Японцы оказались гораздо деловитей европейцев
Основная тема состоявшейся накануне в Екатеринбурге пресс-конференции заместителя уральского полпреда Виктора Басаргина - итоги поездки делегации УрФО в Японию.
Четыре дня была делегация в Японии. Для уральских бизнесменов в таком составе это прецедент. Принцип формирования делегации, как сказал Виктор Басаргин, остался прежним - представители всех субъектов на уровне губернаторов, руководители крупнейших вертикально - интегрированных структур /металлургического комплекса, топливно- энергетического комплекса и машиностроительного комплекса/.
Основная цель поездки – презентовать инвестиционные возможности УРФО в Японии, насыщение японо-российского плана, подписанного президентом и премьер-министром Японии, реализация последних соглашений, достигнутых в декабрьской поездке российского премьера 2003 года. Поездка уральских бизнесменов и чиновников была организована по поручению Президента РФ.
Стоит заметить, что все члены делегации говорили о том, что реально почувствовали: Япония сегодня рассматривает Россию как один из стратегических рынков, на которые они будут серьезно заходить, серьезно работать.
Как сказал Виктор Басаргин: "Мы не ездили туда просить деньги для развития экономики УрФО, мы показывали свои потенциальные возможности, мы говорили о том, что мы сами готовы сегодня с учетом концентрации производств здесь в УрФО выходить уже не на уровень сырьевого придатка и поставок сырья на зарубежные рынки, а работать на уровне создания предприятий высоких технологий, более глубокой переработки сырья непосредственно здесь".
Поскольку отчет о поездке делегации УрФО в Японию проходил в форме пресс-конференции, далее мы публикуем ответы на конкретные вопросы журналистов.
Вопрос: Какие, на Ваш взгляд, точки притяжения в УрФО могли бы особенно заинтересовать японцев?
Виктор Басаргин: Честно признаюсь, что результат поездки был несколько неожиданным. Мы со стороны наших европейских партнеров таких быстрых ответных действий нигде не встречали. Уже в текущем месяце /феврале/ сюда приезжают две компании. Одна из них будет заниматься рассмотрением вопросов лесопромышленного комплекса, для них это очень важная сфера, лес их заинтересовал как сырье, вторая будет смотреть вопросы машиностроения по Челябинской области.
В марте месяце приедут две компании по вопросам нефте - газодобычи. В апреле в Москве состоится заседание японо-российского комитета по экономическому сотрудничеству, после чего делегация в составе руководителя этого комитета господина Анзая и порядка 50 представителей бизнеса Японии выезжают к нам , разделятся на две части: одна часть в Екатеринбург, другая в Челябинск.
В частности по Челябинскому
тракторному заводу подписано соглашение. Надеемся , что там начнется
производство тракторов, которые будут поступать на российский рынок, китайский и индийский. Это столь серьезный
контракт, что, если он будет реализован, то принесет значительные инвестиции.
Еще одна часть японских бизнесменов выедет в Сургут по вопросам
нефтедобычи и поставки нефтегазового оборудования на наш
рынок.
Главное внимание они обратили на наши базовые отрасли -машиностроение, металлургия. Вы уже знаете
, что там подписано соглашение между Евразхолдингом и МИЦУБИСИ, по нефтяникам
будет соглашение, в области торговли, химической промышленности,
нефтепереработки подписали соглашения, серьезно заинтересовали
японцев проекты, связанные с низконапорным газом . Мы надеемся,
что контракты на первом этапе будут касаться некой
глубокой переработки, связано это будет с некоторыми
аспектами разжижения и поставками северным морским путем в
Японию.
Серьезные были разговоры о геополитике, о реализации проекта Сахалин 1, Сахалин 2 и по поводу трубопровода до Находки. Был серьезный разговор о том, чтобы наши компании приняли участие в строительстве этих трубопроводов, с одной стороны. С другой стороны, чтобы нефть поставлялась из Западной Сибири, то есть из Ханты-Мансийского округа , потому что у нас все нефтедобывающие комплексы освоены , есть инфраструктура и поэтому с точки зрения гарантий поставок сырья, требуется участие Западной Сибири.
Вопрос: Речь о северном морском пути?
Виктор Басаргин: Северный морской путь - это использование порядка 120 дней в году с точки зрения флота. В то же время у нас сегодня ряд компаний обладают возможностью перевозки нефте- углеводородов, поэтому японцы готовы вложить средства в инфраструктуру по освоению.
