Кадры: решает всё Путин
Накануне российские политологи пребывали в состоянии, мягко говоря, легкого шока от новых кадровых перемен в правительстве. Между тем, по здравому размышлению, те перестановки в правительстве, которые произвел Владимир Путин, на деле не только не означают радикального "пересмотра позиций" в преддверии выборов (о чем "с пылу, с жару" поспешили заявить некоторые политики и политологи), но, напротив, укрепляют ту конфигурацию во власти, которой Президент, по всей видимости, отдает предпочтение.
Впрочем, для начала напомним суть произведенных перестановок.
******
Итак, президент подписал указ о назначении Сергея Иванова первым вице-премьером (до сих пор он был просто "вице"), освободив его при этом от должности министра обороны. Таким образом, в правительстве теперь два первых вице-премьера - Дмитрий Медведев получил этот пост сразу после перехода из кремлевской администрации.
В связи с вышеобозначенным, можно с достаточной долей уверенности констатировать: если стратегические цели кадровой политики президента все еще "покрыты завесой тайны", то тактические задачи состоявшихся кадровых решений просматриваются достаточно четко.
И в первую очередь это касается четкого тандема: Сергей Иванов – Дмитрий Медведев.
Что показательно: на нынешнем этапе карьеры Сергея Иванова его уход с поста министра обороны следует рассматривать как факт даже более знаменательный, чем его назначение на должность первого вице-премьера.
Ведь с некоторых пор стало очевидно, что неофициальный "тендер" с участием потенциальных преемников – Дмитрия Медведева и Сергея Иванова – проходит в неравных условиях. В то время как Медведев продвигал (а в большей степени - с помпой презентовал на местах) нацпроекты, набирал очки, Иванов не успевал уворачиваться от постоянных обвинений в свой адрес насчет состояния Вооруженных сил, в которых редкий день обходится без самоубийств, издевательств над солдатами, дезертирств и прочих нехорошестей. В какой-то момент даже видавшим виды политологам показалось, что министра обороны и вправду "сдали" – столь непрезентабельно освещалось его ведомство в СМИ. В свою очередь, освещение деятельности господина Медведева становилось все более почтительным и подобострастным.
Но при этом некоторые члены "команды Медведева" совершили ошибку, на которой до них обжигались многие, (и какую действительно опытному политбойцу совершать не гоже), или проще говоря, фальстарт. Они (хочу особо подчеркнуть - не сам Медведев, а "обслуживающий персонал" из его "команды" во всеуслышание громогласно поспешили объявить своего босса "единственным и неповторимым господином преемником".
Но вчерашние события показали, что эти действия были явно поспешными.
Очевидно, что в стремлении сохранить паритет между людьми, которых обществу представляют как подозрительно похожих на кандидатов в "преемники", Иванова накануне вывели из зоны риска, которой все последние годы оставалось Минобороны.
И теперь впереди у него – целый год работы на высоком (хотя, как и у Медведева, столь же не до конца ясном по зоне ответственности) посту первого вице-премьера, отвечающего за ВПК и "гражданский сектор". И этого времени вполне достаточно для того, чтобы избиратель забыл об эффективности – или неэффективности – кандидата в президенты на его предыдущем месте работы.
Тем более, что работы Иванову предстоит непочатый край (а значит, у него появится гораздо больше возможностей для "раскрутки" в СМИ). Так "Ведомости" утверждают, что Иванову уже придумали "национальный проект" - диверсификацию экономики. Иванов, скорее всего, получит в свое ведение электроэнергетику, также в его ведении могут оказаться транспортная инфраструктура (дороги, аэропорты, морские порты) и энергетика, которую сейчас в какой-то степени (председательство в совете директоров "Газпрома") контролирует Медведев.
Высокопоставленный чиновник правительства уверен, что Иванов будет делать упор на развитии машиностроения - авиа- и станкоинструментального машиностроения, автопроме: "Иванов будет курировать развитие высокотехнологичных производств в гражданских отраслях, чтобы потом эти технологии можно было применить в ВПК". По сведениям двух топ-менеджеров крупных машиностроительных предприятий, в Кремле идет подготовка к крупному совещанию у президента по вопросам машиностроения.
