Две Осетии сегодня - одна Алания завтра?
На прошлой неделе внешнеполитический американо-российский "пинг-понг" (тот самый, который никогда не прекращался, несмотря на формальное окончание "холодной войны") обострился разом на нескольких направлениях. ЕС с подачи США откровенно "наехали" на Белоруссию, в которой народ только что в очередной раз подтвердил правильность и приемлимость для Белой Руси политико-экономического курса, отстаиваемого президентом Лукашенко. Послушные Вашингтону Молдова и Украина блокировали Приднестровье. А двумя неделями ранее Грузия блокировала дороги на границах с Южной Осетией – формально "своей" территорией. В ответ Россия отправила караван гуманитарной помощи через предвыборную Украину в Тирасполь, ранее с государственного ТV между делом заявив о секретных тюрьмах ЦРУ на украинской территории. Но самый громкий удар-пощечина - для нынешней проамериканской Грузии состоялся во Владикавказе.
После него стало вдруг отчетливо ясно, что еще недавно казавшаяся утопией идея включения непризнанной республики Южная Осетия в состав РФ, обретает пусть зыбкие, но - черты реальности. По мнению экспертов, чтобы оформить воссоединение Осетии, Россия будет опираться на прецедент Косово, выведение которого из-под суверенитета Сербии сейчас всерьез обсуждается. |
Накануне во Владикавказе на совместном заседании правительств Северной и Южной Осетии (что уже выглядит весьма показательным симптомом, вызвавшем бессильное раздражение официального Тбилиси) помощник председателя правительства РФ Геннадий Букаев заявил, что Москва уже приняла на этот счет "принципиальное решение". Под аплодисменты участников заседания высокопоставленный российский чиновник пообещал, что скоро с несправедливым разделением осетинского народа будет покончено и на карте появится единая российская республика, "название которой и так известно всему миру - это Алания ".
Фото: www.newstime.ru |
Фото: wgeo.ru |
Кокойты напомнил, что на сегодня 95% жителей Южной Осетии имеют, как и их соседи с севера, российское гражданство, а потому надо "сделать все, чтобы максимально упростить пересечение границы". Что накануне и было (де-факто) сделано. |
Так дела обстоят с де-факто. А как же - с де-юре?
Обсуждали во Владикавказе и международно-правовую сторону проблемы. Как сообщил журналистам южноосетинский лидер Эдуард Кокойты, власти Цхинвали уже в ближайшее время намерены обратиться в Конституционный суд РФ с просьбой проверить законность отделения южной части Осетии от России. По его словам, согласно историческим документам, Южная Осетия еще с XVIII века является частью России. "Есть документ о вхождении единой Осетии в состав Российской империи в 1774 году, и нет документа о выходе южной части Осетии ни из Российской империи, ни из Российской Федерации ", – сказал Кокойты. А посему, мол, сейчас даже нет необходимости ставить вопрос о вхождении Южной Осетии в Российскую Федерацию, откуда она и не выходила. По этой логике получается, что пребывание Южной Осетии в составе Грузии в годы СССР – не более как досадное недоразумение, тем паче, что все равно эти земли находились в правовых рамках одного – союзного государства.
Южная Осетия апеллирует к положениям Кучук-Карнаджийского мирного договора, заключенного 21 июля 1774 года между Российской и Османской империями, после поражения последней в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Согласно этому документу, подданными Екатерины II становились, в частности, жители Кабарды и Осетии, которая простиралась по обе стороны Главного Кавказского хребта. |
В Грузии территорию Южной Осетии теперь именуют Самачабло, по фамилии средневековых князей Мачабели, владения которых находились в этом районе. Однако к моменту вхождения Осетии в Россию такого княжества уже не существовало, а земли, населенные осетинами, находились в вассальной зависимости от кабардинских князей. Те, в свою очередь, присягали на верность российскому царю еще во времена Ивана Грозного, но так как фактическое влияние Москвы на Северном Кавказе тогда не ощущалось, правители Кабарды умело лавировали между турками и русскими, сохраняя относительную самостоятельность.
