Как победить "дикий" рынок?
Как вы думаете, кто сейчас больше всех радуется выступлениям Саакашвили? Белый дом? Окруашвили? Верный друг Миши Виктор Ющенко? Нет. По идее, довольнее всех должны быть отечественные российские рыночные торговцы. Почему? Да, очень просто – грузинская истерическая нападка на Россию породила пристальный интерес властей к внутренним проблемам вольготно расположившихся на наших рынках иммигрантской полумафии. Проходит кампания в рамках "защиты коренного населения России". До кучи, кстати, Президент России Владимир Путин потребовал не только разобраться, не только с засильем неместных лиц на рынках страны, но и устранить посредников между производителями сельскохозяйственной продукции и потребителей.
Владимир Путин: Надо наладить прямые отношения между производителями и покупателями сельскохозяйственной продукции. Посредники обирают и производителей и покупателей.
И вот тут уже рыночные торговцы запереживали. Между тем проблема далеко не нова. В свое время, в "период первоначального накопления россиянами капитала" (с) Гайдар и Ко, рынки были практически поделены между различными криминальными группировками, как, впрочем, и любой другой бизнес. На продажу, естественно, ставили "своих" людей, у производителей товары покупали на подъезде к рынку, зачастую – по заниженным ценам, и продавали уже по завышенным в полтора-два раза. Со временем, надо отметить, криминализация этой отрасли, как и в прочих, заметно снизилась, но вот в отличие от той же банковской сферы никаких целевых программ для ее легализации не провозглашалось. В итоге сейчас ситуация зависит от конкретного региона и конкретного рынка. И, по идее, бороться надо именно с криминализацией перекупки. Но надо ли бороться с перекупкой вообще?
На первый взгляд – начинание из самых благородных. Казалось бы, что может быть лучше – производитель сам продает свои товары, а значит, покупателям не придется платить за наценки посредников. Красиво? Красиво. Но… От жизни немного оторвано. И есть этому две причины.
Причина номер раз – нехватка времени.
Те, кто жил в деревне, прекрасно знают, что работы там хватает всем, а выходной – это не суббота или воскресенье, а день, когда работы немного меньше, чем обычно. В итоге же фермерам и крестьянам просто некогда вставать за прилавок даже в ближайшем районном центре, не говоря уже о том, чтобы везти свою продукцию в центр области. |
Причина номер два – банальное неумение торговать. Со стороны кажется, что это легко – встал за прилавок, товар взвешивай, да деньги считай. Однако это лишь на первый взгляд. На самом деле ситуация гораздо сложнее. И как продавец не справится, пытаясь вырастить пару десятков свиней, так и фермеру будет тяжело этих самых свиней продать в розницу. У каждого свое дело.
Директор Шарташского рынка Александр Пьянков :Сегодня сельхозпроизводитель не хочет торговать. Я сам учился в сельхозинституте, у меня много друзей, которые занимаются фермерством, и они мне прямо говорят: "Мы не хотим, нам выгоднее сдать оптом. Наше дело выращивать". Это, кстати, показывает и мировая практика. У нас нет проблемы принудительной перекупки. Есть другие. Бывает, что человек приезжает, и хочет продавать свою продукцию сам. Но ведь торговать тоже надо уметь. В итоге, проторговав какое-то время, человек просит забрать у него продукцию оптом, он сам проявляет инициативу. Торговать, повторю, надо уметь. Покупатели все разные, иногда возникают какие-то проблемы. Этим всем надо постоянно заниматься, и в итоге фермеры говорят, что им лучше продать все оптом. Конечно, у кого-то получается, у нас стоят и фермеры. Производители ездят постоянно. Но не все могут ездить каждый день. Колхозники, например, могут приезжать только по выходным. И что, покупателям ждать субботы и воскресенья, обратно в социализм идти?
С такой точкой зрения согласны и сами фермеры, которым действительно не хочется торговать самим.
Фермер Илья Толбянин Я занимаюсь своим делом – выращиваю скот. У меня на уход за моими поросями уходит все время, и мне просто некогда как-то еще и самому их продавать. Не мое это дело. Когда начинал – думал, что нужно самому, а то обманут. Купил место на рынке, встал торговать. К вечеру понял – не мое это. Покупатели какие только не попадаются, а обижать нельзя – "покупатель всегда прав". Вот и решил, что проще уж сдавать буду оптом. Пусть чуть подешевле, да только сколько я иначе времени потеряю – так мне как раз выгоднее перекупщикам сдать.
Таким образом, вопрос о полной ликвидации перекупщиков, все же, ставить несколько некорректно – в случае нормальной работы они необходимы. И необходимы не только фермерам. Нужны они и еще одной категории товаропроизводителей, которые попали под удар вместе с перекупщиками – гостям из-за границы. Напомним, что и их работа на рынке становится все жестче и жестче. И касается это не только продовольственных, но и вещевых рынков. Рассмотрим ситуацию: на любом рынке убирают и перекупщиков, и мигрантов. К чему это приведет? К отсутствию импортного товара – без перекупщиков продавцами должны стать производители, а производители, увы, оказались "не того" гражданства. В Екатеринбурге, например, в такой ситуации можно смело закрывать "китайский" рынок. Я не говорю, что так уж люблю гостей из Поднебесной, но многим горожанам, да и жителям области одеваться в магазинах центра города просто не по карману, и в итоге они покупают одежду именно у китайцев и вьетнамцев.
Таким образом, и здесь вопрос встает именно о законности работы в стране, а не о собственно возможности такой работы. Но тут, скорее надо обратиться не к руководству рынков, а к тем службам, которые работают с мигрантами – милиции и Федеральной миграционной службе.
Александр Пьянков: По иностранцам, например, есть проблема отсутствия миграционной регистрации и тому подобного. Но мы и не имеем права это проверять – это дело миграционной службы. Мы проверяем качество товара, документы на товар, но не их самих. А вот то, что все должны иметь документы – то я только за. Обеими руками.
В медицине есть два подхода лечения любой болезни – попытаться устранить симптомы, либо выявлять и устранять причины возникновения этих симптомов. Очевидно, что второй вариант гораздо продуктивнее. Однако в случае с рынками мы можем столкнуться именно с первым подходом. Высокие цены – давайте устраним перекупщиков. Не могут пробиться русские – давайте устраним мигрантов. Но проблемы заключаются все же в другом. И то, и другое – следствие криминализированности этой отрасли. И именно с этим и надо бороться. Естественно, необходимо внести определенную ясность в законодательство – ввести единые определения и правила работы на рынках для России (кстати, до сих пор законодательно не определено, что такое – "рынок"). Но все же в первую очередь надо устранять те нарушения, которые есть сейчас. Например, если на каком-то рынке фермеров и крестьян не пускает компания перекупщиков, и заставляет продавать товар ей, да еще и по заниженным ценам – то это и навязывание сделки, и монополизация рынка, и еще целый букет нарушений, вполне подлежащих уголовному наказанию. Есть, где поработать и ФАС, и милиции, и прокуратуре. Главное – работать. |
Если проблема в переизбытке мигрантов – так давайте разберемся, а чем он вызван? Если опять-таки мигранты создали свою общину и не пускают на рынок других продавцов – так это тоже нарушение закона, с которым можно разбираться и сейчас. Давно подмечено, что в России жестокость законов компенсируется необязательностью их исполнения. И для улучшения ситуации все же стоит не принимать еще более жесткие законы, а для начала добиться исполнения тех, которые уже приняты.