Эффективность бизнеса как задачка для первого класса Госдумы
Страна еще в прошлом году узнала из уст президента свой бизнес -план-минимум на ближайшие 7 лет - удвоить ВВП к 2010 году. Критики-теоретики с известной долей скептицизма не преминули укорить: это, мол, не национальная идея, а вопрос эффективности российской экономики. Практики, если не возрадовались, то, по крайней мере, всерьез задумались - как?
Ответ вроде бы очевиден - повышение эффективности, модернизация основных фондов, внедрение новых технологий, союз науки и производства и прочие понятные промышленникам вещи. Причем, вся эта совокупность рассматривается , как правило, в приложении к гигантам машиностроения, нефтедобычи, металлургии - холдингам, заметным своими показателями на мировых рынках. Про средний и малый бизнес вспоминают обычно, когда говорят об административной реформе и необходимости освободить некрупного собственника от надоедливой опеки государства.
Если оно - государство в лице своих представителей на всех уровнях и вправду надоедливое и претендующее на "откат"- вопросов нет. Но право ли государство, когда оно самоустраняется в случае, что имеет место быть сплошь и рядом в стране родной. В случае, когда заложником индиффирентности госорганов становятся пусть небольшие, но градообразующие предприятия, а вместе с ними и почти все жители, родившихся некогда вокруг завода -кормильца малых городов и поселков России.
За примером далеко ходить не будем. Под Златоустом /Челябинская область/ есть такой поселок городского типа - Магнитка. Живет в нем не более 5 тысяч человек. А жизнь в поселке испокон советских времен крутилась вокруг агломерационной фабрики со всеми ее производственными участками. Большая часть трудилась на этом, как говорят теперь, градообразующем предприятии, другая часть училась, получала пенсию и была членами семей работников того же градообразующего предприятия.
Немного истории. В сороковых годах прошлого века было создано Златоустовское рудоуправление /ЗРУ/, как одна из железорудных баз уральского региона. Тогда же были построены дробильные комплексы, агломерационная фабрика, разработана шахта для добычи сидерита. /Сидерит – минерал, содержащий железо/. Руда со временем истощилась и комплекс в Магнитке перешел на переработку других видов металлургического сырья. Предприятие занималось агломерацией руды./Агломерация в металлургии - термический способ окускования мелких рудных материалов спеканием для улучшения их металлургических свойств/. Основными потребителями агломерата были Челябинский металлургический завод - ныне МЕЧЕЛ и Саткинский металлургический завод. К перестроечным временам запасы сидерита истощились. В лучшие годы на ЗРУ работало порядка 1200 человек /население пгт Магнитка составляет около 4500 человек/, после приватизации и дробления комплекса первым по количеству рабочих мест стал «Стройщебень» /150 человек/. Остальные составляющие комплекса были остановлены, в том числе и агломерационная фабрика.
Приватизация в Магнитке, как и во многих-многих городах и поселках России обернулась постепенной деградацией всего производства, ветшанием зданий, износом и "испарением" всего мало-мальски ценного оборудования и противоестественной нищетой почти поголовно жителей поселка.
История юридических переходов ЗРУ из рук в руки длинная, скучная, не очень чистая. Остановимся на той ее точке, с которой у предприятия появился некий пока аллегорический свет в конце туннеля.
До последнего времени в Магнитке стояло все, работал только щебеночный карьер, который отошел некогда во владение компании "Стройщебень". Стояла и агломерационная фабрика. Именно она -то и привлекла внимание екатеринбургского предприятия "Желдормет", с которым связывают свои надежды на возрождение жители Магнитки.
Наша справка. ООО "Желдормет" - предприятие, зарегестрированное в Свердловской области. Имеет филиалы: "Желдорметалл К" /Казахстан/- комплектация железной дороги, "Промтрансметалл" /Белоруссия/ – поставка асбеста на строительные заводы Белоруссии. "Желдормет" поддерживает тесные производственные отношения со многими предприятиями России. Работает с Ямальской горной компанией, совместно с которой и было решено создать проект на базе златоустовского комплекса. На Ямале компания занимается комплектацией промышленных предприятий запчастями, участие в разработке хромитовых руд на Ямале, которые и намерены перерабатывать на ЗРУ. Реализуя тем самым на практике здравую идею о производственно кооперации регионов УрФО.