Идею присоединения Южной Осетии к России Кокойты озвучивает не впервые – с подобными просьбами он уже обращался летом 2004 года к обеим палатам российского парламента – Совету Федерации и Госдуме, но дальше моральной поддержки со стороны депутатов дело тогда не пошло. На этот раз лидер Южной Осетии решил перевести реализацию идеи в сугубо правовую плоскость. |
Фото: www.nrs.com |
Конечно, доля анекдотизма в апелляциях к договору 1774 года, безусловно, есть. Но тогда, по этой же самой логике, не очень, мягко говоря, серьезными становятся и аргументы грузинской стороны, основанные на с большой долей случайности сделанное разделение границ большевиками – в период смутной гражданской войны. Да и время тоже с тех времен прошло немалое – почти столетие. Так что если из принципов исходить, то временной промежуток в два с четвертью века, или – почти с век – какая, собственно, разница? Другое дело, что необходимо учитывать существующие на сегодняшний день международно-правовые реалии. А они таковы, что де-факто Грузия Южную Осетию не контролирует вообще – ни юридически, ни экономически. Более того – эти де-факто разные на сегодня страны разделены не только и не столько российскими миротворцами, они разделены кровью гражданской войны. А это на Кавказе – фактор, мягко говоря, несколько поубедительней разглагольствований о демократии и международном праве.
И потом – Россия совершенно логично апеллирует к практически идентичной ситуации в Косово. (Хотя в самом КС РФ от комментариев на эту тему благоразумно воздерживаются)
Говорит Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий:
- Сравнительный анализ показывает большое сходство сценариев этих конфликтов. Во всех случаях речь идет о борьбе этносов за самоопределение, причем уровень напряжения в отношениях между конфликтующими этническими группами достиг максимальной отметки, делающей практически невозможным их сосуществование даже в рамках федеративного государства (не говоря уже о статусе автономии).
- А в чем, по-вашему, конкретно проявляется такое сходство?
- Резкое обострение конфликта, переход его в предельно острую фазу во всех случаях произошел после того, как центральные власти государств (Сербии и Грузии) приняли решение о ликвидации соответствующей автономии. Подобные непродуманные действия Милошевича и Гамсахурдии, в конечном счете, обернулись против их собственных государств, так как возможности для компромисса были почти утрачены.
Во всех этих конфликтах присутствовала военная стадия борьбы, когда “центральная власть” пыталась силой восстановить статус-кво. При этом вооруженные столкновения характеризовались высокой степенью ожесточенности с обеих сторон, но не привели к решению проблемы.
- Почему можно говорить о фактическом самоопределении этих территорий – с политической точки зрения?
- Во всех перечисленных выше "непризнанных государствах" происходит развитие многопартийной плюралистической системы, имеет место реальная политическая конкуренция. Да, методы создания политических партий там могут отличаться от классических образцов, но вряд ли к этим территориям, только недавно прошедшим период “военной демократии”, можно предъявлять повышенные требования. Обратим внимание на то, что в Абхазии в прошлом году к власти в ходе выборов пришла оппозиция, что свидетельствует о продвижении по демократическому пути.
Разумеется, каждый кризис имеет собственные уникальные особенности. Например, в Абхазии и Южной Осетии миротворческие операции были начаты после того, как грузинская сторона убедилась в невозможности добиться успеха вооруженным путем.
Однако нетрудно заметить, что общие черты конфликтов позволяют говорить о возможности универсального подхода к их разрешению. Для того, чтобы принять этот принцип, необходимы элементарная объективность и политическая воля международного сообщества.
Стремительный калейдоскоп. Только факты
Абхазия поддерживает стремление Южной Осетии объединиться с Северной Осетией, заявил президент Абхазии Сергей Багапш. "Мы поддерживаем стремление единого народа Южной и Северной Осетии к объединению. Уверен, что международное сообщество должно прислушаться к мнению осетинского народа", - сказал он. |
США не понравилось намерение Южной Осетии присоединиться к России. США осудили намерение лидера Южной Осетии Эдуарда Кокойты присоединить непризнанную республику к России. Как заявила представитель США в ОБСЕ Джули Финли (Julie Finley), администрация Джорджа Буша "безоговорочно поддерживает суверенитет и территориальную целостность Грузии". |
Накануне МИД Молдавии отозвал для консультаций молдавского посла в Москве Василия Стурзу. Таким образом Кишинев отреагировал на то, что Москва демонстративно заняла сторону непризнанной Приднестровской молдавской республики (ПМР) в "таможенной войне". Кризис в отношениях России и Молдавии, продолжающийся с 2003 года, перерос в открытое противостояние с использованием всех рычагов давления. Как стало известно Ъ, Москвой уже введен в действие комплекс мер, призванный заставить Кишинев отказаться от претензий на Приднестровье. |
МИД Приднестровья не исключает, что со временем приднестровские власти могут по примеру Южной Осетии обратиться к России с запросом о признании республики частью Российской Федерации, сообщил замглавы МИД Приднестровья Виталий Янковский. |
"Признание Москвой независимости Приднестровья, либо признание в качестве субъекта РФ, на наш взгляд, на сегодняшний день невозможно по ряду причин. Но время идет, многое меняется, и я не исключаю возможность, что если будет ухудшение обстановки, если кризис будет набирать обороты, и наша республика будет стоять перед лицом экономической и гуманитарной катастрофы, возможно, какие-то меры в этом направлении будут предприняты ", - сказал Янковский. |
Юридически все нормально
Как заявил "Газете" известный адвокат Игорь Трунов: "Есть федеральный конституционный закон, который регламентирует принятие в состав России государства либо его части в соответствии с международным договором. Для того, чтобы стать частью России, государство либо его часть должны уведомить президента России, затем глава государства передает это заявление в Совет Федерации и Государственную думу. Далее договор передается в Конституционный суд или, если требуется ратификация, вновь возвращается в Госдуму. Одновременно с этим в нижнюю палату вносится проект закона о принятии нового субъекта Федерации, где определяется его статус, границы и сроки интеграции. Поэтому с юридической точки зрения я не вижу никаких препятствий для вступления Южной Осетии в состав России".