Вопрос: Насколько перспективнее проекты в Японии по сравнению с теми контактами, что были в Европе?
Виктор Басаргин: Окончательно говорить рано. Но мы почувствовали живой отклик на те предложения, которые были сформулированы до поездки. Если по странам европейским мы формулировали предложения и часть из них реализовывалась, часть не реализовывалась, то здесь все предложения, которые в конечном итоге вошли в программу, как мы почувствовали, представляют живой интерес и будут изучаться.
По Франции сейчас мы создали экспертный совет, после переговоров с экономическим ведомством для детальной отработки проектов. Так что здесь уже выборка произошла по основным проектам. Что касается поездки в Японию, я считаю, как минимум 50% проектов предложенных, будут реализованы.
Вопрос: Сроки и цели визита сюда господина Мори могли бы озвучить?
Виктор Басаргин: На мой взгляд, господин Мори является одним из проводником идеи более тесного сотрудничества с Россией. У него, кстати, есть личные связи с Россией, связанные с отцом. Он жил на Дальнем Востоке и после смерти по завещанию его прах захоронен и в России, и в Японии .Ежегодно г-н Мори ездит в Россию.
Кроме того, часть проектов, которые начинались, когда он был премьер-министром, как раз связаны с нефтяными проектами, с вопросами машиностроения, были реализованы в России. Это тоже элемент геополитики, связанный с разделением рынков между Японией, Россией и Китаем. Сегодня, кстати, идет серьезная экспансия на рынке Японии со стороны Китая. Поэтому два вектора и в политических кругах, и в экономических кругах имеют место. С одной стороны, в Китай, из Китая в Японию, с другой стороны, - это рынок российский и направленность российского рынка в Японию.
Цель приезда сюда г-на Мори - реально
познакомится с положением дел в экономике, оценить тот потенциал, который был
нами представлен в Японии и постараться через свои инструменты и механизмы
информировать японскую сторону о возможностях сотрудничества с
УрФО.
Информационный обмен, информационная
насыщенность были важными составляющими нашего визита. Сегодня эпоха
такого информационного насыщения, но тем не менее, знаем мы друг друга
очень плохо. Там практически о наших крупнейших предприятиях никто ничего
не слышал. Эта проблема на всех встречах с ассоциациями
работодателей АРТОТОБО, ДЖЕТРА, КАЙДАНРЕН прозвучала и они все согласились разместить на
своих сайтах информацию по УрФО, по предприятиям УрФО, мы сейчас такие
предложения готовим, причем, обмен будет на безвозмездной основе.
Вопрос: Японцы хотят получить лес, нефть, металл и газ, уральские предприниматели тоже о чем -то договорились. Что УрФО получит взамен за нефть и лес?
Виктор Басаргин: Подписано соглашение "Уралсвязинформом" и компанией НЕК по поставке телекоммуникационного оборудования, по Челябинскому тракторному я вам сказал. Есть соглашение, проведены переговоры по инициативе начальника СвЖД г-на Мишарина по участию компании НИСИН в создании здесь евразийского центра логистики на базе центра управления перевозками. Еще в этой программе будет участвовать компания МИЦУБИСИ. По поводу электропоездов создана совместная группа СвЖД и со стороны японских компаний МИЦУБИСИ и ХИТАЧИ, по ТМК достигнута договоренности по участию их в строительстве трубопроводов, есть договоренность по поставке нефти, по месторождениям газа /по Ковыктинскому месторождению, Иркутская область/. Хоть это не в пределах нашего округа, но такие проекты как Иркутский, Дальневосточный мы не отбрасывали, мы их тоже обсуждали. По Магнитогорскому металлургическому комбинату и НТМК кроме договоренностей по взаимной поставке металлов в обмен на оборудование была достигнута договоренность по поставке оборудования для очистки отходов металлургического производства.По Магнитогорскому Металлургическому Комбинату есть договоренность с компанией НИПАНСТИЛ на получения чугуна бездоменным способом и так далее. Было много договоренностей. На удивление много, очень неожиданный был результат.
Вопрос: Какова прогнозируемая инвестиционная емкость проектов?
Виктор Басаргин: С точки зрения инвестиционной емкости, те проекты, которые мы берем с собой, как пакет инвестиционных и новационных решений,оценивается в пределах 400 млрд долларов. Это те проекты, которые могут очень быстро окупаться, наименее рискованные и с наибольшей отдачей. Проекты и соглашения, которые подписаны сегодня и реализуются на 100% , мы считаем, что их инвестиционная емкость порядка 1,5 млрд долларов.
