Как сравнить губернаторов?
В Екатеринбурге накануне прошло координационное совещание при полпреде Президента РФ в УрФО Петре Латышеве по вопросам совершенствования механизмов реализации органами госвласти субъектов РФ, входящих в УрФО, своих полномочий. Основным вопросом стали критерии, по которым сейчас в России должна оцениваться работа органов исполнительной власти. Насколько действенна эта система, и какие коррективы еще необходимо в нее внести? Почему нельзя оценивать регионы по одной и той же схеме, и кто будет отвечать за российские леса? Что мешает реализации национального проекта "Доступное жилье" в Тюменской области, и сможет ли "Справедливая Россия" составить конкуренцию "Единой России" на предстоящих выборах в Тюменскую облдуму? На эти и другие вопросы ответили губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко и губернатор Тюменской области Владимир Якушев.
Александр Филипенко: Пора уходить от субъективно-эмоциональной оценки
Вопрос: Александр Васильевич, в чем заключается необходимость введения критериев оценки деятельности органов власти?
Александр Филипенко:
До сих пор больше превалируют, так скажем, субъективно-эмоциональные оценки, и в то же время есть желание получить объективную оценку ситуации на территории, которая была бы и оценкой деятельности власти на этой территории. |
Вопрос: Какие проблемы возникают при введении этой системы оценок?
Александр Филипенко: В целом пока не совсем ясно, как эти критерии, а их около полутора сотен, будут суммироваться. На данный момент есть перечень критериев, которые базируются либо на среднероссийских показателях, либо на показателях лучших регионов. Сейчас идет разговор о том, что необходимо сделать систему более точной и объективной, чтобы можно было принимать решения для улучшения ситуации, по повышению эффективности управленческой деятельности. А динамика развития региона может показывать эффективность власти, которая находится, так скажем, "у руля".
Вопрос: Что уже есть на данный момент?
Александр Филипенко: В целом есть база, которая приемлема для того, чтобы строить модели и делать какие-то прогнозы, но нужно ввести коррективы. Надо решить, с чем сравнивать?
Если брать средний показатель по России, то надо учитывать, что в нашей стране далеко не всегда средний означает "хороший". А лучший показатель, достигнутый в одном из субъектов, может быть несопоставим для других из-за разного географического положения, разницы в климате и развитости регионов. |
Возьмем оптимизацию расходов на образование – это одна из первых целей и задач власти. Но нельзя смотреть по принципу простого сокращения. Я не могу просто закрывать школы. Ханты-Мансийский округ по размерам как Франция, да к тому же нет дорог. Проблему решают школьные автобусы, но они решают локальные проблемы, ими нельзя решить проблему округа в целом. И мы должны очень осторожно подходить к вопросам оптимизации расходов. Нельзя закрывать школы, более того, нужно строить новые. Если не построить – то у территории нет перспектив. Я не могу представить себе нормального человека, который бы остался жить там, где, как он знает, его дети не смогут получить образования.
Владимир Якушев: Система оценки деятельности органов власти требует внесения корректив
Вопрос: Владимир Владимирович, как Вы оцениваете результаты сегодняшнего совещания?
Владимир Якушев: Совещание, которое состоялось, это, можно сказать, продолжение президиума госсовета, на котором обсуждались вопросы эффективности исполнения госполномочий субъектами Российской Федерации. Сегодняшнее совещание было как бы в продолжение этой темы. Я возглавлял рабочую группу по этому вопросу. У нас было несколько рабочих заседаний, в которых также принимали участие руководители субъектов Федерации, руководители министерств и ведомств, и, в принципе, нужно сказать, что те вопросы, которые звучали там, они перекликаются и с теми вопросами, которые прозвучали сегодня.
Субъекты РФ говорят о том, что сегодня по той системе показателей, которую мы предложили для оценки деятельности органов исполнительной власти того или иного субъекта, их нельзя сегодня сравнивать с общероссийским показателем, потому что по ряду позиций общероссийские показатели являются или слишком завышенными, или слишком заниженными. То есть такой эталон в целом применять на сегодняшний день нельзя, и поэтому, в связи с этим, возникают определенные проблемы. Нельзя также сравнивать различные субъекты Федерации. Даже если взять субъекты УрФО, у нас есть субъекты Федерации, которые находятся в районах Крайнего Севера, и там есть своя специфика – очень большая территория, и очень маленькая плотность населения, и есть субъекты, как Свердловская область, где наоборот большое количество проживающих людей, большая плотность населения и иные климатические условия. |
Вопрос: Насколько известно, сегодня обсуждались и проблемы лесопользования. Какие изменения предстоят в этой отрасли?
Владимир Якушев: Что касается тех проблем, которые есть в лесном хозяйстве, то надо отметить, что
основные полномочия с 1 января будут выполнять субъекты РФ. Я считаю, что субъекты Федерации будут выполнять эти полномочия более эффективно. Все мы знаем, что сегодня существует ряд проблем на территориях, так как федеральные структуры занимаются вопросами мониторинга, ведения реестра и так далее, а в самих территориях, о которых мы ведем речь, представителей федеральных органов очень мало, в результате чего мы, в общем-то, имеем дело с нерациональным использованием лесных ресурсов. А это очень серьезный ресурс для всех субъектов РФ, входящих в УрФО. Я считаю, что субъектам на месте гораздо виднее, как распоряжаться данным ресурсом, как отслеживать, как им распоряжаются и, самое главное, это производить восстановительные все работы. |
Вопрос: При обсуждении реализации национального проекта "Доступное жилье" достаточно часто звучит информация о том, что в Тюменской области проблемы при его реализации создает отсутствие цементного завода. Как обстоят дела на самом деле?
Владимир Якушев: Я думаю, это является проблемой не только для Тюменской области – у нас их всего четыре по России, поэтому эта проблема касается всех. Конечно, это плохо. Во-первых,
в два раза за один строительный сезон повысились цены на цемент. Во-вторых, периодически возникает такая ситуация, что строительные организации просто встают в связи с тем, что нет цемента. Положительно, конечно, это никак на нас не влияет. |
Вопрос: Накануне прошло объединение трех партий в одну "Справедливую Россию". В марте в Тюменской области предстоят выборы в единый областной парламент. Как Вы считаете, сможет ли составить новая партия конкуренцию "Единой России"?
Владимир Якушев: Я думаю, что любая партия, которая сегодня решила пойти на выборы, должна прекрасно понимать, что она должна действовать в рамках действующего законодательства и всеми дозволенными способами конкурировать с теми, кто сегодня претендует на власть. У нас сегодня равное право всех на участие в выборах. Я не вижу каких-либо моментов, ограничивающих возможности партий ЛДПР, КПРФ, той же "Справедливой России" или "Единой России". Я думаю, что все партии примут участие, а люди уже рассудят и отдадут свои голоса тем, кому они доверяют, и за кем стоят конкретные дела.