Юрий Реутов: Вопросы образования – это вопросы безопасности страны
Активно насаждаемая сверху реформа образования стала головной болью для ученого сообщества. В то же время ректоры крупнейших российских ВУЗов склонны согласиться с тем, что ряд идей Минобрнауки могут пойти образованию, если не на пользу, то, по крайней мере, не нанесут ему ощутимого вреда. Но только при условии их толковой реализации, которая, по твердому убеждению большинства руководителей ВУЗов, не возможна до тех пор, пока министерство не перестанет быть "себе на уме". Ибо для всякого мало-мальски мыслящего человека очевидно, что из ректорского кабинета проблемы и нужды образования видны отчетливее, чем из белодомского окна. Особенно, если речь идет о регионах. Свой взгляд на реформу и на то, какие отношения должны связывать государство с образованием, Накануне.RU представил ректор Югорского государственного университета Юрий Реутов.
Вопрос: Юрий Ильич, как Вы относитесь к идее приватизации учебных заведений? Не приведет ли преобразование ВУЗов в автономные некоммерческие организации к увеличению числа платных дисциплин?
Юрий Реутов: Приватизацию ВУЗов пока официально никто не объявлял. Есть слухи, тенденции. Однако прежде чем принимать то или иное решение следует обратиться к мировому опыту в области образования, не потеряв при этом то лучшее, что накоплено в нашей стране. Любая хорошая идея может быть обесценена неуклюжей реализацией, что мы неоднократно наблюдали в последнее время. Что касается коммерциализации образования, то, очевидно, что необходим баланс между бесплатным и коммерческим образованием. Хотя представители Министерства образования и науки говорят, что бесплатного образования не бывает. За каждого студента кто-то платит.
Это к разговору о конституционных гарантиях и обязанностях государства. Взять, например, наш округ. Население Ханты-Мансийского округа составляет около 1,5 млн человек. Согласно законодательству, учебные заведения должны предоставлять не менее 170 бюджетных мест на каждые 10 тысяч человек населения. Если говорить в целом по России, то где-то так и выходит: число студентов, обучающихся на бюджетной основе, составляет 2,5 млн человек. Теперь давайте посмотрим, что происходит в ХМАО. По закону, государство должно предоставить округу 25,5 тысяч бюджетных мест. Однако в реальности эта цифра составляет чуть более 10 тысяч студентов, из них 1756 федеральные, а остальные - окружные. Основное число бюджетных мест распределено между московскими и питерскими ВУЗами, в то время как в регионах ощущается их острый дефицит.
Вопрос: Как Вы относитесь к инициативе Министерства образования, касающейся деления ВУЗов на три группы по принципу бюджетного финансирования?
Юрий Реутов: Необходимо обсуждать этот вопрос. Просчитать преимущества, риски. Однако показательно то, что еще до официального объявления старта ряд ВУЗов заявили об объединении с целью формирования более крупного ВУЗа в надежде попасть в первую группу. От этого зависит, будут ли они получать бюджетное финансирование и в каких объемах. На мой взгляд, экономика России должна работать более эффективно. Тогда будут средства на образование и науку. Тогда не понадобится никакого деления.
Вопрос: Как Вы относитесь к введению двухуровневой системы образования?
Юрий Реутов: Введение двухуровневой системы связано с вступлением России в Болонский процесс. С одной стороны, мы не можем иметь изолированную систему образования, с другой стороны, мы должны отстаивать свои интересы, традиции. На мой взгляд, для России все же более предпочтительна многоуровневая система образования.
Вопрос: Насколько реален перевод обучения в магистратуре на платную основу из-за еще большего сокращения госфинансирования тех ВУЗов, которые не войдут в число "национальных"? Чем это чревато?
Юрий Реутов: Однозначно ответить на этот вопрос пока сложно. Вообще, моя позиция - это консолидированная позиция ректоров классических университетов. Если магистратура станет платной, то все наше высшее образование, его большая часть, будет заканчиваться на бакалавриате, что, несомненно, отразится на качестве университетского образования как такового. Россия потеряет значительное число высококвалифицированных специалистов. Еще к вопросу о качестве образования - необходима его четкая и взвешенная организация: начиная с ликвидации взяточничества и заканчивая наведением порядка в филиалах. У нас в округе только 58 филиалов ВУЗов.
Вопрос: Одна из последних министерских инициатив касается сокращения вузовских специальностей. По Вашему мнению, это обосновано? Какой принцип должен лежать в основе сокращения и скрещивания специальностей?
Юрий Реутов: Я думаю, что сокращение вузовских специальностей допустимо и оправдано. Мне представляется, что в основе сокращения специальностей должен лежать принцип укрупнения направлений образования так, как это сделано с научными специальностями.
Вопрос: Должен ли быть создан специальный орган (комитет), который будет определять, какие специальности могут быть сокращены, а какие нет? Кто должен туда входить?
Юрий Реутов: Я совершенно убежден в том, что определять политику в этой области должны ректоры учебных заведений совместно с представителями бизнеса . То есть те, кто "производит" и "потребляет" специалистов. Работники министерств, агентств и прочих ведомств должны участвовать в этом по минимуму.
Вопрос: Как Вы считаете, какую цель преследует Минобрнауки, проводя эти реформы?
Юрий Реутов: Если отбросить "пену", речь идет об экономии средств. Традиционная беда России - путать причину и следствие. Экономика страны должна быть эффективна – это самое главное.
Вопрос: Должно ли государство поддерживать образование, как Вы считаете?
Юрий Реутов: Вопросы образования – это вопросы безопасности страны. Если государство этим не занимается или делает это плохо, негативные последствия неизбежны.