******
На должность министра обороны Путин назначил Анатолия Сердюкова, до вчерашнего дня - руководителя Федеральной налоговой службы.
Дабы разобраться в ситуации, я первым делом прочитал в "Викпедии" биографию нашего нового министра обороны. И умилился безмерно.
"С 1985 по 1991 - заместитель заведующего секцией, заведующий секцией магазина N 3 Ленмебельторга, г.Ленинград. С 1991 по 1993 - заместитель директора по коммерческой работе Ленмебельторга, г.Ленинград. С 1993 по 1993 - заместитель директора АО "Мебель-Маркет", г.Санкт-Петербург. С 1993 по 1995 - директор по маркетингу АО "Мебель-Маркет", г.Санкт-Петербург. С 1995 по 2000 - генеральный директор АО "Мебель-Маркет", г.Санкт-Петербург"... |
Не удивительно, что моя первая, вполне естественная реакция – реакция типичного обывателя - была шоковой: обалдеть, главным военным России назначили "торговца табуретками"!
Но, по трезвому размышлению, если отбросить совершенно ненужные в данном случае эмоции, мы со всей неизбежностью вынуждены будем прийти к выводу, что даже такое, казалось бы, полностью алогичное кадровое решение, похоже, имеет свою внутреннюю логику.
И главное, что заставляет прийти к такому выводу – это простое осознание того, что это назначение, по определению, сделано не методом слепого тыка. Хотя бы потому, что это просто не в манере самого Путина – политика зело прагматичного. Так вот, исходя из аксиомной предпосылки того, что это назначение имеет какую-то цель, нам тут же становится понятной и его логика.
А ведь цель была озвучена, и озвучена самим Президентом. Судя по словам Путина, главная миссия нового главы ведомства – рачительное освоение тех значительных средств, которые государство готово вложить в армию в ближайшие годы.
Ведь давайте учитывать, что новый министр обороны Анатолий Сердюков – выходец из кругов, близких Налоговой инспекции №15 города Санкт-Петербурга. Как указывает господин Белковский, в прошлом десятилетии и в начале нынешнего именно эта структура стала полигоном новых технологий в области передела собственности и финансовых потоков с использованием норм налогового законодательства. "По- видимому, президент Путин недоволен разворовыванием средств в системе Минобороны и потому решил направить в это ведомство матёрого профессионала-финансиста. Как известно, Сергей Иванов за почти шесть лет работы министром так и не смог взять под личный контроль финансовые потоки Минобороны. Сердюков, вероятно, сможет. Не исключено, что новый министр инициирует аресты некоторых особо финансово нечистоплотных генералов различных родов войск" – считает Белковский.
А если еще учесть, что Сердюков лично знаком с Путиным еще со времен их работы в Санкт-Петербурге, то это, пожалуй, становится главным аргументом в произошедшем назначении – ведь в таком непростом деле, как разгребание авгиевых конюшен в необъятных финансовых закромах Минобороны важно не только досконально разбираться в изощренных схемах увода денег из государственных карманов в генеральские, но - и быть при этом преданным Путину лично. Чтобы выстроенную Вертикаль не пошатнуть. А потом даже возможные предстоящие "посадки" особо ярких "расхитителей" в генеральских погонах уже не отбросит негативную тень на светлое чело возможного преемника, ставшего первым вице-премьером.
Есть в этом назначении и еще некоторые доводы косвенные, хоть и не столь очевидные. Во-первых, понятно, что новый министр Минобороны из-за своих действий по обузданию армейской коррупции (а что таковые последуют, сомнений лично у меня нет никаких) сразу же станет в среде высшей армейской верхушки не то что, мягко говоря, непопулярным, но – совершенно искренне ненавидимым. Как очевидно и то, что он встретит мощнейшее сопротивление. И чем сильнее он будет ломать десятилетиями устоявшуюся коррумпированную систему, тем сильнее будет к нему ненависть со стороны армейских начальников.
