28 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Об образовательном фундаменте и любви к литературе

Мне, наверное, повезло с учителями. Я благодарна учительнице литературы, которая открыла для меня "Идиота" и "Братьев Карамазовых". Ее уроки не были простым пересказыванием текста учебника - она учила рассуждать и мыслить самостоятельно. Учителя, вкладывающие в обучение весь свой педагогический талант и душу, не перевелись и по сей день, но с каждым годом их становится все меньше. Понятно, почему. Да и вообще, качество образования в школах, по свидетельству родителей нынешних школьников, резко упало. 13-летняя девочка толком не знает, кто такие Лермонтов и Пушкин, но прекрасно знает Гарри Поттера. Конечно, в ее любви к этому "творчеству" в принципе нет ничего плохого, но в 13 лет, по-моему глубокому убеждению, она просто обязана знать, кто такой Мцыри. Деградации школьного образования есть несколько причин.

                                                   *  *  *

Рейтинг средней школы в глазах родителей, действительно, невысок. Об этом говорят и результаты опроса, проведенного Накануне.RU. Более половины посетителей сайта - 51% ответили, что уровень школьного образования снизился. Согласно результатам опроса Фонда общественного мнения, 49% россиян уверены, что в СССР школа была лучше.

Я получала образование на стыке двух эпох: советской и российской. Хотя, несомненно, советские традиции в школе были еще сильны. Речь не об идеологизированности учебного процесса. Все разговоры о том, что школа в СССР была напрочь идеологизирована, - явно преувеличены. Могу судить об этом по рассказам своих родителей. Никому не воспрещалось иметь свое мнение - только иногда лучше было держать его при себе. Это западное образование, которому мы изо всех сил стремимся подражать, направлено на то, чтобы все мыслили одинаково, вернее, оно вообще отучает мыслить. Зачем? Если в тесте из двух вариантов ответа, один, наверняка, правильный.

Конечно, идеология была - в первую голову, она распространялась на гуманитарные науки. Но школьники, которым  "Поднятая целина" преподносилась исключительно как книга, восхваляющая советскую власть, знали, кто такой Семен Давыдов и Андрей Разметнов. Не говоря уже о другом шолоховском герое - Григории Мелехове. Читали толстенные романы от корки до корки, а не их хрестоматийный суррогат.

Но самое главное - школьное образование в СССР было фундаментальным. Для того, чтобы построить хороший дом, нужно заложить крепкий фундамент – а уж стены, крыша, внутренняя отделка – дело второе. Не случайно советские люди становились профессионалами во всех без исключения сферах деятельности. Это заслуга и советской высшей школы, у которой долгое время не было конкурентов.

Сегодня же государство пытается всяческими способами расшатать создававшийся на протяжении десятилетий образовательный фундамент, выбивая из него кирпичик за кирпичиком. Озаботившийся здоровьем школьников министр Фурсенко посчитал, что необходимо на 25% сократить школьную нагрузку. Иначе говоря, урезать количество часов математики, физики, химии. Вместо них, в школах повсеместно вводятся мало кому понятные дисциплины типа валеологии.

В 1958 году, после запуска первого советского спутника в космос, американский журнал провел исследование, сравнив двух мальчиков - Алешу Луспекаева из Москвы и его ровесника из Нью-Йорка. Выяснилось, что московский школьник опережал в развитии американского на два года. Помимо школы, он успевал посещать еще и кружки. И ведь никто на чрезмерную нагрузку и, как следствие, плохое здоровье, не жаловался. Школьники даже реже болели.  

То, что российская школа не способна дать тот уровень знаний, на который мог рассчитывать средний ученик в Советском Союзе, доказывают и результаты вступительных экзаменов в ВУЗы. Перед ВУЗами, порой, встает проблема, из кого выбрать. "Очень слабые ребята к нам приходят, - говорит проректор по учебной работе Уральского горного университета Сергей Фролов, - Основные проблемы связаны с физико-математическим блоком дисциплин, да и русский язык никто из них не знает, не говоря уже об иностранном. Мы перешли на гибкую 25-бальную шкалу. Сейчас все идет к тому, что придется упрощать программу, чтобы было, из кого выбирать".

                                               *  *  *

Помимо издевательских экспериментов над образованием, о которых Накануне.RU рассказывало неоднократно, причиной падения его качества является и кадровая проблема, которая, вообщем-то, тоже возникла не на пустом месте. С точки зрения количества в школах все более-менее нормально. В Свердловской области незакрытыми остаются менее 2% учительских вакансий. В Тюменской области проблем с кадрами вообще нет. Хотя отдельные случаи, когда дети по полгода не изучают иностранный язык или информатику, потому что их некому преподавать, все же имеют место быть.  

Основная беда - это низкая квалификация педагогов, помноженная на мизерные оклады. Многие родители считают, что учителя, не получая поддержки от государства, попросту халтурят. Вот мнение одного из наших читателей. "Уровень качества образования снизился из-за недоброкачественного отношения большинства учителей к своим обязанностям. Существует полнейший пофигизм (извините за резкое выражение) к учащимся и к тому, как они понимают предмет". И это, наверное, не вина их, а беда. Понятно же, что у человека должен быть стимул хорошо работать - повесомее собственного самолюбия. 

