06 Января 2025
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC7ZoD
Электрик на час: http://remont.youdo.com/electrician/electrical-wiring/replacement/other/vkvartire/, посетить сайт.
Ремонт сантехники: http://remont.youdo.com/plumbers/shower-cabin/, рекомендуем!
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Эксперимент с вашим участием продолжается…

Политика была и остается самой нестабильной субстанцией из всех, что есть у нас в стране. Даже цены на нефть, с их падениями и прыжками выше головы, не идут с ней ни в какое сравнение. То, что пару месяцев назад всем  казалось невероятным, становится объективной реальностью. Таким был весь 2004 год. И нет сомнений, что все, что делалось в ушедшем году было лишь подготовкой к тому, что будет происходить в наступившем и последующих. Show, как говорится, must go on, не останавливаться же на полпути. 2004 был наполнен неожиданностями. Не случилось только одной, той, которой, собственно, и не могло произойти – президентом страны в марте снова стал Владимир Путин.

Я хорошо помню, как еще на самой заре президентства Путина спросили о том, какой действующий или уже ушедший в историю политический лидер является для него ориентиром или, скажем так, примером для подражания. Путин назвал Пиночета. Помню, этот ответ многих шокировал, но общая идея была ясна – быстро растущая либеральная экономика при жестком, если не сказать диктаторском, политическом режиме. Ответ был не только хорошо просчитанным /так и не разбогатевшую страну как раз к тому времени тошнило от ельцинской олигархической якобы демократии/, но и, по всей видимости, искренним. Потому что все дальнейшие действия президента делались примерно в том, названном им, направлении. Примерно. С поправкой на российскую действительность, неумение руководить такой большой и сложной системой, непрофессиональных и корыстных советчиков, наконец, с поправкой на собственную личность и представления о том, какой должна быть власть.

Что же можно констатировать, подводя черту под ушедшим 2004 годом? Что он стал логическим продолжением предыдущих усилий по формированию новой системы власти в стране и что он стал одним из самых прорывных в этом вопросе с точки зрения реального действия. Все началось с отставки в самом начале года правительства Михаила Касьянова. Так был перерублен последний толстый канат, связывающий Путина с элитами ельцинской эпохи /напомним, несколькими месяцами ранее Путин избавился от главы своей администрации Александра Волошина, тоже доставшегося в наследство от предшественника/. Как известно, политически амбициозный Касьянов был заменен на "технического", известного широкой общественности немногим больше, чем "Байкалфинансгрупп", премьера Фрадкова, который, как показал ушедший год, так техническим и останется. Но эта рокировка, да и сама затея со сменой правительства перед самыми президентскими выборами еще раз доказала, что Путин умеет действовать быстро и непредсказуемо.

Новой свободой Путин распорядился вполне в рамках "пиночетовой" концепции, усилив собственную власть, или, как это еще называют, продолжая создавать модель управляемой демократии. За прошедший год с фантастической быстротой и четкостью было принято несколько важнейших политических законов, существенно меняющих властную конфигурацию в стране. И это, прежде всего, закон о фактическом назначении губернаторов президентом и о новых принципах формирования Госдумы РФ и Совета Федерации. Госдума отныне будет формироваться только по партийным спискам, одномандатников больше во власть пущать не велено, а к партиям применяется теперь высокий количественный ценз – не менее 50 тысяч членов, при этом в каждом региональном отделении – не менее 500 человек. Так что и партий, имеющих право на кусочек власти, в скором времени останется совсем немного, и губернаторы будут теперь почти на 100% управляемы президентом.

О каждом из этих законов уже сказано и написано столько, что едва ли надо повторяться. Следует лишь отметить ту тенденцию, с которой мы вошли в 2005-й – власть продемонстрировала, что способна добиться любой политической цели, какую считает нужной. А тем, кто не согласен – не стоит рассчитывать на авторитетные заявления крупных западных, а тем более некрупных отечественных политиков по поводу нарушения принципов демократии. Они, как показал опыт 2004-го, на ход машины не влияют совсем. Тем более что и основной пропагандистский ресурс – телевидение – практически полностью контролируется властью.