Так что формально, как выясняется, ничего особо уж сложного в присоединении Южной Осетии к России, оказывается, нет. Другое дело, что помимо формально-юридических, для любого стороннего наблюдателя в этой ситуации очевидны международно-политические подводные камни. И потому официальная позиция Кремля была весьма сдержанной. |
МИД России, сначала воздерживавшийся от комментариев, затем устами своего официального представителя Михаила Камынина заявил, что статус Южной Осетии может быть решен лишь путем переговоров в рамках Смешанной контрольной комиссии с участием представителей РФ, Грузии и обеих Осетий. Такая формулировка оставляет российской стороне чрезвычайно широкое поле для маневра и в то же время ни к чему не обязывает. В то же время неназванный чиновник из российского Белого дома посетовал "Ведомостям", что подобные заявления следовало бы сделать "ближе к тому моменту, когда Запад окончательно объявит решение по Косово".
Действительно, эти сомнения – а не поспешили ли? - имеют вполне обоснованное право на существование. Ведь логичным кажется было бы дождаться правового отделения Косово, чтобы под этой же маркой попытаться стремительно провести легимитизацию трех непризнанных республик – Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Если бы не одно но.
В это же самое время в США находится представительная грузинская делегация во главе с первым заместителем министра обороны Мамукой Кудавой. Грузины всеми способами пытаются убедить вашингтонскую администрацию в том, что только скорейшее вхождение Грузии в НАТО сможет обеспечить стабильность в стратегически важном для энергетической безопасности Запада регионе Южного Кавказа. |
Фото: РБК |
Официального ответа от Вашингтона еще не последовало, но, судя по проводимой им все последнее время политике, нет решительно никаких причин отказывать преданным "курсу демократии по-вашингтонски" грузинам. Кроме одной. Принятие Грузии в НАТО практически сразу поставит США перед необходимостью введения войск на ее территорию для обуздания фактически независимых от грузинского суверенитета Абхазии и Южной Осетии. А это в свою очередь приведет к прямому вооруженному противостоянию между американскими и осетинскими (читай – российскими) военными. И потому один этот факт может перевесить все желание помочь такому родному и до умиления "демократичному" господину Саакашвили. |
Понятно, что грузинам крайне желательно "нагнуть" осетин, прикрываясь за НАТОвскими спинами. Только вот и США-НАТО в этом случае тоже куда как выгоднее чужими руками делишки свои обделать. Хлопот, понимаете ли, меньше.
И потому - ясный и четкий факт поддержки Россией курса слияния двух осетий в одну именно сейчас , при таком раскладе отнюдь не выглядел бы ни поспешным, ни непродуманным. Случится ли?
Оптимистичный P.S. Накануне в пятницу раздосадованный Тбилиси объявил, что может разорвать подписанное в 2004 году согласие Грузии на вступление России в ВТО. Типа, в отместку мы, маленькая , но очень демократичная страна не пустим русского медведя в мировое экономическое сообщество. Неизвестно, насколько согласовано это действие было грузинскими политиками с господами из Вашингтона. Сдается мне, что это – образец чистой импровизации и суверенной дури. Потому как уж что-что, а невхождение в ВТО современная Россия переживет точно. На мой взгляд, так это вообще замечательнй подарок был бы российской экономике.
Как будут развиваться события вокруг Южной Осетии, сегодня сказать сложно. Но... хотя бы последняя истеричная выходка Грузии не может не вселять оптимизм. Политико-стратегическая игра продолжается. И, что радует, - со стороны России игра эта все меньше начинает напоминать банальные поддавки.