18 Сентября 2024
search

Не валяйте Дурова

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBU1fc
Смотрите: http://perevozki.youdo.com/pereezd/geo/perm/, подробности...
Объявление: http://perevozki.youdo.com/cars/, подробности тут.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Якунин заглянул за горизонт

Накануне Президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин сделал необычный пиар-шаг. Он выступил с лекцией, посвященной итогам работы компании и перспективам железнодорожной отрасли, перед студентами и преподавателями профильных ВУЗов. Его выступление транслировалось в каждом регионе страны. В Екатеринбурге на лекцию главы РЖД студенты и педколлектив Уральского университета путей сообщения, и молодые специалисты Свердловской магистрали собрались в большом зале Управления СвЖД. После общение с ними продолжил начальник Свердловской железной дороги Шевкет Шайдуллин.

Примечательно это событие, во-первых, тем, что глава РЖД, кстати, Владимир Якунин возглавил компанию не так давно (14 июня), впервые собрал разом студенчество железнодорожных ВУЗов. Во-вторых, в общении с молодежью он предпочел уйти от "протокола". Для того, чтобы вместе "пофантазировать, какой компания станет через пять-десять лет". Обозначив ключевые задачи РЖД, он дал понять, что расцвет отрасли целиком и полностью зависит от сегодняшних учеников-завтрашних руководителей госмонополии.

Мы публикуем наиболее интересные моменты из выступления президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина:

С момента образования ОАО "РЖД" прошло, или уже два года, или всего два года. На самом деле, этот период чрезвычайно короткий, но, если говорить о становлении новой структуры, которая создается впервые в истории нашей страны, то тогда любой день - довольно длительный срок. Поэтому, два года – это уже период, когда можно оценить проделанную работу.

Мы констатируем, что, например, пассажирский комплекс РЖД продемонстрировал неожиданные темпы роста. Впервые убыточность пассажирского транспорта снизилась и есть направления, а также фирменные поезда, которые являются весьма рентабельными. Как раз на эти направления работы, замечу, приходят частные структуры, например, сообщение Москва - Санкт-Петербург, пригородные и межрегиональные сообщения. Особо отмечу, что в третьем квартале этого года РЖД демонстрирует такие темпы погрузки, которых не было на протяжении последних 10-ти лет, - ежедневно грузим 3 млн 728 тыс тонн грузов.

Мы на днях вернулись из Великобритании, где размещали облигации ОАО "РЖД". Еще два года назад мне бы сказали, что компания сможет заимствовать деньги по цене 10% годовых, я посчитал бы это недостижимой целью. Мы вернулись с размещенными деньгами, по сути дела, с деньгами, которые заняли под 4,825% (!). Это ниже, чем у любой другой российской компании. РЖД обеспечивала и обеспечивает те международные контракты, которые подписаны крупнейшими российскими производителями, например, "Роснефть", "ЛУКОЙЛ" и др.

Еще несколько лет назад мы с сожалением констатировали, что не осталось производственного комплекса, который производит железнодорожный подвижной состав, разрушено транспортное машиностроение. Сегодня уже с гордостью можем говорить о том, что, благодаря в том числе последовательной политике РЖД, рождаются крупные производственные компании, а также новый класс управленцев-производственников, целью которых является не спекуляция, а именно производство той техники, которая востребована в железнодорожном транспорте. В содружестве с "Трансмашхолдингом" мы подготовили и представили Президенту РФ Владимиру Путину новые локомотивы.  

Считаю, что мы должны задуматься о том, какими должны быть российские железные дороги через 10-ть лет. Определив свои желания, мы должны соотнести их с материальными, людскими, научно-техническими и иными ресурсами, а также четко понимать, какие требования к нам предъявляет государство. РЖД - не просто коммерческая структура. С гордостью отмечаем, что компания обладает привилегией государственной поддержки. Но при этом не забываем, что эта привилегия сопровождается колоссальной ответственностью, связанной с тем, что РЖД - компания социально-ориентированная.

Я не могу подобрать другого слова, кроме как предложить "пофантазировать": какой компания станет через 5-10, а может быть за горизонтом 25 лет? Стратегическая программа РЖД ориентирована до 2010 года, но уже сегодня надо постараться заглянуть за этот горизонт. И я хочу с вами сегодня порассуждать над тем, какой компания будет, и какие задачи будет решать в будущем, когда в компанию придут новые работники, в том числе из сидящих в этом зале!?

Международные коридоры и новые направления мировых товарных потоков

Для того, чтобы составить любой прогноз, надо учитывать огромное количество факторов. Мы уже сегодня говорим о том, что входим в эру глобальной конкуренции на железнодорожных путях. Стратегия развития ОАО "РЖД", безусловно, будет определяться тенденциями развития мирового транспортного рынка как грузовых, так и пассажирских перевозок. Будущее РДЖ зависит от того, как мы сами справимся с поставленными Президентом РФ и Правительством РФ задачами в области развития железнодорожной инфраструктуры, реализации инвестиционных программ, совершенствования производственных процессов и бизнес-технологий. Без всякого заигрывания скажу, что именно сегодняшним студентам, завтрашним специалистам, а послезавтрашним руководителям отрасли, предстоит решить те задачи, которые реализуются в масштабах десятилетия.

Нам представляется, что мировое производство  становится все менее ресурсным. Очевидно, производство будет стремиться приблизиться не к ресурсной базе, а к наиболее дешевым рынкам рабочей силы. Для нас это - негативный фактор, потому что перевозки грузов будут сокращаться. С другой стороны, это приведет к изменению географии промышленных центров, рынки производства и потребления разделятся. Спрос может быть выше в одних странах, а производство будет концентрироваться в других странах.

Не будем забывать об очень мощных темпах роста в азиатских странах: в Китае, Иране, Латинской Америке и др. Кстати, РЖД последнее время получает большое число предложений о сотрудничестве в области развития железнодорожного транспорта от латино-американских стран, от Саудовской Аравии, Объединенных Эмиратов, Кувейта. С другой стороны, открытие новых месторождений нефти и газа, скажем, на северо-востоке России, в Восточной Сибири, потребуют огромного перемещения строительных материалов. Для РЖД - это огромная работа.

Если говорить об основных направлениях мировых товарных потоков, здесь на перспективы будут влиять географические, социально-демографические и геополитические факторы. Если говорить о месте России в мировом разделении труда, полагаем, что наша страна крепко займет место страны, поставляющей в Европу и Азию необходимые энергоресурсы и, надеюсь, продукты высокотехнологического производства.

Теперь подробнее о развитии транспортного и транзитного потенциала России. Как известно, ежегодно между Западной Европой и Восточной Азией перевозятся 6 млн контейнеров с товарной массой общей стоимостью $250 млрд. При этом Россия, занимающая более 30% территории Евроазиатского континента, является объективным сухопутным мостом для перевозки этих контейнеров. Однако сегодня только 2% зарождающегося в азиатско-тихоокеанском регионе потока перевозок проходит в Европу по территории России. Чтобы добиться изменений, надо понять, что не мы одни такие умные и желаем оказать глобальную транспортную услугу. Так, современный пароход-контейнеровоз может погрузить и перевезти 10-ть тысяч контейнеров. Если бы РЖД попыталась этот груз взять и перевезти в Европу, то это не удалось бы - поезда вытянулись бы в длину Транссиба. Однако свою долю мы, безусловно, должны взять.

Наиболее перспективным для России международным транспортным коридором является направление Запад-Восток (от Берлина до Японии, Корейского полуострова) и Север-Юг (которое должно связать Европу с Индией и Пакистаном). Наиболее экономически выгодным для России, а также Ирана и Индии, является коридор Север-Юг, сегодня объем перевозок по этому маршруту оценивается в $250 млрд в год. Считаем, что до 15% этого грузового потока может следовать через Россию. Причем, только оплата транзита может принести в казну нашей страны $300 млн. Естественно, эти цифры ориентировочные, все зависит от того, насколько эффективно РЖД сможет сработать. Это задача, которую придется решать, в том числе и новым сотрудникам РЖД.

Какие основные конкурентные планы существуют? Прежде всего, транспортный коридор, который именуется еще "Новым шелковым путем". Он соединяет Франкфурт и Шанхай, минуя территорию России. Этот транспортный коридор строится под транспортировку нефти и хлопка, и хотя этот коридор пересекает десятки границ, идет в обход России, активно поддерживается и западными компаниями, и рядом бывших советских республик. Еще один потенциальный конкурент сетей РЖД - проект строительства транскитайской железнодорожной магистрали для вывоза грузов из Азии чрез Казахстан и Киргизию в порты Ирана и Российского залива.

Но более опасным считают трансазиатскую железнодорожную магистраль, которая должна протянуться от побережья Желтого моря в Китай через Казахстан с выходом в Россию и далее в Европу. Она короче Транссиба на две тысячи км и, хотя частично проходит по территории России, основную долю Транссиба минует. Чтобы бороться за этот груз, нам необходимо устанавливать такие высокие качества сервиса, к которым привык современный грузовладелец. Кроме того, уже принято решение о строительстве туннеля, соединяющего Турцию с Европейским материком, всерьез говорят и о новых транспортных путях в обход транспортных путей России. Мы наблюдаем, как строится железная дорога в Казахстане, соединяющая Китай, - это еще один конкурентный проект.  И мы должны сегодня договариваться с Казахстаном и Китаем, чтобы делить грузопотоки, в противном случае, эти вопросы решат без нас.

В свою очередь, мы предложили еще один евразийский транспортный маршрут, через Кавказский хребет. Основная идея проекта в том, чтобы создать транспортную сервисную инфраструктуру, связывающую Закавказье и Ближний Восток с Россией, Японией и Китаем, кроме того, порты Черного моря, Средиземноморья и Российского залива с терминалами российского Приморья. С политической точки зрения этот проект учитывает интересы всех связанных с ним стран, но обойдется он в $4,2 млрд.

Нужен локомотив на водородном топливе

Месяц назад я проводил переговоры с одним из изобретателей из Норвергии. Он мне показал проект и фотографии прототипа нового вида транспортного средства, работающего на водородном топливе. Поскольку по своей первой специальности я инженер-механик, занимался ракетной техникой, представил этакие космические корабли, криогенную технику. Это жутко дорогое мероприятие, кстати. Я спросил у изобретателя, где способ, которым поддерживается водород в жидком состоянии? На что тот, не то чтобы посмеялся, рассказал, что водород содержится в металлических шариках, никакого криогена не надо. Понимаете, это совершенно новая техника. Хочу вам сказать, что на эти разработки уже обратили внимание некоторые российские крупные промышленники, которые начинают прикупать на всякий случай такие производства на Западе. То есть, если я с гордостью говорил о том, что у нас есть уже проект газотурбовоза, не исключаю, что значительно раньше, чем 2025 год, у нас появятся локомотивы, работающие в том числе на водородном топливе.

Нельзя не отметить и конкуренцию с другими видами транспорта. С авиационным транспортом РЖД конкурирует только, к счастью, за пассажира, а вот с автомобилистами и моряками, прежде всего, за грузы. Наша задача состоит и в том, чтобы учитывать развитие автомобильных дорог в России. Минтранспорта РФ проводит масштабную работу по развитию автодорожной сети, на что средства выделяются из федерального бюджета. Нам от этого, как вы понимаете, только тяжелее.

Потенциал железнодорожного транспорта огромный. Однако в экспорте транспортных услуг Россия на 31 месте в мире. Экспорт транспортных услуг приносит всего $3 млрд в год. Очевидно, что России сегодня нужна новая транспортная идеология, включающая в себя участие в международных транспортных коридорах и рост объемов контейнерных перевозок по Транссибу. Внутри страны также будут реализовываться экономические проекты по созданию новых промышленных центров, что потребует от РЖД огромных усилий. Это такие проекты, как развитие потенциала Кузбасса, освоение месторождений Ямала и прочие, которые приведут в том числе и к созданию новых рабочих мест на РЖД.

РЖД придется конкурировать, замечу, и на рынке трудовых ресурсов. Так, если в 2003 году компания смогла подняться по уровню средней заработной платы на 6-7 место, то сегодня опустилась на 8-е место. Это связано не с тем, что мы стали хуже работать, а с тем, что наши конкуренты, например, области нефтедобычи или металлургии, способны платить большие деньги. Тем не менее, этот фактор мы обязаны учитывать, чтобы уровень реальных доходов в отрасли поднимался.

РЖД продолжает изучать и опыт ведущих мировых железнодорожных компаний, чтобы возможно было избежать повторения их ошибок, особенно, это актуально в преддверии вступления России в ВТО. То есть, мы должны успешно конкурировать с зарубежными фирмами.

Отмечу, что сегодня по сетям РЖД груз перемещается со скоростью 350 км в сутки, однако скорость должна быть не меньше 500 км в сутки. Это основной вопрос – вопрос качества той услуги, которую мы предоставляем. Скорость, точность, сохранность груза и, естественно, безопасность. Если говорить о преимуществах пассажирского железнодорожного транспорта, думаю, они в новых поездах. В Великобритании пассажирские поезда ходят со скоростью 250- 350 кмв час. Мы рассчитываем, что задачу скоростного движения РЖД сможет реализовать с помощью западных партнеров. Когда поезд идет и доставляет пассажира, например, из Рима во Флоренцию за 1,5 часа, а это быстрее, чем туда пассажир может прилететь на самолете или приехать на машине, то поезд становится безальтернативным (!) транспортном. При российских просторах, нам нужны очень большие скорости. Необходим новый подвижной состав, а у нас такого подвижного состава пока нет.

Сегодня у нас подвижной парк состоит из 622 тысяч вагонов, из них реально работают 350 тысяч. Тогда как у частников сегодня на сетях РЖД работают 250 тысяч вагонов. Мы уже сегодня в области высокодоходных перевозок начинаем серьезно быть теснимыми частными операторами. РЖД должна стремиться к конкуренции на этом сегменте и понимать, что 250 тысяч уже не 50% от 350 тысяч вагонов. К тому же, мы платим налоги за подвижной состав, который не может использоваться в производственном процессе. Однако мы должны соответствовать той задаче, которая перед нами поставлена главой государства – это развитие и поддержание инфраструктуры железнодорожного транспорта, а сделать это сможем, только если будем эффективно зарабатывать деньги.

На этом, думаю, можно подвести некоторый итог. Для меня было очень важно довести до молодежной, студенческой аудитории, которая является центром нашей идеологической работы и внимания, по той простой причине, чтобы в ОАО "РЖД" приходили молодые, сильные, здоровые, грамотные и преданные своему делу и стране люди. Без этой преданности в железнодорожном транспорте работать невозможно.

Я приведу один пример, который запомнил на всю жизнь. Это был 91-ый год, мой сын закончил 11-ый класс и пошел в Ленинградский университет. У меня с ним состоялся очень тяжелый разговор, когда он пришел ко мне с такими словами- мол, жить на что-то надо, вся профессура занялась бизнесом, товарищ его пошел в фирму своего отца и получает $500 в месяц... Мне стоило большого труда тогда убедить его в том, что всегда надо стремиться к перспективе. Сегодня приятно сказать, что этот молодой юноша, который собирался поменять университетский стол на работу в коммерческой структуре, стал кандидатом наук, руководит одним из крупнейших предприятий в области туризма, единственный по конкурсу поступил, без отрыва от производства, в лондонскую экономическую школу... Работает, как проклятый, получает от этого удовольствие. Я вам всем желаю, чтоб вы от своей жизни, учебы получали удовольствие, и чтоб у вас не было ни минуты свободного времени, за исключением времени, которое вы тратите на книги, на любовь, на жизнь. Не забывайте, что это тоже очень важно.

Начальник Свердловской железной дороги Шевкет Шайдуллин так прокомментировал выступление главы "Российских железных дорог" - Приятно, что среди масштабных и серьезных задач, которые сегодня стоят перед РЖД, рассматриваются не просто какие-то производственные мероприятия, социальная политика, а именно работа с молодежью. Сегодня президент РЖД показал, что у ребят есть равные возможности для того, чтобы в будущем реализовать те задачи и программы, которые стоят перед железнодорожной отраслью. Молодежь должна понять, что она востребована. Заметьте, ведь встреча была выстроена не по протоколу. Президент РЖД не просто показал, что он - глава компании, менеджер высокого уровня, но и, я думаю, как родитель отнесся к молодежи. То есть, с желанием того, чтобы каждый из ребят смог найти свое место не только на РЖД, а в целом в развитии России.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС