил Накануне.RU, что совершенно не в курсе событий, происходящих на Урале.
В то же время начальник отдела общественных связей Минтранспорта РФ Тимур Хикматов, комментируя возможное появление новой авиакомпании, отметил, что такая инициатива свердловских властей вряд ли будет приветствоваться руководством Минтранспорта. "Минтранспорта приветствует и поддерживает не создание в России новых авиакомпаний, а, напротив, укрупнение и создание в отрасли гражданских авиаперевозок объединений, альянсов авиакомпаний, способных конкурировать с международными перевозчиками", - сообщил Накануне.RU Тимур Хикматов. Кроме того, по его словам, работу "Уральских авиалиний", как базовой авиакомпании екатеринбургского аэропорта "Кольцово", стремящегося преобразоваться в хаб, в Минтраспорта оценивают как
Фото: Накануне.ru |
Пока у "Уральских авиалиний" парк самолетов все же состоит в основном из прожорливых отечественных самолетов, экономически неконкурентоспособных по сравнению с западными аналогами.
На сегодняшний день "Уральские авиалинии" эксплуатируют 24 самолета, из которых 20 – магистральные, 5 - для региональных полетов. При этом четыре самолета Ту-154м - единственные в парке "Уральских авиалиний", летающие в Европу, в 2008 году будут сняты с дальнемагистральных полетов. |
"Со вступлением в силу 4-ой главы ИКАО с полетов в европейские страны будут сняты самолеты Ту-154м, так как по уровню шума российские авиадвигатели не отвечают новым требованиям Евросоюза, - рассказал Накануне.RU заместитель руководителя Уральского управления Государственного авиационного надзора ФСНСТ Александр Травка, - В прошлом году в Европу перестали летать российские Ту-154б, Ил-86 и Ту-134, год-полтора еще осталось летать Ту-154м. Новые двигатели на Ту-154б и Ту-154м отечественным авиапромом не производятся, поэтому самолеты дешевле списать, чем модернизировать. Впрочем, самолеты эти свое уже отлетали, если по зарубежным меркам 30-35 лет - это лишь половина летного ресурса, то по отечественным меркам – это уже много. Поэтому сегодня, чтобы удержать авиакомпанию на плаву, необходимо закупать импортные самолеты" . И до тех пор, пока авиапарк "Уральских авиалиний" не конкурентоспособен, компания уязвима. По крайней мере, именно на эту болевую точку и была рассчитана PR-атака.
Но для приобретения новой техники нужны серьезные средства. Как рассказал Накануне.RU директор Уральского филиала ИФГ "Аккорд-Инвест" Константин Селянин, "Уральские авиалинии" еще в 2002 году рассматривали, но отказались от идеи выпуска корпоративных облигаций, чтобы за счет осуществления
заимствований на финансовом рынке, приступить к реализации программы по обновлению парка самолетов. " У "Уральских авиалиний" нет возможности привлечения долгосрочных ресурсов в подобающих объемах, - отмечает Константин Селянин, -кредиты берутся, в основном, в местных банках, и это не решает проблемы".
"Уральские авиалинии" отказались и от идеи проведения IPO – размещения акций компании на открытых торговых площадках, хотя к такому способу привлечения инвестиций намерены прибегнуть многие российские авиакомпании, например, "Волга-Днепр", "Трансаэро", "Аэрофлот" и недавно созданный в России авиационный альянс AiRUnion. Возможно, причина в том, что руководство "Уральских авиалиний" стремилось и стремится сохранить контроль над компанией, говорит Константин Селянин: " Уральские авиалинии" превратились из открытого акционерного общества в "семейную" компанию, когда основные акционеры - г-н Скуратов и приближенные к нему - сегодня контролируют более чем 75% акций компании. Тем самым, считают в компании, акционеры застраховались от недружественных поглощений".
Теперь об идее, если так можно выразиться, "замещения" УА. Создавать новую базовую авиакомпанию - невероятно дорогое удовольствие, не имеющее ничего общего со здравым расчетом, а привлечение в "Кольцово" другой сторонней авиакомпании на роль базовой означает для владельцев аэропорта столкновение с теми же самыми проблемами –
Фото: Накануне.ru |
При этом эксперт убежден, что на создание новой авиакомпании не решатся ни региональные власти, ни "Ренова", поскольку на это потребуется не один год и сотни миллионов долларов инвестиций. Гораздо проще пригласить в "Кольцово" сильного конкурента или купить местную действующую компанию. "Я подразумеваю, что переговоры с "Уральскими авиалиниями" велись, однако стороны не сошлись в цене либо по каким-то другим условиям", - продолжает Владислав Кочетков
.
