Валерий Язев: Транспортный вопрос надо решать путем государственно-частного партнёрства
Как раз в момент проведения большого совещания по развитию транспортной системы Уральского федерального округа, которое проводил в Челябинске глава государства, об этой же теме в эфире телекомпании "Ермак" говорил депутат государственной Думы Валерий Язев. Вообще круг обсуждаемых вопросов в ходе этого телеинтервью вышел за рамки только этой темы и неизбежно коснулся перспектив достройки реактора БН -800 на Белоярской АЭС (Свердловская область), в чем Валерий Афонасьевич принимает самое живое участие, и судьбы бывшего министра атомной энергетики г-на Адамова, которого Язев знает лично, и перспектив российско-иранского сотрудничества в области ядерной энергетики. Темы все более, чем актуальные. А потому мы представляем своим читателям печатную версию этого интервью Валерия Язева .
Вопрос: Насколько важно развитие транспорта для УрФО?
Валерий Язев
: Важно и для округа ,и для России в целом. Я бы назвал
четыре проекта, которые рассматриваются в контексте.
Первый - это
меридиональный: железная дорога от Ивделя до Лабытнанги до Харпа. То есть, сегодня
она у нас заканчивается в Приобье и чтоб доехать до Ямала нужно ехать через
Ухту, Котлас или до Ямбурга, а там другим путем через Тюмень, Сургут, Ноябрьск.
А полярный Урал с большими запасами рудных полезных ископаемых как минимум
железными дорогами не обеспечен. И там (есть расчеты определенные) миллионы тон
груза в год, дорога эта будет загружена.
Второй проект - широтный. У нас не замкнута дорога от старого Надыма до Салехарда. Это
Ямало-Ненецкий автономный округ, но не полуостров Ямал, а чуть южнее. Это старый Надым, а на
реке Надым- это Медвежье месторождение и он тоже не замкнут. Если его замкнуть
до Салехарда, там всего 250 км дороги нужно, и с учетом водной переправы
(летом паром, зимой ледовый через Обь) вывоз оттуда конденсата, допустим, железной
дорогой, можно сократить путь на 1700км. Сейчас его через Тюмень возят в Питер, а
так можно напрямую по северу. Вот это второй проект, который чрезвычайно нужен и
важен.
Третий проект – новая трубопроводная система СРТО (Северный
Рынок Тюменской области) в Баренцево море (незамерзающую его
часть - это Чуйская губа и Карлин нос ) для того, чтоб транспортировать
туда нефть, газ. И оттуда уже танкерами ледового класса отправлять на
экспорт.
Четвертый проект- это железная дорога до Дудинки. Это 501, 502,
503 сталинские стройки. Я был на них и там работал, в значительной степени
эта трасса подготовлена и там порядка 600-700 млн долларов нужно, чтобы
запустить эту дорогу и плюс автомобильное сообщение с Пермской области
через север Свердловской на Ямал.
Вот эти масштабные проекты, на мой взгляд, не должны вызывать ни у кого сомнений в их целесообразности. Вопрос финансового обеспечения строительства этих дорог сложен. Здесь все надеются на бюджетное финансирование. На мой взгляд, это утопия, это неправильно абсолютно. Есть технологии государственно-частного партнёрства, а есть вопросы кредитования, и весь набор этих дорог можно построить за 3-4 года.
Вопрос: Предлагается совместное финансирование регионов-нефтяников?
Валерий Язев: У регионов нет денег.
Вопрос: А Ямал, Югра? Это же крупнейшие бюджеты в России?
Валерий Язев: Они крупнейшие. Но эти бюджеты расписаны, там таких инвестиционных возможностей, чтобы строить инфраструктурные объекты общероссийского значения, просто нет. У нас есть огромное количество денег в стране. Субъекты - это опять бюджет, а есть технологии небюджетного финансирования строительства.
Вопрос: Ямальская железнодорожная компания как пример?