Дальше все было оптимистично поначалу. Свердловско-ямальские предприниматели, оценив ситуацию, решили, что могут фабрику реанимировать и работать на ямальском марганцевом сырье. Два собственника имущества аглофабрики в Магнитке: ОАО "Златоустовское рудоуправление" и некая фирма ООО "Собур", взвесив все "за" и "против", подписали с "Желдормет" договоры купли-продажи, выставили счета. "Желдормет" по счетам незамедлительно расплатился и оформил все честь по чести в регистрационной палате. Вроде бы вот он - свет надежды. Новые собственники, имеющие сырье для производства агломерата, кровно заинтересованы в скорейшем принятии имущества на баланс и запуске фабрики. Для "Желдормета" – это прибыль, для их заказчиков /уральских заводов/ – дешевое и качественное сырье, для жителей Магнитки рабочие места, зарплата, развитие инфраструктуры поселка.
Все шло достаточно гладко: "Желдормет" оплатил все счета, даже успел получить большую часть имущества, что было закреплено свидетельствами о государственной регистрации права. И вот за несколько дней до завершения сделки компания "СОБУР" передумала. И направила заявление в регистрационную палату Челябинской области, в котором преспокойно объявила о расторжении в одностороннем порядке договора. Чуть позже уведомление о расторжении договора направило и ЗРУ.
Любопытно, что основным аргументом и в том и в другом случае стало "ошибочное заключение договора", якобы эти два собственника не учли обязательства перед третьей стороной. То есть, когда подписывали договора купли-продажи все учли, когда денежки получали тоже вроде все учли, а потом выяснилось - не доучли!
Естественно, покупатели обратились к "СОБУРУ" за разъяснениями, мол, что такое, чего же не учли? По словам, руководства "Желдормета", ответ был таков - а вы купите у нас еще и фабрику ДОФ /дробильно-обогатительная фабрика/ в нагрузку долларов этак за 200-300 тысяч, желательно наличкой. Стоит сказать, что от фабрики сегодня остались "рожки да ножки" - предприятие полностью разграблено, крыша протекает во всех местах, оборудования почти нет.
Комментарии могут быть любые, но нужны ли они тем жителям Магнитки, что так надеялись вот-вот вновь получить работу, а с ней и надежду на лучшую жизнь.
Слегка изумленный действиями челябинских собственников с местом проживания в Москве, "Желдормет" подает в суд, арбитраж запрашивает разъяснения в регистрационной палате, та дает заключение - покупатель свои обязательства выполнил полностью и следует обязать продавца выполнить его обязательства. Но это не конец, как догадывается читатель, истории.
Вернемся к той самой третьей стороне, чье мнение "не доучли". Ею оказалось предприятие ЗАО "Урал-Агломерат". Чтобы понять его место в нашей истории придется слегка углубиться в другую быль - банкротства ЗРУ и процесса перехода большей части его собственности к ООО "СОБУР".
У ЗРУ, которое находилось на момент продажи в плачевном состоянии, имелось два крупнейших кредитора: ЗАО "Брокер-центр" и ООО "Лизинг - гарант". Их на собраниях кредиторов представляли господа Галанинский /Брокер -центр/ и Липатников, Блинов /Лизинг-гарант/. Так вот на одном из собраний кредиторов принимается решение о введении внешнего управления на ЗРУ, конкурсным управляющим становится некто Палютин И.Н. представитель одного из кредиторов "Кусинского машиностроительного завода". Через некоторое время создается предприятие ЗАО "Урал -Агломерат", в чей уставной капитал входит ЗРУ большей частью своего имущества. В последствии все признаки банкротства стали появляться и у "Урал-Агломерата" /кстати, сей факт немногим позже подтвердит и налоговая Кусинского района/. Тогда в игру вступают господа кредиторы Блинов и Галанинский - они учреждают компанию ООО "СОБУР" и выкупают у "Урал-Агломерата" имущество ЗРУ. Таким образом хозяевами комплекса ЗРУ стали само ОАО "ЗРУ" и ООО "СОБУР" - потому сделка с "Желдормет" и была трехсторонней.