Вопрос: Поясните, касаются ли подписанные проекты реконструкции НТМК?
Виктор Басаргин: Да, я как раз остановился на НТМК. Во всех переговорах ,связанных с поставкой оборудования на СвЖД, кроме г-на Мишарина принимал участие /в частности с компанией МИЦУБИСИ/ г-н Носов. Договоренность обсуждалась такая: если мы повышаем качество на НТМК, то РЖД готова платить за этот продукт, по тем же ценам, которые они сегодня платят за продукцию японских предприятий, а японцам важно участвовать с точки зрения технологий. Для них вообще важен наш рынок, поставка сюда оборудования, технологий, чтобы потом здесь работать. И прицел более дальний, чем просто сегодня закупать или поставлять продукцию.
Вопрос: Обсуждался ли вопрос участия японских компаний в строительстве стана-5000 на НТМК?
Виктор Басаргин: Тоже были договоренности, но там не только договоренности о поставке оборудования, а и об участии их капитала в проекте.
Вопрос: Планирует ли уральское полпредствао продолжение поездок за рубеж и каковы дальнейшие планы сотрудничества по регионам?
Виктор Басаргин: С точки зрения делегации УрФО, то мы свою программу уже реализуем, дальше должны сотрудничать регионы, именно субъекты. Кстати, во время японской поездки была встреча с национальным советом губернаторов Японии, где мы как раз говорили о том, что необходимо просто работать на региональном уровне, работать с субъектами. Была достигнута договоренность, что мы изучим экономический потенциал субъектов, посмотрим по структуре экономики, для того, чтобы найти соответствующие регионы и в дальнейшем уже вывести на сотрудничество с ними.
По Киото нам японцы свою структуру представили, сейчас мы посмотрим , кто из регионов ближе всего к ним, чтобы дальнейшие переговоры проходили на уровне субъектов.
Вопрос: В какие страны еще планируются поездки?
Виктор Басаргин: У нас есть предложения посетить Америку, Чехию, Славению, латиноамериканские страны / всего 12 стран/, но мы сейчас не берем на себя какие-то обязательства.Мы хотим реализовать те проекты, те соглашения, те договоренности, которые достигли во Франции и в Японии. Здесь уже напряженный график работа, организация ответных визитов. Есть договоренность посещения и со стороны Франции двух миссий представителей бизнеса и по Японии целая череда плюс наши коллеги по Японии приезжают в феврале знакомиться с рядом предприятий. Кстати, наш визит серьезно освещался в японских СМИ, а сейчас они хотят познакомиться со всеми непосредственно на месте.
Вопрос: Были ли достигнуты некие договоренности по Тобольскому нефтехимическому комбинату?
Виктор Басаргин: Как раз в марте состоится туда выезд японцев. Будет изучена вся ситуация, в частности по той процедуре, что там происходит по линии СИБУРА. Есть намерения использовать то оборудование, /оно частично как раз из Японии/, которое было закуплено несколько лет назад и сегодня не используется.
Мы договорились, что японские компании приедут, посмотрят. Речь идет о нефтегазохимии, а низконапорный газ и все что касается нефтехимии очень серьезно интересует японцев, они готовы в этом участвовать.
Вопрос: Обсуждали ли вопросы гуманитарного сотрудничества?
Виктор Басаргин: Мы говорили по гуманитарному сотрудничеству в области образования, здравоохранения, культурных обменов. Япония очень серьезно относится к этим проектам и, думаю, что будут определенные предложения по культурным обменам, по созданию образовательных центров в УрФО плюс учеба наших специалистов там. Мы, кстати, встретились с диаспорой нашей российской, которая там учится.
Вопрос: О машиностроительных проектах расскажите поподробней.
Виктор Басаргин: По Уралмашу есть договоренности с рядом фирм, рассматривалась работа не только с японским рынкам, но и на всем Тихоокеанском побережье /в Китае/, в частности проекты по шагающим экскаваторам, по буровым.
Вопрос: С банковским сектором японской экономики были встречи?
Виктор Басаргин : Японские банки проявляют серьезный интерес, они готовы, причем, под самые низкие проценты кредитовать наш бизнес. Схема кредитования идентична европейской - это кредиты под поставку оборудования из Японии.