Крупный бизнес, который мог бы эффективно противостоять давлению государственной машины, теперь тоже не в счет. У всех, кто участвовал в приватизационных сделках, рыльце в таком пушку, что они его даже и не высовывают, тем более, что и дело ЮКОСа еще не доведено до окончательной точки. Но и тем, кто создал крупный высоко прибыльный бизнес с нуля, тоже в ушедшем году показали, что самодеятельности не потерпят – государство сделало предупредительный выстрел по "Вымпелкому", причем все из той же старой проверенной артиллерии начисления гигантских налоговых штрафов задним числом. 

Однако добиваться практически любых политических целей российская власть научилась только внутри страны. На внешнеполитической арене картина настолько иная, что впору признать 2004-й годом поражений. Передача российских территорий Китаю, обострение проблемы по Курильским островам, Молдавия, Грузия, Украина – борьба оказалась проиграна везде. А в иных случаях действия российской стороны и борьбой-то язык назвать не поворачивается, настолько топорно и в лоб делались политические шаги, в том числе и с личным участием президента России. Особняком, правда, стоит история с возвращением из заключения на родину двух наших чекистов, взорвавших в Катаре Зелимхана Яндарбиева, одного из лидеров чеченских боевиков. Однако, учитывая, что речь, похоже, больше идет о торговле между спецслужбами двух стран, трудно назвать это победой исключительно российской дипломатии.  

Успехов российские власти не добились и в Чечне. Война продолжается, как ее ни называй, причем самые страшные вещи происходят не в Грозном, а в соседних кавказских республиках, центре Москвы и в летящих над страной самолетах. Беслан по трагизму и количеству жертв смог переплюнуть даже самую, казалось, чудовищную катастрофу - Норд-Ост, но те, кому положено, опять оказались оказались к ней не готовы.

Еще одна вещь, которая неприятно покоробила многих, что бесланским ужасом, как фиговым листочком, власть зачем-то решила прикрыть давно заготовленную отмену выборности губернаторов. Впрочем, это уже лирика – политическая целесообразность всегда превыше всего. Еще одно открытие года – что привыкнуть можно практически ко всему – если после трагедии в Норд-Осте и страна, и весь мир еще долго переваривали тот ужас, обсуждали и даже создавали художественные произведения на эту тему, то спустя лишь пару месяцев после Беслана, о нем практически перестали вспоминать.

На пресс-конференции для российских и зарубежных СМИ, подводя политические итоги года, президент сказал, что хотя 2004 и был наполнен в том числе и очень тяжелыми, негативными событиями, он все равно был со знаком "плюс". Согласно результатам опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения /ВЦИОМ/, 65% /!/ населения оценивают прошедший год для страны как неудачный и лишь 27% придерживаются обратного мнения. Итоги года для себя лично люди оценили чуть более оптимистично, однако тех, кто считает год слишком тяжелым и плохим все равно больше половины – 56%.

Но знаете, что еще печальнее – этот опрос проводится ВЦИОМ из года в год, и показатели год от года оказываются все более негативными. В конце 2003 тех, кто считал, что уходящий год сложился и для них, и для страны хорошо было на 10-15 % больше. 

Есть правда одна надежда. В 2005 год, чего до сих пор никогда не было, президент входит с полностью развязанными руками, в которых сосредоточен невиданный доселе объем власти. Если кто-то раньше и отказывался это признавать, то теперь сомнений нет – президент лично ответственен за все основные события, которые происходят в стране. Он назначает правительство и губернаторов, по его инициативе была создана вся новая политическая и партийная система. Он контролирует все глобальные процессы, которые продолжают происходить в топливно-энергетическом комплексе страны. И, черт возьми, хочется все же надеяться, что теперь-то он сумеет распорядиться этой властью так, как обещает ей распорядиться вот уже на протяжении пяти лет – ликвидировать бедность, обеспечить достойную жизнь гражданам страны, помочь им обзавестись жильем и чувствовать себя в безопасности…

На этом так хотелось бы закончить, лечь спать, а утром проснуться в обновленной стране, в которой жизнь с каждым днем становится краше. Не выходит. 2005 год начался, народ очнулся от 10-дневных выходных, похмелился и что увидел?...

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС