Эскиз портрета РКС / интервью с заместителем председатель правления РАО ЕЭС России Михаилом Абызовым
Коммуналка, вернее, ее реформирование на последнем заседании российского правительства получила "неуд" и от премьера Михаила Касьянова, и от главного отвественного за российское ЖКХ вице-премьера Владимира Яковлева.
В принципе никто ничего другого и не ожидал. Что трубы у нас гнилые, тепла на всех не хватает, а вода из крана течет ржавая, и нет то горячей, то холодной ни для кого не секрет. Как не секрет и то, что с каждым годом за эти все ухудшающиеся качественно коммунальные прелести россиянин должен платить все большее количество денег.
В нынешней действительности все ответы на любые извечные вопросы начинаются со слова "реформа". Итак, ЖКХ надо реформировать. Не просто там ремонтировать все прохудившееся и заменять все старое новым, а также чистить, мыть, платить зарплату дворникам и слесарям, а именно "Реформировать".
Как обычно никто не знает как. И как обычно все знает Чубайс. Он и взялся.
РАО ЕЭС стало одним из родителей нового ОАО "Российские коммунальные системы". Удивительно , но факт - к столь гиблому делу как жилкомхоз проявили живой интерес весьма успешные крупнейшие бизнес-структуры страны. Что наталкивает на размышления. А, может, не такое уж оно и гиблое дело, раз акулы российского капитализма им живо интересуются. Ну разве что предположить, что они все "заболели" благотворительностью по отношению к обывателю.
Итак, родители ОАО РКС : РАО ЕЭС России - 25%, Ренова - 10%, Газпромбанк - 25%, Интрерос, Кузбассразрезуголь,Еврофинанс и Евраз-холдинг по 10%. ОАО "Российские коммунальные системы" зарегистрировано 29 мая 2003 года с уставным капиталом 1 млрд рублей. Таким образом, новорожденному сегодня исполняется четыре месяца.
Главное занятие РКС создавать региональные дочерние компании, так называемых региональных операторов, которые будут арендовать инфраструктуру ЖКХ в регионах, нести отвественность за коммерческие риски по сбору средств за коазанные услуги с потребителей и еще привлекать инвестиции. Кроме того, РКС намерены открывать сервисные филиалы в регионах, которые будут отвечать за электро, тепло, газо и водоснабжение нас с вами и даже реструктуризировать МУПы, отвественные сегодня за городские и поселковые ЖКХ, дабы повысить их эффективность и снизить издержки.
Новорожденный успел много. Подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере предоставления коммунальных услуг с администрациями 26 субъектов РФ и муниципальных образований. Среди передовиков: Алтайский край,Амурская область, Архангельская область, город Владивосток, Владимирская область,Волгоградская область, Воронежская область, Калужская область, город Киров, Кирово-Чепецк, Костормская, Нижегородская, Оренбургская, Пермская, Ростовская, Сратовская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская,Тульская области, республики Удмуртия,Чувашия, города Ростов /Ярославской области/ и Томск. Уже создано 20 дочерних обществ ОАО РКС с уставным капиталом в 10 млн рублей. Договоры аренды на имущественный комплекс, находившийся в ведении государственных и мунициапльных предприятий ЖКХ подписаны в городах Архангельске, Барнауле, Благовещенске,Владивостоке,Владимире,Кирове,Кирово-Чепецке,Тамбове,Твери,Томске /Тюменская область/, Первоуральке, Нижней Туре и Качканаре /все в Свердловской области/. РКС успел даже выделить финансы некоторым своим региональным дочкам на неотложные предзимние нужды, всего 74,4 млн рублей. В ближайшие 5 лет РКС намерен инвестировать в ЖКХ около 700 млн долларов, средства предполагается взять на фондовом рынке.
В Уральском федеральном округе рекламировать РКС приезжал заместитель председателя РАО ЕЭС России Михаил Абызов. Рекламировал прямо в ходе рабочего визита вице-премьера в УрФО Владимира Яковлева. Вообще-то Владимир Яковлев и уральский полпред Петр Латышев сначала поучаствовали в том самом заседании правительства, где ЖКХ оценили как плохо или очень плохо, а потом отправились в Уральский федеральный округ отсматривать как и что обстоит на практике. Посетили три области: Тюменскую, которую много хвалили, Курганскую, где разругались в дым и с местными мэрами, и с губернатором, и Чеоябинскую , где изучили передовой опыт экономии и передовых технологий.
Упустить возможность из первых уст узнать, что за зверь такой РКС и что в нем хорошего, было бы непростительной ошибкой. Отсюда и родилось публикуемое интервью с одним из отцов - основателей Михаилом Абызовым.
Вопрос: Михаил Анатольевич, расскажите о планах РКС в Уральском федеральном округе. В каких регионах и как именно собираетесь работать?
Михаил
Абызов: Мы сегодня начали реализацию трех проектов в Свердловской
области. Районы одни из наиболее трудных. Это, напрмре, Качканар, где
износ жилищно-коммунальной инфраструктуры максимален. У нас есть договоренности
и предварительные наметки по реализации проектов по водоснабжению и водоотводу в
Тюмени. Есть представление, где мы можем своей работой реализовать проекты,
которые дали бы дополнительную эффективность функционированию
жилищно-коммунального хозяйства в Челябинске. Есть наработки по Екатеринбургу.
Здесь мы находимся в стадии оценки этих проектов. Думаю, что до конца
осенне—зимнего максимума мы будем работать в границах уже
обозначенных проектов.
Следующий этап проектов развития РКС будем реализовать уже после зимы, с 1 апреля. Безусловно, будут какие-то исключения, особые моменты при достижении договоренностей с местными властями.
Надеюсь, что по горводоканалу Тюмени мы приступим к реализации проекта уже в декабре 2003. Это вопрос совместной работы, оценки за и против, определения перспектив развития. Дорога длинная и тяжелая. Но окончательные договоренности мы должны определить в течение октября. По крайней мере, я надеюсь на это.
Вопрос: Вы будете выкупать предприятия ЖКХ или брать в аренду? Как это будет оформляться?
Михаил Абызов: Речь идет о реализации программы, предусматривающей передачу в РКС инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства на условиях краткосрочной аренды сроком на 11 месяцев. За этот период времени мы должны провести полную инвентаризацию имущественного комплекса, сделать ревизию финансово-экономической деятельности, ревизию технологическую. У нас это называется аудит. По завершении этого первого этапа предполагается заключение долгосрочных договоров, которые необходимо будет согласовывать в строгом соответствии с законодательством. Возможно, через рассмотрение органами законодательной власти. Задача - определение основных, базовых условий договорных отношений. Тогда можно будет говорить, что эта инфраструктура, этот жилищно-коммунальный комплекс будет передаваться РКС на правах аренды с сохранением полных прав собственности за муниципалитетами. Причем, с очень жесткими условиями по качеству и системе эксплуатации этой коммунальной инфраструктуры со стороны муниципалитетов по отношению в РКС. Тогда можно будет говорить о реализации второго этапа. Сегодня у нас нет задачи, по крайне мере, мы ее перед собой не ставим, приватизации коммунальной инфраструктуры. Мы считаем, что это для нас и для властей не самый идеальный вариант. Для нас оптимально деньги направить на инвестиционные проекты, так как они дают ту отдачу, на которую мы рассчитываем при реализации проекта РКС. Это качество, финансово-экономическая отдача и надежность.
Вопрос: Будет ли менять схема работы с потребителями. Жильцы будут по-прежнему получать обычные квитанции, оплачивать их в сбербанке или вы по-другому будете с населением работать?
Михаил Абызов: Реализация проекта РКС подчинена очень важной для нас идее. Мы создали компанию, которая своей деятельность должна воплощать своего рода национальные стандарты коммунальных слуг. Этот тот стандарт, к которому мы все должны стремиться. У нас для этого есть необходимые навыки, способности и ресурсы. Поэтому в рамках реализации этого подхода будет и программа по отдельным квиточкам правильного цвета, будут и программы по отдельной системе извещения, отдельной схеме начисления стоимости коммунальных услуг. Будут создаваться единые расчетные центры совместно с муниципалитетами, которые бы объединяли не только оплату за услуги ЖКХ, но и реализацию программ по адресным субсидиям малоимущим слоям населения, нуждающихся в дотациях. И много других программ. Их основа - это создание компании, которая бы в полной мере олицетворяла собой национальный стандарт предоставления коммунальных услуг. Это и есть основная задача, ради которой все затевалось.
Вопрос: Согласно последним социологическим опросам, население отрицательно относится к приходу бизнеса в ЖКХ. Как вы будете преодолевать это негативное отношение ?
Михаил Абызов: Я не считаю, что у народа и у потребителей сложилось негативное отношение к частным компаниям.. Сегодня 90% пекарен – частные. У народа есть негативное отношение к хлебопекарям? Вопрос не в частной собственности и не в государственной. Вопрос о том, какая вокруг этого создана система взаимоотношений, мнений. К сожалению, вокруг РКС уже создано негативное поле.
Отчасти это понятно. Состояние жилищно-коммунального хозяйства, износ фондов, качество предоставляемых услуг в большинстве регионов не выдерживает никакой критики. И эта аура, которая существует не вокруг частного или государственного бизнеса. Сегодня многие предприятия ЖКХ – муниципально-унитарные. Надо работать над тем, чтобы изменить отношение среды, и самое главное, потребителей к предприятиям ЖКХ.
Что касается государственное или частное… У нас два самых крупных участника, учредителя – это РАО “ЕЭС России” и Газпром. Это государственные компании. Поэтому мы, с одной стороны, хотим предоставить потребителю самые качественные услуги самого высокого стандарта. С другой – у нас за спиной стоят большие крупные компании, с крупной финансовой поддержкой, за счет которых мы и хотим реализовать эти проекты.
Краткая биографическая справка.
Абызов Михаил Анатольевич родился 03.06.1972 года.Образование – высшее,
специальность – математика.
Профессиональную
деятельность начал в 1993 году, до прихода в РАО «ЕЭС России» занимал
руководящие посты в различных коммерческих организациях.
В 1998 году назначен заместителем председателя Совета Директоров ОАО «Новосибирскэнерго». В том же году назначен членом Правления и начальником департамента инвестиционной политики и бизнес-проектов РАО «ЕЭС России».
С 1999 года — заместитель председателя Правления РАО «ЕЭС России».
В круг
обязанностей Абызова входят вопросы оперативного управления, сбыта
электроэнергии, работы электростанций и обеспечения их топливом.
В его подчинении находится Генеральная инспекция по эксплуатации электрических станций и сетей, Департамент по оперативному управлению, Департамент по энергосбытовой деятельности, Департамент топливообеспечения, Департамент электрических станций и Центральное диспетчерское управление РАО «ЕЭС России».
Абызов является заместителем руководителя антикризисного штаба РАО «ЕЭС России» и председателем Советов Директоров трех региональных энергокомпаний: ОАО «Свердловэнерго», ОАО «Кузбассэнерго» и ОАО «Красноярскэнерго». В июне 2003 года избран председателем Совета Директоров ОАО "Российские коммунальные системы". Женат, имеет сына.