                                                    *  *  *

По мнению министра образования Свердловской области Валерия Нестерова, проблема еще и в том, что школьное образование оторвано от жизни, так как педагоги "пытаются заставить школьников выучить конкретную сумму знаний, хотя время требует, чтобы школьники были специалистами в области общения и стремились к самообразованию ". Если вся миссия школы сводится к тому, чтобы научить детей общаться, то незачем тратить на это 10 лет - можно пойти на двухмесячные курсы.

Дальше еще интереснее. "Некоторые учителя до сих пор полагают, что есть некая программа, которую надо от сих до сих выдать. Это не значит, что каждый школьник должен знать, сколько у пропилена молекул углерода и как они соотносятся с углеродом и кислородом, но он должен знать, какие химические процессы происходят", - отметил Валерий Нестеров.

Надо сказать, что и в советское время многое зависело от личности учителя. Как и сегодня, были хорошие учителя и не очень. Но фундаментальность школьного образования достигалась во многом благодаря стандартам, той самой конкретной сумме знаний, которую учитель обязан был выдать. Как - это уже другой вопрос. Мы в школе ужасно не любили математичку, которая могла и линейкой по рукам треснуть, если кто-то ее не слушал. Но, как правило, ее слушали все. И ведь математику знали неплохо. Пусть даже нам ее вбивали в головы, не дожидаясь, когда у 13-14-летних подростков, озабоченных поцелуями при луне и гулянками, проснется интерес к научным знаниям.

Выходит, что сейчас педагога никто не заставляет учить "от сих до сих". И он сам решает, нужно ли школьнику знать, кто такая Наташа Ростова, или достаточно прочитать хрестоматийное изложение "Войны и мира" на 10 страницах.

                                               *  *  *

В действительности, государственный образовательный стандарт существует. Он был принят год назад. Правда, он был утвержден на уровне Минобрнауки, тогда как, по закону "Об образовании", этим должно заниматься правительство. Но не суть. 

Стандарт состоит из трех частей: федеральной, региональной и школьной. Федеральная часть представляет из себя перечень требований к выпускнику 9-го и 11-го классов, а также довольно подробный список тем по каждому предмету, обязательных для изучения. Стандарт содержит некоторые любопытные вещи. Например, в курсе химии появился раздел, связанный с применением химически активных веществ в быту, что, наверное, полезно знать. Это к слову.

Региональный компонент утверждают регионы: могут, например, ввести в школах изучение истории родного края. Также есть определенный люфт у школы: дополнительные часы (в старших классах - четыре часа), которые она может заполнить, чем угодно. Хоть математикой с физикой, хоть изучением биографии директора школы. На этом школьная самодеятельность в плане содержания образования заканчивается.

Скорее всего, свердловский министр имел ввиду разные методики преподавания, разные способы подачи материала. В этом смысле школам законом об "Образовании" дана полная свобода. "Подход к образованию зависит от школы. В каждой школе есть завуч, который руководит методическим планированием. Определяются темы, которые утверждены госстандартом, но они могут быть интегрированы, сокращены. Все зависит от того, насколько хорошо завуч управляет этим процессом", - пояснила Накануне.RU начальник отдела общего образования Управления образования Тюменской области Ирина Поварова.

Оговорюсь, что методик преподавания существует великое множество. В педвузах даже есть отдельные кафедры, где готовят методистов. Можно, например, изучать творчество писателей в хронологической последовательности, а можно в пятом классе прочитать "Бал" Толстого, а в десятом - "Войну и мир". Есть разница? Я знаю учительницу, которая заставляет детей каждый раз читать на уроке учебник, а потом пересказывать его. Ну и что, что полкласса не понимают, откуда что взялось. Те, кто читал современные учебники, поймут, о чем я говорю. К слову, накануне Фурсенко извинялся за то, что Россия в одном из учебников изображена без Курил и Калининградской области.  А теперь вот еще и  карты такие для школьников выпустили.

В этом-то и кроется опасность. Многие школы в угоду времени ударились в новаторские развивающие методики, которые детям - ни уму, ни сердцу. "Часто педагоги ориентируются на одаренных детей, применяя сложные технологии развивающего обучения. А если школа и вовсе поселковая? Разве будет качество образования в этой школе хорошим? Нет", - утверждает заместитель руководителя Управления образования Челябинска Марина Солодкова.

Поэтому, говоря об общем снижении качества школьного образования, вынуждена признать, что школа школе рознь, и уровень образования в школах разный. 36% читателей сайта Накануне.RU считают, что это связано именно с формированием школой собственной программы и свободным выбором учебников. И элитность школы вовсе даже не гарантирует качественного обучения. А педагогов, повторюсь, способных подать материал в нетрадиционной форме, не причинив ущерб содержанию, единицы.   

Поэтому образованию необходимы здоровый консерватизм и стандартизация. Эксперименты, как мы не раз уже убеждались, крайне опасны. Конечно, все течет, все изменяется, и школьник, наверное, должен знать основы экономики, но физику, математику, русский язык он должен знать еще лучше. Может быть, нужно выработать единую для всех методику или контролировать процесс выбора ее школами. Ну, и конечно, повышение уровня жизни педагогов - задача номер один. Тогда и к работе своей педагог, хочется верить, будет относиться более ответственно.

Будет ли наша страна опираться только на сырьевой ресурс или на интеллектуальный тоже - во многом зависит от образовательной политики. Сумеем ли мы сохранить и развить творчески остатки заложенного в СССР фундамента? Без сомнения, высшее образование и наука во внимании государства нуждаются не меньше. Но основа для дальнейшего развития страны все-таки  закладывается в школе.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС