Эффективность - предприятиям, государству - выгода
Некогда наше государство, с головой уйдя в рыночную экономику, лишило отечественные предприятия своей поддержки. Результатом хронического невнимания государства к бизнесу стала повальная убыточность предприятий, передел собственности, развитие теневой экономики. Спустя 10-12 лет с момента начала экономических преобразований в России, государство, подталкиваемое необходимостью вступления в ВТО, казалось бы, всерьез озаботилось проблемой неэффективной работы предприятий, ужесточив налоговый контроль, подключив органы прокуратуры к “выбиванию” долгов по заработной плате и повсеместно рапространив практику финансового оздоровления.
Однако, если долги по зарплате удалось сократить в разы, то по части вывода компаний на безубыточную деятельность пока все далеко не так радужно, как хотелось бы. Число убыточных предприятий, если и сократилось, то не значительно. В 2004 году почти 30 тысяч российских компаний понесли убытки на сумму 210 млрд рублей. В Уральском федеральном округе на протяжении последних двух-трех лет убыточными остаются свыше 40% предприятий.
Из шести территорий УрФО, было отмечено на окружном совещании в уральском полпредстве, состоявшемся накануне в Екатеринбурге, самая неблагополучная ситуация складывается на Ямале, а также в Свердловской и Челябинской областях, несмотря на то, что число убыточных предприятий на Среднем и Южном Урале в прошлом году сократилось, в среднем, на 5%. Оговорка “в среднем” вполне уместна, потому как точные данные о количестве неэффективных фирм и фирмочек в регионах отсутствуют.
“Когда мы попытались свести воедино данные о количестве неэффективных собственников, выяснилось, что данные Госкомстата, налоговых органов и арбитражных управляющих существенно расходятся. Погрешность доходит до 25%, - отметил заместитель уральского полпреда Виктор Басаргин, - Кроме того, в округе около 200 тысяч предприятий, а выборка, на которой основывался анализ эффективности/неэффективности их работы, включает в себя около 2,5-3 тысяч”.
Ярким доказательством несовершенства системы учета убыточных предприятий в регионах является расхождение данных даже внутри одного ведомства. По словам первого заместителя министра промышленности и природных ресурсов Челябинской области Владимира Елистратова, число убыточных предприятий на Южном Урале в 2004 году сократилось процентов на 30, тогда как его коллега - начальник отдела сводного финансового мониторинга министерства Сергей Уфимцев привел Накануне.RU цифру в 10%. Не стыкуется и количество убыточных предприятий – от 615 до 650, и сумма убытка – от 6 до 7,5 млн рублей.
То же самое касается и Свердловской области. По словам председателя областного комитета госстатистики Алексея Чернядева , по итогам 2004 года неэффективно работающих предприятий на Среднем Урале было 35,5% против 40,5% в 2003 году. Однако по сведениям Виктора Басаргина, себе в убыток работают 39% среднеуральских ООО и ИП.
В дотационной Курганской области, согласно данным заместителя директора Департамента госимущества и промышленной политики Александра Дубровских , удельный вес убыточных предприятий в 2004 году сократился на 10% и составил 43,9% от общего числа предприятий. Львиную долю убытков понесли сельхозпредприятия, что вполне логично. Зауралье традиционно считается сельскохозяйственным регионом. Из 558 хозяйств убыточными оказались около трети. Почти половина проходят процедуру финансового оздоровления. В промышленности наибольшая доля убыточных предприятий приходится на легкую промышленность. Продукцию отечественных швейных и обувных фабрик вытеснили с рынка дешевые китайские товары.
Для Южного Урала наиболее остро стоит проблема убыточности оборонных предприятий. Оно и понятно. В Челябинской области расположены восемь крупнейших в стране предприятий оборонной промышленности. “Почти вся “оборонка” убыточна. Госзаказа нет, а еще приходится и мобмощности содержать”, - признается первый заместитель областного министра промышленности Владимир Елистратов. Убыточными на протяжении многих лет остаются предприятия транспорта и ЖКХ, а также ряд предприятий машиностроения.
Впрочем, проблема неэффективной работы предприятий актуальна не для всех территорий УрФО. Для ХМАО, например, где 98% экономики округа формирует “нефтянка”, ее практически не существует. “Для нас является проблемой то, что мы не можем влиять на ТЭК в плане формирования внутрикорпоративных цен внутреннего рынка, так как крупные нефтяные компании состоят на учете в федеральных органах, - отмечает заместитель председателя правительства ХМАО Виктор Бец, - Могу с уверенностью предположить, что нефтяные компании себе в убыток не работают, тем более при сегодняшних ценах на нефть. У них даже сверхприбыль”.
Если говорить про Тюменскую область, то по словам Виктора Басаргина, больше половины убытков в УрФО формируют всего лишь 10 предприятий. На территории Тюменской области не расположено ни одно из них.
Теперь несколько слов о причинах неэффективной работы предприятий. К числу объективных причин экономисты относят изменение рыночной конъюнктуры /как в случае с легкой промышленностью/, дестабилизационные процессы в экономике и т.п. Одна из главных причин убыточности отечественных предприятий кроется в несовершенстве законодательства. Речь идет как о Налоговом Кодексе, так и о ряде других законов, в том числе Законе о банкротстве.
