ЭЛТ-мониторы в России доживают последний год
Как и любая смена технологий, переход от ЭЛТ-мониторов к ЖК вызывает нестабильность на рынке. Динамичные конъюнктурные процессы могут вызвать не только смену лидерства среди вендоров, но и порой непредсказуемые изменения цен. Согласно исследованию, проведенному компанией ITReseacrh, в начале 2005 года объемы продаж ЖК-мониторов должны превысить уровни поставок ЭЛТ-устройств, а к концу года на долю последних будет приходиться всего около 25% рынка.
Долгосрочная стратегия
Небольшая коррекция цен на
ЖК-мониторы в начале 2004 года, отметившая окончание ажиотажного спроса на них,
не смогла привести рынок в стабильное состояние. В первом полугодии цены упали
на 10-15%, и при этом уже к концу марта на складах дистрибьюторов (как внутри
страны, так и за рубежом) начали скапливаться ЖК-устройства, которые внезапно
оказались лишними по текущей, крайне высокой цене.
В сложившейся ситуации Samsung и почти сразу же BenQ приняли единственно правильно решение, резко снизив стоимость своих ЖК-мониторов. В конце весны — начале лета рынок еще продолжало лихорадить, но затем положение на нем стало более стабильным, начался новый этап, который можно охарактеризовать как «нормальная конкуренция». Во второй половине 2004 года на рынке ЖК-мониторов наблюдался стабильный спрос, и опять шла честная борьба за покупателя, включающая в себя выстраивание адекватных товарных линеек, обеспечение бесперебойных поставок, гибкие цены, рекламу и маркетинговые акции.
Если на этом фоне производителям удастся обеспечить хотя бы небольшую, но планомерную ценовую эрозию, то естественный процесс смены технологий (ЭЛТ на ЖК) должен пройти достаточно гладко и закончиться в обозримом будущем. Уже наметился пул компаний, который, видимо, окончательно закрепится в лидирующей группе рынка мониторов, осталось только некоторым из них (у кого еще большая доля продаж ЭЛТ-устройств) аккуратно провести замещение одних мониторов другими.
Закономерный рост
Несмотря на некоторые проблемы со
сбытом ЖК-устройств, первое полугодие 2004 г. было очень удачным для
производителей мониторов. Всего за этот период было продано 2,3 млн. аппаратов
на сумму $668 млн. (в розничных ценах). В очередной раз рынок продемонстрировал
высокие темпы роста, и показатели аналогичного периода 2003 г. были превышены на
32% в натуральном выражении. В денежном исчислении рост был еще выше и составил
почти 55%, что означает серьезное повышение средней стоимости мониторов.
Динамика продаж на российском рынке мониторов (график Источник: ITResearch)
Динамика рынка за последние 5 лет свидетельствует о сохранении высоких темпов роста, который за этот период увеличился в 2,7 раза. Следует отметить, что рост рынка не был экстенсивным, он сопровождался серьезным изменением его структуры, связанным в первую очередь с вытеснением ЭЛТ-мониторов ЖК. Так, за пять лет объем продаж ЖК-мониторов на российском рынке вырос в 108,5, в то время как «трубочные» аппараты показали рост всего в 1,7 раза. Если в 2000 г. ЖК-устройства в «штучном» исчислении составляли всего 1% рынка, то в 2004-ом по итогам первого полугодия их доля увеличилась до 38,7%, что превышает показатели аналогичного периода 2003 года почти на 11% (и это несмотря на то что в 2003 г. цены на ЖК-устройства были намного ниже).
В каждом из ключевых технологических сегментов за последние годы наблюдается планомерное снижение средневзвешенной стоимости. Исключение составляют только 15-дюймовые ЖК-мониторы, за четыре года подешевевшие более чем в три раза, но несколько подорожавшие за последний год на фоне ажиотажного спроса. Вместе с тем эксперты считают, что тренд, наметившийся к лету 2004 года, приведет к продолжению снижения стоимости данных устройств.
Динамика средневзвешенной стоимости мониторов с различной диагональю (график Источник: ITResearch)
Большие ЖК-мониторы с диагональю 17’’-21’’ дорожали в конце 2003 г., но за счет того, что здесь усиливалось присутствие 17-дюймовых аппаратов, средневзвешенная стоимость в сегменте продолжала снижаться, и за 5 лет ценовая эрозия превысила 80%. 15-дюймовые и 17-дюймовые ЭЛТ-аппараты за это время подешевели соответственно на 30% и 47%, что также очень серьезно. Стоит отметить, что 17-дюймовые ЭЛТ-аппараты, очевидно, исчерпали все резервы к дальнейшему падению стоимости. О «пятнашках» говорить уже бессмысленно, поскольку в 2005 г. их, вероятно, просто не будет на рынке.
В целом по итогам первого полугодия 2004 г. средневзвешенная стоимость одного проданного монитора на российском рынке превысила отметку 290 долл., что на 28% выше уровня пятилетней давности. По мнению аналитоков, это величина близка к пиковому значению, и начиная с первой половины 2005 г. должен начаться постепенный откат до уровня примерно 250 долл.
Борьба вендоров
Российский рынок мониторов быстро
растет, продукция на нем - все более дорогая, а значит, увеличивается и
привлекательность рынка. Вместе с тем олигополия (доминирование компаний Samsung
и LG), сложившаяся на нашем рынке, оставляет слишком незначительную нишу для
новых игроков, желающих работать в России.
За пять лет с российского рынка мониторов ушло восемь вендоров, большей частью это случалось не по локальным причинам, а из-за глобальных проблем компаний, в том числе по причине прекращения (как, например, у Hitachi, Nokia, Panasonic) выпуска мониторов. При этом ни один из ушедших вендоров никогда не входил в число локальных лидеров. В свое время едва не покинула российский рынок и компания ViewSonic, ранее серьезно оспаривавшая лидерство на нем. На сегодняшний день компания изменила свою политику и открыла в Москве свое представительство, которое теперь прикладывает серьезные и небезуспешные усилия к выстраиванию бизнеса.
Новичков на рынке мониторов за пять лет было отмечено почти два десятка, вследствие чего состав вендоров обновился более чем наполовину, однако их костяк при этом не изменился. Из новых игроков только компания BenQ сумела уверенно закрепиться в лидирующей группе, несмотря на то, что она поставляет только ЖК-мониторы. Справедливости ради следует отметить, что BenQ фактически унаследовала мониторный бизнес Acer. Это не умаляет заслуги компании, поскольку раскрутить с нуля новый брэнд — сложная задача.
Ведущие вендоры рынка мониторов - Samsung и LG - пока прочно удерживает свои позиции. В частности, в 2004г. модельный ряд Samsung состоял более чем из 60 моделей (как ЭЛТ так и ЖК), и при этом вендор обеспечивал широкую доступность по каждой из них. LG может противопоставить Samsung только 25 достаточно универсальных моделей, но учитывая, что возможности LG по производству и поставкам мало чем уступают основному сопернику, конкуренция между компаниями проходит довольно жестко.
Однако своими позициями данные вендоры обязаны 17-дюймовым ЭЛТ-мониторам, где они абсолютно доминируют. Тот из них, кто первым начнет сокращать поставки устаревшей продукции, сразу потеряет значительную долю рынка и прибылей. В сегменте ЖК-мониторов у Samsung и LG позиции не столь впечатляющие и им придется проводить очень гибкую политику, чтобы при окончательном переходе рынка на ЖК-технологию остаться на завоеванных ранее рубежах.