Валерий Язев: Создана на бумаге и пока ни в коей мере не проявилась и не реализовала себя.
Вопрос: Насколько тогда было целесообразно создавать этот проект?
Валерий Язев: Это вопрос к тем людям, которые возглавили этот проект.
Вопрос: И тем не менее - достроена же ветка Коротчаево –Новый Уренгой полтора года назад?
Валерий Язев: Это мизерная часть. У нас до сих пор нет нормального железнодорожного движения между Коротчаево и старым Надымом. Там грузовые поезда ходят и то сходы есть, низкого качества дорога, как она была НПЖТ (Надымское предприятие железнодорожного транспорта) во временной эксплуатации, так до сих пор там, кардинально ситуация не улучшена.
Вопрос: Значит основной вопрос все- таки в финансировании?
Валерий Язев: Не совсем правильно в современных реалиях ждать деньги, масштабного финансирования от государства. У государства много других задач в области обороны, социальной сферы, здравоохранения, образования и так далее.
Вопрос: А заинтересованность есть у всех сторон - у бизнесменов, у региональных чиновников?
Валерий Язев: Конечно. Бизнес хочет получить транспортную инфраструктуру, чтобы активно прийти в тот регион. Конечно, у субъектов Федерации есть колоссальная заинтересованность, чтобы там создавались новые рабочие места, новые производства, увеличивался бы региональный валовый продукт, росла бы налогооблагаемая база и у государства есть интерес. Просто надо найти взвешенное решение по финансированию этих проектов.
Вопрос: Финансирование как раз и обсуждалось накануне в Челябинске, где присутствовали все губернаторы и президент России, министры. Так ведь?
Валерий Язев: До детального обсуждения финансовой схемы не дошло, на нём и запнулись.
Вопрос: Вопрос по финансированию строительства четвертого блока Белоярской АЭС. Вы тоже ведь курируете этот проект? Вопрос сдвинулся с мертвой точки, какие-то средства найдены, какие пути прорабатываются?
Валерий Язев: БН 800 (Блок на быстрых нейтронах для Белоярской АЭС) финансируется и строится, там освоено порядка 10% от потребных средств. Если такими темпами строить, конечно, его до 20-го года не достроить, а он нужен был в 10-м году уже. Сегодня очевидно, что его в 10-м году не будет. 1млрд. долларов нужно, грубо говоря. Поэтому в интервале 12-15 гг его пустить будет замечательно и для этого нужно софинасирование бюджетное. Здесь вопрос в том, что блок инновационный, это новые технологии, референтный блок для всей энергетики на быстрых нейтронах, в значительной степени для материаловедения. На его базе можно создать международный исследовательский центр и государство должно в этом участвовать, кроме "Росэнергоатома", своими бюджетными средствами. И комплекс мероприятий, которые мы провели за полгода, это и обращение Свердловского регионального отделения партии "Единая Россия", и решения Президиума Генерального совета (я на нем был и докладывал), наш думский комитет провел два расширенных заседания, прошли парламентские слушания в Госдуме, на встрече с Президентом РФ я обсуждал эту тему. В общем-то понимание есть. Есть предварительные решения, что в случае дополнительных доходов по результатам полугодия этого года будут средства выделены и уж обязательно мы надеемся на бюджет 2006 года. Государство будет участвовать в финансировании, чтобы более динамично шло строительство.
Вопрос: Арест Адамова. Ваша позиция?
Валерий Язев: Во-первых ,я его хорошо знаю. Адамов был очень эффективным министром атомной энергетики в постсоветское время. Она в годы перестройки получила дополнительный импульс от того, что он занимал активную позицию, причем, он новые взгляды и подходы быстро освоил, когда менялось государственное устройство в стране, в новых условиях нужно было находить новые формы и методы, он очень продвинутый мужик. Он не нарушал российских законов, его обвиняют в коммерческой деятельности до принятия закона о государственных унитарных предприятиях. А это было в 2003 году, когда можно было совмещать деятельность государственную с коммерческой, он, будучи, директором института НИКИЭТ мог этим заниматься и занимался этим эффективно. Если он выполнял заказы, в том числе американской администрации или фондов американских по повышению надежности - ядерной, радиационной надежности атомных станций с реакторами типа РБМК, чернобыльского типа за меньшие деньги, чем сумел с них получить, а эти дополнительные средства использовал для покупки компьютеров у них же, быстродействующих, которые использовал в технологиях моделирования процессов ядерной энергетики, то его не в чем обвинять.
Вопрос: Получается, здесь больше политики?
Валерий Язев: И политики в том числе. Он пзанимал жесткую позицию. Может быть, не всегда конструктивную, но бескомпромиссную по российско-иранским, ирано- американским вопросам нераспространения ядерного оружия и вызывал этим раздражение у американской администрации. У каждой из этих тем есть своя история, в том числе и у российско-иранской. Я считаю, что он - носитель секретов. Это безусловно. Никто не убедит меня в обратном. Он детально знает технологии производства ядерного оружия России и исследования по этой теме, по ядерно- энергетической тематике и, конечно, нельзя, чтобы он стал доступен американским спецслужбам. Они элементарно выкачают всю информацию, он даже этого не поймет.
Вопрос: Есть, на Ваш взгляд, какие-то политические инструменты, чтобы вернуть его?
Валерий Язев: Это вопрос не ко мне, это вопрос к МИДу, к нашим спецслужбам. Я считаю, что есть. И я надеюсь, что этим занимаются. Мы получали заверения, отчет Лаврова и он сказал, что все необходимые шаги Министерство иностранных дел России предпринимает, чтобы вызволить Адамова. И, если есть какие-то основания для разбирательства в этом деле, то надо содержать его в России.
Вопрос: Российско-иранское сотрудничество, за которое ратовал Адамов. Внешне -политические факторы смогут сказаться негативно и вообще какие перспективы сотрудничества с Ираном?
Валерий Язев: В советские времена шейх Ирана обратился к нам с вопросом по строительству 22 атомных реакторов и мы приняли это предложение. Время прошло и новый Иран обратился к нам спросьбой построить 6 атомных реакторов в Иране. Россия и Минатом выступили с инициативой - да, надо строить, 6 реакторов это 10 млрд. долларов мы бы заработали. И на десятилетия мы бы поставляли туда свежее топливо ядерное и получали бы на хранение и переработку облученное ядерное топливо. А это очень серьёзный и масштабный бизнес. Строительство начато было. К сожалению, на первый реактор не мы тендер выиграли, а французы и немцы. А, когда Америка приняла активные шаги по остановке этого проекта, Россия взялась достраивать эти блоки и активно работала в АЭС в Бушере. Требования поставить ядерные программы Ирана под контроль МАГАТЭ, которые абсолютно правомочны и справедливы, мы выполняем и стоим на этих же позициях. Но американцы, я участвовал много раз в переговорах с ними и по иранской теме и вообще по группе ядерных поставщиков по режиму и распространению, они любят к политике подмешивать бизнес. И находят возможности грамотно очень убирать конкурентов с этого рынка. Бушер и Иран один из примеров тому. Поэтому было предложено решение сделать совместное российско-американский проект по достройке, поставке туда чистого топлива и принятия на хранение и переработку облученного топлива. И он не реализуется, потому, что в Америке есть очень большой круг лиц, которые вообще не хотят нормализации отношений с Россией. А сегодня российско-иранский вопрос ключевой в ядерной тематике, а ядерная тематика занимает большое место в российско-американских отношениях. И в этом клубке проблем и позиция Адамова была и отношение американцев к Адамову.
Президент же заявил, что мы будем поддерживать двухсторонние отношения на принципах нераспространения с Ираном, в то же время мы готовы участвовать в многосторонних отношениях в международных проектах по иранским программам мирного атома.
Редакция благодарит телекомпанию "Ермак" за
предоставленные материалы.