А вот теперь самое интересное. Решив дезавуировать сделку с "Желдормет", СОБУР задним числом "стряпает" документы по которым оказывается, что они имущество продали обратно "Урал-Агломерату". И "на голубом глазу" заявляет, мол, мы договор с "Желдорметом" заключили ошибочно, потому как запамятовали, что товар продали обратно и не имеем право им распоряжаться. Насколько обратная продажа имущества "Урал-Агломерату" законна /сделка, кстати говоря, нигде не зарегистрирована/ теперь разбирается суд.
Что касается ОАО "ЗРУ", которое тоже неожиданно захотело расторгнуть договор с "Желдормет", то его обоснование было еще проще. Устами уже упоминавшегося господина Блинова , как представителя крупнейшего кредитора "Лизинг -гаранта", оно попыталось отменить через суд решение собрания кредиторов, на котором были согласованы объекты ЗРУ для продажи "Желдормету" по причине ...собственного отсутствия на этом собрании. Хотя господин Липатников - председатель собрания и представитель того же "Лизинг-гаранта" на нем присутствовал. Удивительно, но факт - Арбитражный суд Челябинской области удовлетворил иск господина Блинова, правда, не надолго, ибо уже 28 января текущего года Федеральный арбитражный суд Уральского округа отменил решение Челябинского суда.
В том, что суды продолжатся, из действующих лиц мало кто сомневается. Тем временем, новый собственник, рьяно взявшийся было за дело, вложения в восстановление агломерационной мощи ЗРУ приостановил, что вполне естественно. Кто же будет вкладывать реальные деньги в производство, которое то ли будет твоим, то ли нет. Внутриокружная кооперация: руда Ямала - переработка в Златоусте - поставка на уральские предприятия так и остается проектом на бумаге, а жители Магнитки сидят без работы, ходят на митинги и пишут письма во все государственные инстанции, какие только знают.
Накануне, в минувшие выходные они даже митинг устроили, результатом которого стало обращение к уральскому полпреду Петру Латышеву, челябинскому губернатору Петру Сумину и другим государственным людям.
Требование одно - не дайти нам лишиться работы, мы хотим нормального собственника-хозяина, какового они видят теперь в "Желдормете". И невдомек жителям Магнитки, что государство у нас намерено вмешиваться в экономические процессы все меньше и меньше. Им вообще не понятно, почему нельзя сменить, выражаясь высоколобым языком экономистов, неэффективного собственника на эффективного простым решением власти.
Власть, кстати, тоже начала задумываться над вопросами эффективности нашей экономики. Но, учитывая что таких примеров как фабрика в Магнитке под Златоустом, по стране несть числа, приходится признать - идея создания неких законодательных механизмов разграничения собственников по их эффективности для развития бизнеса, социальной ответственности и блага для территории назрела. Причем, не только и не столько в приложении к гигантам российской промышленности, сколько в принципе. Ибо, именно из таких Магниток и Златоустов и состоит большая часть страны. Именно для них вопрос жизни и смерти градообразующего предприятия становится вопросом жизни и смерти населения всего городка. Решив проблему эффективности этих предприятий, социально ответственной, разумной работы их собственников, власть решит проблему социальной нагрузки на бюджет по содержанию поселковых больниц, школ, детсадов, которые сейчас надумала чуть ли расформировывать, потому как содержать средств не хватает.
Более половины предприятий Уральского федерального округа продолжаются оставаться нерентабельными, еще более печальная картина по стране. Создать механизм естественного отбора эффективных собственников от неэффективных законодательным путем - чем не задачка для новой Госдумы. Одним из выборных лозунгов большинства которой, кстати, была именно критика правительства за экономическую неамбициозность...
Магнитка - Екатеринбург