Что само по себе, с точки зрения той самой Вертикали, тоже есть неплохо: при таких раскладах Сердюков никак не сможет с высшей военной верхушкой договориться, четко идентифицируясь оной как чужак. Кроме того, неизбежность отторжения Сердюкова военными может означать только одно: новый министр обороны – человек на этом посту временный. Он, по сути – лишь хирургический инструмент, призванный избавить (хотя бы частично) Армию от пронизавших ее насквозь метастаз коррупции. И когда он выполнит поставленную перед ним задачу, то будет сменен (с назначением на достойную должность, разумеется, как человеку, уже вошедшему в "обойму").
Наконец, то, что Сердюков – человек сугубо штатский, как бы дает понять Западу: Путин мосты вовсе не сжигает, он готов к диалогу, и только от вас теперь, господа, зависит, какой именно это будет диалог: в тональности Давоса или же - Мюнхена.
******
И, наконец, Сергей Нарышкин, глава аппарата правительства в ранге министра, назначен вице-премьером по внешнеэкономической деятельности и СНГ.
Нарышкин будет координировать в правительстве РФ внешнеэкономическую деятельность, прежде всего с бывшими союзными республиками. "Председатель правительства считает целесообразным усилить направления работы во внешнеэкономической деятельности, прежде всего в направлении СНГ", — пояснил Путин, подчеркнув, что согласен с этим предложением. |
До назначения Нарышкина де-факто основные проблемы взаимоотношений с СНГ касались цены на газ и его транспортировки, то есть замыкались на "Газпроме". Теперь их будет курировать "негазпромовский", а, вернее всего, чисто "путинский" человек.
В связи с этим некоторые горячие головы даже поспешили назвать Нарышкина в числе тайных (но истинных) преемников президента Путина. Чего не знаем, того не знаем,. Но даже если Нарышкин будет просто курировать создание ЕЭП или иных подобных союзов на постсоветском пространстве, то его интересы неизбежно пересекутся с интересами "Газпрома". А значит, и здесь возможно двоевластие.
Иначе говоря, подытоживая все эти кадровые рокировочки, можно четко сказать, что их очевидным результатом стало усиление личного влияния Президента Путина. Он расставил на ключевые посты верных себе людей, которые будут одновременно служить контрольной подстраховочкой "официальным преемникам" Иванову и Медведеву. Вместе с тем, кадровые перестановки означают, что Путину удалось укрепить свою власть, продемонстрировать полную подконтрольность политического процесса действующему главе государства. Президент отладил политическую систему так, что без его согласия в ней и мышь не прошмыгнёт. Эта конфигурация во власти, если и не полностью гарантирует Путина от яростных столкновений в его команде в связи с предстоящими выборами, то все же делает ситуацию значительно более устойчивой.
А будет ли преемник?
Вопрос уже почти из разряда афоризмов. И вот тут-то мы подходим к самому "сладкому" – к не дающему покоя огромному количеству так или иначе связанных с российской политической жизнью людей, вопросу – да, да, к той самой, пресловутой "Проблеме 2008".
Тема эта затерта до дыр, и число предположений политиков, политологов и просто "специалистов" по этому поводу таково, что из них можно составить объемную энциклопедию под условным названием "Преемник. Проблема 2008".
Но, несмотря на все разнообразие выдвигаемых гипотез, условно все их можно рассортировать по двум разделам. Раздел первый – куда уйдет Путин. Раздел второй – кто будет президентом.
Что касается первого, то наиболее устоявшееся в этом вопросе мнение (особенно после того, как Президент вроде бы все же убедил политсообщество, что на изменение Конституции не пойдет и третьего срока – не будет), что Путин останется в российской политике неким прототипом китайского Дэн Сяопина. То есть займет один из постов, но при этом будет оставаться де-факто истинным политическим лидером страны. Варианты самих постов озвучивались самые разные – это и председатель Совета федерации, и пост спикера Госдумы, и председатель Конституционного суда, и глава "Газпрома", включая даже такой экзотический вариант, как пост министра обороны...
Но в свете последних событий мне лично кажется более вероятным вариант иной.
Скажу сразу – нравится мне он по нескольким причинам.
Во-первых, он прост как репа.
