Электрификация с аукциона
Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми. Никколо Макиавелли
Акции оптовых генерирующих компаний /ОГК/ будут реализовываться на аукционах. Решение об этом было принято российским правительством и озвучено Виктором Христенко в прошедший понедельник. Аукционы по продаже акций ОГК начнутся после завершения их формирования /пока в процессе только создание первой/. Всего же в ходе энергореформы РАО "ЕЭС России", из крупнейших электростанций будет создано 10 ОГК: четыре - на базе гидрогенерации и шесть - на базе тепловых станций.
Изначально предполагалось, что акции генерирующих компаний будут распределены между акционерами РАО пропорционально их доле в собственности компании. Но год назад в стратегии развития вотчины Чубайса появилась идея обмена акций РАО на бумаги ОГК. Позднее было предложено продавать компании на специальных денежных аукционах и за акции РАО, и за деньги.
И вот спустя две недели после президентских выборов свежее правительство вновь /и видимо "не вдруг"/ подняло вопрос реформы одной из жизнеобеспечивающих монополий. Весь предвыборный год о ней практически не говорилось. А потому стремительная актуализация подзабытой темы не может не наводить на определенные мысли. О грядущем.
Но сначала окунемся в историю. Как весьма точно подметил однажды политический единомышленник Чубайса Борис Немцов: "Реформы начинаются там, где кончаются деньги". Как вышло так, что денег перестало хватать государственной монополии /вопрос об инвестициях в РАО стоит уже не первый год/, понять не трудно. Бигборды "Союза правых сил" росли по стране в предвыборье как грибы, РенТВ – вполне частное и весьма не бедное ТВ, да и сам Анатолий Борисович респектабелен на все сто. В общем, вопрос: куда девались деньги /при не самых уж копеечных тарифах за электроэнергию и практически решенной проблеме неплатежей/ не стоит.
Не стоят и многие километры линий электропередач на российских просторах – столбы слегли, провода разворовали… Сколько сотен недозаброшенных, но позабытых деревенек живут с допотопными керосинками, да "летучими мышами", с холодильниками, переоборудованными под книжные шкафы и телевизорами-тумбочками одному Богу ведомо, ну и, быть может, Чубайсу, но он вряд ли скажет.
Так вот, дабы все было не так сумрачно, а то и вовсе мрачно в будущем, и решено было в начале 20 века и, соответственно, первого президентского срока Владимира Путина провести реформу энергетики. Другой Владимир - Ленин, если помните, тоже становление страны с этого начинал. Главной целью потенциальных перемен стало, как и век назад, обеспечение нормального снабжения электроэнергией населения и промышленности страны в долгосрочной перспективе.
Суть реформы "по Чубайсу" - РАО ЕЭС России делится на три составляющих: производство, транспортировка и сбыт. При этом электросети, то есть все линии электропередач /самая затратная и "хилая" к сегодняшнему дню составляющая энергетики/, остаются под контролем государства. А вот в производство и сбыт /туда, где можно получать прибыль или снижать цены для «своих» производств/ допускается частный капитал.
Такое "расчленение" монополии оппоненты известного российского приватизатора назвали горизонтальным и неприемлемым. В главных "врагах" чубайсовского плана реструктуризации числились не последние в стране люди: экс-замминистра энергетики Виктор Кудрявый и советник Президента РФ Андрей Илларионов.
Критика их лежала в двух плоскостях. Во-первых, невозможность рыночного подхода, по мнению соперников Чубайса, объяснялась невероятностью конкуренции в энергетической сфере. Вряд ли пять сбытовых комапний протянут пять проводов к каждой квартире в каждом доме, дабы потребитель смог выбирать. А потому рядовой гражданин, вероятнее всего, окажется заложником той компании, с которой "договорится" муниципалитет или ближайшее ЖКО.
Во-вторых, многим экспертам с мышлением государственным, а не рыночным, идея деления РАО казалась подозрительной еще и потому, что предполагала возможность увода некоторых активов компании из под контроля государства. Впрочем, как показал минувший год, это-то как раз происходит вне зависимости от черепашьих темпов и неопределенности вектора реформы.
Так в прошлом марте "СУАЛ-Холдинг" приобрел блокирующий пакет акций "Свердловэнерго". В начале лета-2003 в "Челябэнерго" входит группа МДМ. "Русский алюминий" до сих пор жаждет достроить Богучанскую ГЭС и объединить ее с уже подконтрольной Красноярской. А глава "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов еще до объявления о потенциальных аукционах заявил об интересе своей компании к приобретению оптовых генерирующим компаний.
Альтернативная концепция реформы РАО "от Кудрявого" предполагала сохранение имеющейся модели управления электроэнергетикой страны -функционирование комплексных региональных систем проверено и российским и зарубежным опытом, деление же единой структуры на мелкие составляющие уже не один раз аукалось Приморьем. Илларионов, в свою очередь, видел перспективу российской энергетики в либерализации цен и создании вертикально-интегрированных компаний: когда все три составляющих производства электроэнергии: выработка-транспорт-сбыт находились под юрисдикцией и ответственностью одной компании.
То, что приняла в прошлогодний "день всех влюбленных" Госдума, было во многом компромиссом - узаконена демонополизация РАО по горизонтальной схеме, но "урезаны" по сравнению с чубайсовским планом возможности частных инвесторов: верхнюю планку тарифов устанавливает государство, оно же владеет контрольными пакетами акций всех электростанций и является стопроцентым акционером атомных. Сам Касьянов тогда убеждал депутатов поддержать реформаторские законопроекты под ответственность правительства. Поддержали, и… замолкли на год.
До сих пор никто из рядовых россиян не видел точных просчетов социальных рисков от уже принятых законопроектов, а между тем, в прошедшем году энергетика не раз становилась темой под номером один в мире – в середине августа во мрак погрузились крупнейшие города США и две провинции Канады. Еще через пару недель, в результате обесточивания была парализована работа лондонского метро.
Зарубежный энергореформаторский опыт в очередной раз заставил задуматься.
Опыт США. В 1992 году американский Конгресс принял закон о национальной энергетической политике. Этим был дан зеленый свет конкуренции на рынке энергоснабжения. Основной принцип, заложенный в концепции закона, был обозначен как "дерегулирование". Но, помимо сильной стороны — создания свободного рынка электроэнергии, — реформа повлекла за собой неоднозначные последствия, как для государства, так и для бизнеса. Единая энергосистема была поделена на отдельные компании, относящиеся к трем основным группам, — генерирующие /электростанции/, передающие /магистральные линии электропередач/ и распределительные /занимающиеся непосредственным обеспечением электроэнергией пользователей в регионах/. Предполагалось, что новоиспеченные компании /особенно генерирующие/ вступят в конкуренцию друг с другом, и это приведет к снижению цен и другим позитивным изменениям. В результате в поисках наиболее дешевой электроэнергии внимание потребителей в районах с высоким энергопотреблением и относительной нехваткой производящих мощностей обратилось на удаленные электростанции. Поток электроэнергии по магистральным сетям значительно возрос. И вот тут система начала давать сбои. /"С news"/
Опыт Германии. Фактически реформы в электроэнергетике Германии начаты в 1996 году. До их проведения в семи крупнейших энергокомпаниях производилось более 90 проц электроэнергии. Изменения в отрасли привели к укрупнению этих основных компаний до четырех, в чем оказались прямо заинтересованы как акционеры, так и потребители. Объединение как мощное противозатратное мероприятие привело к повышению курса акций, снижению стоимости электроэнергии и, как следствие, к повышению конкурентности немецких товаров в целом. В результате реформы ни одна из энергокомпаний не сменила свою организационную структуру. Если это была вертикально интегрированная энергокомпания, то она таковой и осталась. Если это была распределительная компания, то она не превратилась в вертикально-интегрированную. Требование о дерегулировании и разделении бизнеса в электроэнергетике не привело к дроблению капитала, а фактически было осуществлено за счет учета затрат, так как прибыль всех выделенных по бизнесу дочерних компаний - транспорт, генерация, сбыт - объединяется в холдинге, который уже использовал ее в том направлении, где это давало наивысший эффект в повышении надежности и экономичности. /"НГ"/.
Что касается перспективы российской реформы энергетики, то она видится зависимой не столько от принятых Госдумой нормативных актов, от последних "своевременных" кадровых перестановок в ведомстве Чубайса, от лоббистских возможностей заинтересованных олигархов, сколько от политической воли, олицетворяемой нынче главой государства. Если удастся выстроить российский бизнес по критериям социальной ответственности, то демонополизация РАО может принести инвестиции, а значит и модернизацию в отрасль, и стабильное энергоснабжение в цеха и квартиры.