Как поднять цену российской нефти?
Идея создания "Банка качества нефти" уже не первый год обсуждается в России. Из-за того, что высококачественная западно-сибирская нефть смешивается в экспортной "трубе" с высокосернистой татарской и башкирской нефтью, Россия теряет ежегодно на экспорте нефти сотни миллионов долларов. А на минувшей неделе глава государства Владимир Путин на встрече с членами правительства неожиданно поинтересовался у главы Минэкономразвития Германа Грефа, почему между ценой барреля нефти марки Brent и марки Urals столь большая разница - около $5-6 (хотя еще в прошлом году она составляла около $4, а в 2000-ом около $1-1,5 за баррель). Владимир Путин охарактеризовал этот разрыв как "не очень справедливый" и предложил кабинету министров подумать, как его сократить. Тут Герман Греф и выступил в защиту подзабытой уже идеи создания "Банка качества нефти" (которую еще три года назад озвучивали, в частности, президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов и экс-глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский). Министр заверил, что этот вопрос будет рассмотрен осенью, когда правительство будет обсуждать дифференцированную систему налога на добычу полезных ископаемых. О том, почему нефть марки Brent в мире самая дорогая и почему между ценой барреля Urals и Brent существует разница, реально ли вообще поднять экспортную цену российской нефти, а главное, как это технологически осуществить, в интервью Накануне.RU рассказал председатель Совета директоров Консалтинговой группы "Лекс" (в 1976-88 гг. работал в системе Госстроя СССР и принимал участие в освоении Медвежьего, Уренгойского, Русского, Ямбургского и Бованенского нефтегазовых месторождений; в 1993-97 гг. Председатель правового Комитета Международного союза нефтегазопромышленников), кандидат географических наук Вячеслав Лукичев:
Вопрос: Вячеслав Федерович, на Ваш взгляд, сокращение разрыва между ценами на нефть марок Urals и Brent действительно необходимо с точки зрения экономической целесообразности и государственных интересов России? Каков вообще состав нефти марки Urals и марки Brent? И почему нефть марки Brent в мире самая дорогая?
Вячеслав Лукичев: Давайте сразу расставим все точки над "i". С точки зрения профессионального отношения к данному вопросу – такой проблемы в принципе не существует. Brent - это мировой эталон нефти по ее качеству, свойствам и составу, который является наиболее оптимальным с точки зрения переработки и производства нефтепродуктов. Нефть остается главным источником энергии в мире, в первую очередь на транспорте, который потребляет в настоящее время 70% всей добываемой в мире нефти. Так вот, вся нефть, добываемая в мире (в Саудовской Аравии, Северном море, США, Мексиканском заливе, Юго-Восточной Азии и т.д.), соотносится с эталоном нефти марки Brent, который в свое время был разработан странами - экспортерами нефти (ОПЕК).
Реально в мире, и я хочу это подчеркнуть, нефти Brent нет. Это эталон, такой же, как эталонный метр, килограмм, или эталон времени и т.д. Добываемая на том или ином месторождении нефть, безусловно, отличается от эталона и от величины этого отличия зависит ее цена. То есть, чем хуже нефть, чем дальше она отстоит по своему качеству, свойствам и составу от эталона, тем меньше ее цена.
Весь вопрос заключается в том, что у нас одна экспортная "труба". И разные по качеству, свойствам и составу нефти перемешиваются в этой "трубе". В частности, в Татарстане и Башкортостане добывается тяжелая высокосернистая нефть, которая в "трубе" смешивается с западно-сибирской нефтью, более близкой по своим параметрам к эталону Brent. Поэтому, и совершенно правильно, российская нефтяная смесь (поступающая из России на экспорт нефть называется Urals) стоит меньше, чем, к примеру, арабская нефть, которая ближе по своим параметрам к эталону Brent. В принципе, если бы только западно-сибирская нефть поступала на экспорт, безусловно, она стоила бы больше, чем сегодняшняя нефтяная смесь - так как по своим свойствам, составу и качеству она ближе к эталону.
Вопрос: Я правильно поняла, что нефть, добываемая в Западной Сибири, в Ханты-Мансийском автономном округе, в частности, очень хорошего качества?
Вячеслав Лукичев: Да, нефть добываемая в Среднем Приобье, очень хорошего качества.
Вопрос: Реально ли, при наличии на то политической воли, разделить потоки добываемой в России хорошей нефти от высокосернистой? С технологической точки зрения, каким образом это осуществимо?
Вячеслав Лукичев: Я еще раз подчеркиваю - проблемы как таковой не существует. Другое дело, имея на то политическую волю, можно поднять цену на российскую нефть. На мой взгляд, следующим образом: нефть, добываемая "Татнефтью" и "Башнефтью", должна использоваться только на внутреннем рынке. То есть, пусть ее поставляют на переработку на находящиеся в Уфе НПЗ, или на Кременчугский НПЗ на Украине, специализирующиеся как раз на высокосернистой нефти. Таким образом, в экспортной "трубе" будет находиться только более качественная нефть, и мы будем за нее получать больше. Конечно, сначала надо доказать миру, что наша нефть стала более хорошего качества.
Здесь необходимо учитывать, что за "Татнефтью" и "Башнефтью" стоят трудовые коллективы, региональные бюджеты и прочее. Если нефть будет потребляться только на внутреннем рынке – это приведет к определенному уменьшению доходов компаний. Но, на мой взгляд, с "Татнефтью" и "Башнефтью" можно рассчитываться путем взаимозачета. Так как выручка от экспорта "Сибнефти", "Сургутнефтегаза", ТНК-ВР, "ЛУКОЙЛа" и других компаний станет выше, следует ее перераспределять и компенсировать потери "Татнефти" и "Башнефти". В этом, на мой взгляд, видится решение.
Безусловно, камнем преткновения на этом пути будет "человеческий фактор". "Татнефть" и "Башнефть", республики Татарстан и Башкортостан возглавляются конкретными людьми, и они наверняка будут возражать против такого подхода к решению проблемы. Хотя механизм взаимозачета действовал еще между нефтяными объединениями в советское время, действует в отдельных случаях и сейчас. Например, ТНК-ВР поставляла нефть на Павлодарский НПЗ, а Казахстан такое же количество нефти поставлял на российские НПЗ. Это давно известный механизм, ничего сложного в нем с чисто организационно-технологической точки зрения нет, есть только "человеческий фактор".
Вопрос: Вячеслав Федерович, на Ваш взгляд, создание "Банка качества нефти" в России необходимо?
Вячеслав Лукичев: С точки зрения информированности государственных органов власти о том, какая нефть добывается и на каких месторождениях, "Банк качества нефти", наверное, нужен. В этом случае, как мне кажется, идея положительна. В то же время, каждая нефтяная добывающая компания качество, состав и свойства своей нефти знает. Они просто обязаны это знать. Поэтому, нефтедобывающим компаниям создание общероссийского "Банка качества нефти" менее важно. К тому же, у каждой нефтяной компании наверняка существуют свои банки качества нефти в том или ином виде.
А вот для контролирующих органов, которые как раз такой информацией не располагают, централизация данных - создание "Банка качества нефти" – будет положительным решением. Здесь надо четко понимать - для чего нам его создавать? Например, при продаже нефтяных компаний (вместе с запасами нефти, находящимися у них на балансе) такой "банк", безусловно, будет необходим.