Если же "Ренова" перейдет от слов к делу и пригласит в регион нового авиаперевозчика, например, ту же столичную "ВИМ-АВИА", это ограничит рейсы "Уральских авиалиний" из "Кольцово" и значительно сократит финансовые потоки компании, после чего, полагает эксперт, руководство "Уральских авиалиний" должно будет пойти на уступки. "По сути, то, что прозвучало - это некая угроза "Уральским авиалиниям", возможно, рассчитанная на то, чтобы компания сдала свои позиции, - говорит Владислав Кочетков, - По крайней мере, у "Реновы" есть ресурсы, чтобы закачивать дополнительные средства в развитие "Уральских авиалиний", закупку новых самолетов и так далее. К тому же, дальнейшая интеграция "Реновы" в авиационный бизнес - покупка транспортных компаний - была бы вполне логична и понятна".
Получить комментарии от официального представителя "Реновы" не представилось возможным. Однако источник, близкий к "Ренове", в беседе с корреспондентом Накануне.RU отметил, что "Уральские авиалинии", как базовая авиакомпания аэропорта "Кольцово", поддерживалась и поддерживается как руководством "Кольцово", так и региональными властями. "Безусловно, развитие авиаперевозок для "Кольцово" в перспективе его развития как хаба - принципиальнейший вопрос. "Кольцово" готово содействовать и заинтересовано в развитии "Уральских
авиалиний". Однако стратегия развития "Уральских авиалиний", как базовой авиакомпании аэропорта, в полной мере до сих пор не ясна, - говорит собеседник Накануне.RU, - Поймите, есть некая логика развития бизнеса, которая зависит не от чьих-то личных желаний, симпатий или антипатий, а логика развития сугубо экономическая. И в такой ситуации сложно утверждать, что какое-либо радикальное решение категорично невозможно в перспективе".
Фото: Накануне.ru
Однако состоявшаяся накануне встреча Сергея Скуратова с губернатором Эдуардом Росселем кардинально изменила информационный фон вокруг "Уральских авиалиний".
Примечательно, что еще накануне встречи Скуратова с Росселем заявлялось, что авиакомпания ведет переговоры, предшествующие подписанию контракта об операционном лизинге трех Airbus-320. А на встрече с губернатором Скуратов доложил о заключении договора на поставку двух самолетов А-320 в 2006 году. Одновременно, по его словам, оформляется договор о приобретении в лизинг еще трех самолетов А-320 в марте-апреле 2007 года. Скуратов также отметил, что "Уральские авиалинии" большое внимание уделяют развитию региональных направлений. С этой целью были арендованы три самолета Ту-134 и Ан-24, и заключено соглашение с "Пермскими авиалиниями" о развитии сети внутрироссийских пассажирских перевозок. В авиакомпании сообщают, что освоение нового рынка – часть стратегического развития "Уральских авиалиний". Основные задачи, которые ставит перед собой авиакомпания в ближайшие годы, – это развитие маршрутной сети и систем продаж авиаперевозок, обеспечение безопасности полетов, повышение уровня обслуживания пассажиров, увеличение самолетного парка. И соглашение, заключенное с "Пермскими авиалиниями", дает дополнительные преимущества для достижения поставленных целей. |
Эдуард Россель, по информации его собственно пресс-службы, одобрил планы руководства "Уральских авиалиний". И, судя по тому, что в разгар конфликта с "Кольцово" встреча Скуратова с губернатором была освещена в весьма благодушных тонах, можно предположить, что перед авиакомпанией были поставлены новые контрольные сроки в вопросах обновления парка самолетов и увеличения пассажиропотока. "Уральские авиалинии" вынуждены совершить прорыв в своем развитии, что позволит окупить нынешние и будущие вложения "Реновы" в преобразование "Кольцово" в аэропорт-хаб, и, главное, поможет самой авиакомпании удержаться в роли базовой для своего партнера.