Во-вторых, он ни на йоту не противоречит многочисленным заявлениям самого Путина о преемственности российской политики, равно как и о том, что Конституция не будет нарушена ни в одной букве. Как не противоречит его словам о том, что "никаких преемников не будет, будут кандидаты на пост президента РФ".
В-третьих, он объясняет все возрастающую уверенность Президента у государственного штурвала, зримо проявляемую им в последние месяцы, и отсутствие каких-либо даже самых малейших, намеков на нервозность (вполне естественную, казалось бы в связи с приближением окончания президентского срока).
Для того, чтобы понять этот самый иной вариант, нам надо просто вспомнить, чем, собственно, Путин занимается в последние годы.
Глеб Павловский: "Надо помнить, что у нас сегодня в реальном политическом пространстве действует правительство под руководством Путина. Существует единый комплекс исполнительной власти, фактически возглавляемый президентом и верховным главнокомандующим Путиным, и структура правительства, в которой выделяются первые вице-премьеры: Медведев и Иванов. Таким образом, планы и повестка дня следующего президентства формируются Владимиром Путиным. А это гарантирует, что президент останется фактическим руководителем консолидированной власти в России после 2008 года, независимо от того, кого выберут в марте 2008 года".
Действительно, именно Путин, и никто иной (помимо всего прочего) сегодня фактически руководит правительством России. Он не только назначает и смещает министров, но и дает им направления работы, ставит конкретные цели и задачи. И в некоторых случаях требует жесткого отчета (Зурабов, Греф и Фурсенко счастливые для них исключения) перед ним за выполнение поставленных целей и задач.
Другими словами, он фактически исполняет функции Председателя кабинета министров. Что касается господина Фрадкова, то, несмотря на все уважение к нему, как к отличному административному чиновнику и гениальному (в хорошем смысле этого слова!) бюрократу, то он по сей день так и остался лишь "техническим" премьером. Более того, судя по всему, Михаила Ефимовича ситуация не просто устраивает, он ее отрабатывает сознательно, участвуя в общей стратегии.
А теперь представим вариант: новый президент (совершенно неважно – кто именно, Иванов ли, Медведев ли, либо кто-то иной) первым же своим решением вносит кандидатуру Владимира Путина в новую Госдуму на пост главы кабинета министров. И, получив от госдумцев решительный и моментальный "одобрямс" (а то, что таковой последует незамедлительно, сомневаться не приходится ни секунды, очевидно) поручает ему сформировать кабинет министров (фактически уже сформированный и дееспособный).
В скобках заметим: - от риска выдвижения иной любой кандидатуры как раз новая, полностью "пропутинская" Госдума и будет страховкой, не говоря уж об иных, скрытых от посторонних глаз, но не менее действенных механизмов.
И тогда получается, что Путин действительно вовсе никуда не уходит.
Он продолжает выполнять свои обязанности по фактическому руководству страной, соблюдая, таким образом, как декларируемую преемственность, так и все конституционные нормы.
И вот как раз ракой вариант мне лично представляется наиболее логичным, и потому – весьма вероятным.
"В новой конфигурации правительство России – это правительство Путина, и преемником Путина будет Путин, а президентом – кто-то из его политической команды. Создается аппарат для реализации планов президента. Наивно полагать, что трехлетний бюджет, нацпроекты, реформы армии прекратятся в 2008 году. А речь Путина в Мюнхине обозначила приоритеты безопасности, поэтому выросла позиция Иванова. А всю аргументацию по этому поводу Путин высказал в Германии. Путин не играет вице-премьерами – он просто строит свою программу", - считает Павловский.
Собственно, практически ровно об этом же самом говорил и сам Владимир Путин во время своего общения с российскими гражданами: "Я думаю, что, не подгоняя основной закон под свои личные интересы, мне удастся сохранить самое главное, чем должен дорожить человек, который занимается политикой - ваше доверие. И, используя это, мы с вами сможем влиять на жизнь в нашей стране. И на то, чтобы гарантировать ее развитие поступательным образом с тем, чтобы оказывать влияние на то, что происходит в России".
Вот и получается, что при таком раскладе действительно – у Путина никаких "преемников" не будет. Потому что преемником Путина будет сам Путин.