Приведем лишь один небольшой пример. Предприниматель, приобретая новое оборудование за счет собственной прибыли, вынужден заплатить государству определенный налог, так как приобретение основных фондов, выражаясь бухгалтерским языком, законодательство не относит к затратам. Именно поэтому предприниматель зачастую не в состоянии приобрести высокотехнологичное оборудование, соответственно, эффективность работы предприятия остается невысокой. А те, кто все же изыскивают средства, чтобы заплатить государству, долгое время потом не могут встать на ноги.
“Получатся, что предприятию выгодно скрывать истинный размер своей прибыли. Чем меньше прибыль, тем меньше налоги. Добросовестному налогоплательщику в нашей стране живется хуже, чем недобросовестному. Даже общественного почета он не заслуживает”, - говорит президент Свердловского областного Фонда развития предпринимательства Владимир Лобок. Из 41% убыточных предприятий УрФО примерно четверть - это предприятия, которые искусственно занижают свою прибыль.
Второй момент. Многие предприятия вынуждены за свой счет содержать социальную инфраструктуру, что также ведет к образованию убытков. Нельзя сбрасывать со счетов и чисто субъективный фактор - эффективность распределения финансовых потоков внутри предприятия. Плюс отсутствие отлаженной системы мониторинга предприятий, о чем мы уже говорили. Все эти факторы, наслаиваясь друг на друга, и формируют статистику, которая, даже с учетом возможной погрешности, не вызывает оптимизма.
Справедливости ради, отметим, что в уральских регионах существуют программы поддержки предпринимательства. В Челябинской области, например, разработана программа поддержки легкой промышленности, выделяются средства на погашение предприятиями процентных ставок по кредитам. О таком в соседней с Челябинской Курганской области только мечтают. А свердловские бизнесмены уже и не мечтают даже. Кроме того, на Южном Урале создан Координационный Совет по работе с проблемными предприятиями, куда входят представители власти, налоговых органов, основные кредиторы - энергетики, газовики. Члены КС оценивают итоги работы того или иного предприятия, и пытаются наметить схему вывода его на безубыточную деятельность.
В ХМАО пошли по другому пути. Небольшая часть экономики округа наряду с “нефтянкой” приходится на лесопромышленный комплекс. Первое, что сделали окружные власти, - переворужили предприятия, организовали лесопромышленный холдинг с тем, чтобы постепенно поставить леспромхоз на ноги. В планах - за счет средств окружного бюджета загрузить предприятия заказами. “Например, профинансировать и построить дома для сельского населения , объекты соцкультбыта – не везти кирпич за три версты, тем более, что сегодня технологии позволяют”, - сообщил Накануне.RU Виктор Бец. В округе есть даже программа поддержки предприятий сельского хозяйства. Среди ее мероприятий – строительство рыбзавода, восстановление традиционных видов деятельности, связанных с дикоросами.
Бизнесмены Курганской области к подобным проявлениям щедрости не привыкли. Основные надежды в Зауралье возлагаются на привлечение в частный бизнес инвестиций. В прошлом году при помощи московских инвесторов удалось запустить производство бентонитового порошка. Правда, в сельское хозяйство далеко не всякий инвестор идет…
Впрочем, и в Челябинской, и в благополучной Тюменской областях, понимают, что тех мер, которые принимаются, отнюдь недостаточно. Будь иначе, может быть, не было бы необходимости и в этой встрече в полпредстве. В ходе нее удалось разработать ряд дополнительных мер по поддержке убыточных предприятий. В частности, была достигнута договоренность о реструктуризации их задолженности. Кроме того, российскому правительству будут представлены предложения регионалов по совершенствованию налогового законодательства.
По мнению уральских предпринимателей, одним из механизмов взаимодействия власти и бизнеса может стать создание технопарков, где на льготных условиях аренды будут размещаться смежные производства. Под создание технопарков предлагается использовать площади тех же машиностроительных предприятий. В Европе сопутствующие основному производству вспомогательные виды деятельности берет на себя малый бизнес. А государство формирует заказ на ту или иную продукцию. В ряде стран государство компенсирует часть расходов предприятий на услуги юридических, консалтинговых контор. Консультации специалистов существенно повышают эффективность работы компаний.
Однако, вполне понятно, что несмотря на все старания регионов, в одиночку, без помощи государства, им эту проблему не решить. Определенные надежды сейчас связываются с грядущей административной реформой. “Необходимо, чтобы система муниципальных органов власти стала системой государственного управления. Чтобы власть на всех ее уровнях повернулась лицом к бизнесу, потому как сейчас эти отношения зачастую зависят от личности градоначальника, - говорит Владимир Лобок, - Многие предприниматели, вообще, не знают, что есть такое понятие – “муниципальный государственный заказ”.
Именно государство при содействии регионов, считают в уральских бизнес-кругах, должно разработать целый комплекс по-настоящему действенных мер, включающих в себя ряд уступок и преференций, для того, чтобы собственнику было выгодно работать и выгодно платить налоги. Только комплексный подход к решению проблемы может явиться залогом эффективной и одновременно добросовестной работы предприятий. В конце концов, это выгодно, в первую очередь, самому государству.