23 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBq8Ln
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/country/geo/kirov/: смотреть варианты >>
Услуги на YouDo: http://remont.youdo.com/repair/flat/three-room/, варианты >>
Перевозка грузов: http://perevozki.youdo.com/passenger/minibuses/brand/gaz/bezvoditeiya/, подробное описание тут.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Валерий Язев: Транспортный вопрос надо решать путем государственно-частного партнёрства

Как раз в момент проведения большого совещания по развитию транспортной системы Уральского федерального округа, которое проводил в Челябинске глава государства, об этой же теме в эфире телекомпании "Ермак" говорил депутат государственной Думы Валерий Язев. Вообще круг обсуждаемых вопросов в ходе этого телеинтервью вышел за рамки только этой темы и неизбежно коснулся перспектив достройки реактора БН -800 на Белоярской АЭС (Свердловская область), в чем Валерий Афонасьевич принимает самое живое участие, и судьбы бывшего министра атомной энергетики г-на Адамова, которого Язев знает лично, и перспектив российско-иранского сотрудничества в области ядерной энергетики. Темы все более, чем актуальные. А потому мы представляем своим читателям печатную версию этого интервью Валерия Язева .  

Вопрос: Насколько важно развитие  транспорта для  УрФО?

Валерий Язев :  Важно и для округа ,и для России в целом. Я бы назвал четыре проекта,  которые рассматриваются в контексте.
Первый - это меридиональный: железная дорога от Ивделя до Лабытнанги до Харпа. То есть, сегодня она у нас заканчивается в Приобье и чтоб доехать до Ямала нужно ехать через Ухту, Котлас или до Ямбурга, а там другим путем через Тюмень, Сургут, Ноябрьск. А полярный Урал с большими запасами рудных полезных ископаемых как минимум железными дорогами не обеспечен. И там (есть расчеты определенные) миллионы тон груза в год, дорога  эта будет загружена.
Второй проект -  широтный. У нас не замкнута дорога от старого Надыма до Салехарда. Это Ямало-Ненецкий автономный округ, но не полуостров Ямал, а чуть южнее. Это старый Надым, а на реке Надым- это Медвежье месторождение и он тоже не замкнут. Если его замкнуть до Салехарда, там всего 250 км дороги нужно, и с учетом водной переправы (летом паром, зимой ледовый через Обь) вывоз оттуда конденсата, допустим, железной дорогой, можно сократить путь на 1700км. Сейчас его через Тюмень возят в Питер, а так можно напрямую по северу. Вот это второй проект, который чрезвычайно нужен и важен.
Третий проект – новая трубопроводная система СРТО (Северный Рынок Тюменской области)  в  Баренцево море (незамерзающую его часть - это Чуйская губа и Карлин нос ) для того, чтоб транспортировать туда нефть, газ. И оттуда уже танкерами ледового класса отправлять на экспорт.
Четвертый проект- это железная дорога до Дудинки. Это 501, 502, 503 сталинские стройки. Я был на них и там работал, в значительной степени эта трасса подготовлена и там порядка 600-700 млн долларов нужно, чтобы запустить эту дорогу и плюс автомобильное сообщение с Пермской области через север Свердловской на Ямал.

Вот эти масштабные проекты, на мой взгляд, не должны вызывать ни у кого сомнений в их целесообразности. Вопрос финансового обеспечения  строительства этих дорог сложен. Здесь все надеются на бюджетное финансирование. На мой взгляд, это утопия, это неправильно абсолютно. Есть технологии государственно-частного партнёрства, а есть вопросы  кредитования,  и весь набор этих дорог можно построить за 3-4 года.

Вопрос: Предлагается совместное финансирование регионов-нефтяников?

Валерий Язев: У регионов нет денег.

Вопрос: А Ямал, Югра? Это же  крупнейшие бюджеты в России?

Валерий Язев: Они крупнейшие. Но эти бюджеты расписаны, там таких инвестиционных возможностей, чтобы строить инфраструктурные объекты общероссийского значения, просто нет. У нас  есть огромное количество денег в стране. Субъекты - это опять бюджет, а есть  технологии небюджетного финансирования строительства.

Вопрос:  Ямальская железнодорожная компания как пример?

Валерий Язев: Создана на бумаге и пока  ни в коей мере не проявилась и не реализовала себя.

Вопрос: Насколько тогда было целесообразно создавать этот проект?

Валерий Язев: Это вопрос к тем людям, которые возглавили этот проект.

Вопрос:  И тем не менее - достроена же ветка Коротчаево –Новый Уренгой  полтора года назад?

Валерий Язев: Это мизерная часть. У нас до сих пор нет нормального железнодорожного  движения между Коротчаево и старым Надымом. Там грузовые поезда ходят и то сходы есть, низкого качества дорога, как она была НПЖТ (Надымское предприятие железнодорожного транспорта) во временной  эксплуатации, так до сих пор там, кардинально  ситуация не улучшена.

Вопрос:  Значит основной вопрос все- таки в финансировании?

Валерий Язев:   Не совсем правильно в современных реалиях  ждать деньги, масштабного финансирования  от государства. У государства много других задач в области обороны, социальной сферы, здравоохранения, образования и так далее.

Вопрос: А заинтересованность есть у всех сторон - у бизнесменов, у региональных  чиновников?

Валерий Язев: Конечно. Бизнес хочет  получить  транспортную  инфраструктуру, чтобы активно  прийти в тот регион. Конечно, у  субъектов Федерации есть  колоссальная заинтересованность, чтобы там создавались новые рабочие места, новые производства, увеличивался бы  региональный валовый продукт, росла бы налогооблагаемая  база и у государства   есть интерес. Просто надо найти взвешенное решение по финансированию  этих проектов.

Вопрос: Финансирование как раз и обсуждалось накануне в Челябинске, где присутствовали все губернаторы и президент России, министры. Так ведь?

Валерий Язев: До детального обсуждения финансовой схемы не дошло, на нём и запнулись.

Вопрос: Вопрос по финансированию строительства четвертого блока Белоярской АЭС.  Вы тоже ведь курируете этот проект? Вопрос сдвинулся с мертвой точки, какие-то средства найдены, какие пути прорабатываются?

Валерий Язев: БН 800 (Блок на  быстрых нейтронах для Белоярской АЭС) финансируется и строится, там освоено порядка 10% от потребных средств. Если такими темпами строить, конечно, его до 20-го года не достроить, а он нужен был в 10-м году уже. Сегодня очевидно, что его в 10-м году не будет. 1млрд. долларов нужно, грубо говоря. Поэтому в интервале 12-15 гг его пустить будет замечательно и для этого нужно софинасирование бюджетное. Здесь вопрос в том, что блок инновационный, это новые технологии, референтный блок для всей энергетики на быстрых нейтронах, в значительной степени для материаловедения. На его базе можно создать международный исследовательский центр и государство должно в этом участвовать, кроме "Росэнергоатома", своими бюджетными средствами. И комплекс мероприятий,  которые мы провели за полгода, это и обращение Свердловского регионального отделения партии  "Единая Россия", и решения Президиума Генерального совета (я на нем был и докладывал), наш думский комитет провел два расширенных заседания, прошли парламентские слушания в Госдуме, на встрече с Президентом РФ я обсуждал эту тему. В общем-то понимание есть. Есть предварительные решения, что в случае дополнительных доходов по результатам полугодия этого года будут средства выделены и уж обязательно мы надеемся на бюджет 2006 года. Государство будет участвовать в финансировании, чтобы  более динамично шло строительство.

Вопрос: Арест Адамова. Ваша позиция?

Валерий Язев: Во-первых ,я его хорошо знаю. Адамов был очень эффективным министром атомной энергетики в постсоветское время. Она в годы перестройки получила дополнительный  импульс от того, что он  занимал активную позицию, причем, он  новые взгляды и подходы быстро освоил, когда менялось государственное устройство в стране, в новых условиях нужно было находить новые формы и методы, он очень продвинутый мужик. Он не нарушал российских законов, его обвиняют в коммерческой деятельности до принятия закона о государственных унитарных предприятиях. А это было в 2003 году, когда можно было совмещать деятельность государственную с коммерческой, он, будучи, директором института НИКИЭТ мог этим заниматься и занимался этим эффективно. Если он выполнял заказы, в том числе американской администрации или фондов американских по  повышению надежности - ядерной, радиационной надежности атомных станций с реакторами  типа РБМК, чернобыльского типа за меньшие деньги, чем сумел с них получить, а эти дополнительные средства использовал для покупки компьютеров у них же, быстродействующих, которые использовал в  технологиях моделирования процессов  ядерной энергетики, то его не в чем обвинять.

Вопрос:  Получается, здесь больше политики?

Валерий Язев: И политики в том числе. Он пзанимал жесткую позицию. Может быть,  не всегда конструктивную, но бескомпромиссную по российско-иранским, ирано- американским   вопросам  нераспространения ядерного оружия и вызывал этим раздражение  у американской администрации. У каждой  из этих тем есть своя история, в том числе и у  российско-иранской. Я считаю, что он - носитель секретов. Это безусловно. Никто не убедит меня в обратном. Он детально знает  технологии производства ядерного оружия России и  исследования по этой теме,  по ядерно- энергетической тематике и, конечно, нельзя, чтобы он стал    доступен американским спецслужбам. Они элементарно выкачают всю информацию, он даже этого не поймет.

Вопрос: Есть, на Ваш взгляд, какие-то политические инструменты, чтобы вернуть его?

Валерий Язев: Это вопрос не ко мне, это вопрос к МИДу, к нашим спецслужбам. Я считаю, что есть. И я надеюсь,  что этим занимаются. Мы получали  заверения, отчет Лаврова и он сказал, что  все необходимые  шаги Министерство иностранных дел России предпринимает, чтобы вызволить Адамова. И, если есть какие-то основания  для разбирательства в этом деле, то надо содержать его в России.

Вопрос: Российско-иранское сотрудничество,  за которое ратовал Адамов. Внешне -политические факторы смогут сказаться негативно  и вообще какие перспективы сотрудничества с Ираном?

Валерий Язев:  В советские времена  шейх Ирана   обратился к нам с вопросом  по строительству 22 атомных реакторов и мы приняли это предложение. Время прошло и  новый Иран обратился к нам спросьбой построить 6  атомных реакторов в Иране. Россия и Минатом выступили с инициативой - да, надо строить, 6 реакторов это 10 млрд. долларов мы бы заработали.  И на  десятилетия мы бы поставляли туда свежее топливо ядерное и получали бы на хранение  и переработку облученное ядерное топливо. А это очень серьёзный и масштабный бизнес. Строительство начато было. К сожалению, на первый реактор не мы тендер выиграли, а французы и немцы. А, когда Америка приняла активные шаги по остановке этого проекта, Россия взялась достраивать эти блоки и активно работала в АЭС в Бушере. Требования поставить ядерные программы  Ирана под контроль МАГАТЭ, которые  абсолютно правомочны и справедливы, мы выполняем и стоим на этих же позициях. Но американцы, я участвовал много раз в переговорах с ними и по иранской теме и вообще по группе ядерных поставщиков по режиму и распространению, они любят к политике подмешивать бизнес. И находят возможности грамотно очень убирать конкурентов с этого рынка. Бушер и Иран один из примеров тому. Поэтому было предложено решение сделать совместное российско-американский проект по достройке,  поставке туда чистого топлива и принятия на хранение и переработку облученного топлива. И он не реализуется, потому, что в Америке есть очень большой круг лиц, которые вообще не хотят нормализации отношений с Россией. А сегодня российско-иранский вопрос ключевой в ядерной тематике, а ядерная тематика занимает большое место в российско-американских отношениях. И в этом клубке проблем и позиция Адамова была и отношение американцев к Адамову.

Президент же заявил, что мы будем поддерживать двухсторонние отношения на принципах нераспространения с Ираном, в то же время мы готовы участвовать в многосторонних отношениях в международных проектах по иранским программам мирного атома. 

              Редакция благодарит телекомпанию "Ермак" за предоставленные материалы. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС