Каникулы бензиновой лихорадки
Американские нефтяные заводы в Техасе избежали прямого удара урагана "Рита". И по мере того, как стихия теряла силу, мировая цена нефти шла вниз. К вечеру понедельника "нефтяные" фьючерсы на сорт Light Sweet на электронных торгах стоили $63,63 за баррель, в то время как в пятницу, накануне удара урагана, на NYMEX торги закрылись на отметке $64,19 за баррель.
Напомним, баррель достиг своего исторического максимума ($71,85) в августе, по мере подсчета ущерба, нанесенного экономике США мощнейшим ураганом "Катрина". И были опасения, что ураган "Рита" лишит Америку 27,5% всей нефтепереработки (в зоне удара стихии расположен 21 нефтеперерабатывающий завод), а это означало бы новый стремительный скачок цены барреля. Но поскольку ураган оказался не таким ужасным, как "Катрина", глава Центробанка США поспешил объявить, что все пики риска преодолены - влияние ураганов на нефтяной рынок уже исчерпано, и ситуация будет улучшаться.
Однако, заметим, мнение российских экспертов по поводу того, подешевеет вскоре нефть или нет, весьма неоднозначно. Одни уверены, что стоимость сырья к концу года (если, конечно, не будет новых ураганов) будет снижаться и дальше, другие, напротив, считают, "черное золото" может вскоре достигнуть в цене $100 за баррель.
"За последний месяц цена резко росла только благодаря ураганам. После "Катрины" цены на нефть снижались долгое время, и только опасения относительно силы урагана "Рита" вызвали бурный рост на прошлой неделе, - напоминает в интервью Накануне.RU аналитик ИК "Файненшл Бридж" Игорь Васильев. - Так, в начале прошлой недели цены на нефть резко выросли из-за опасений, вызванных ураганом "Рита": в понедельник, нефть марки WTI стоила $67,39 за баррель, за один торговый день прибавив цене почти 7%. Brent в прошлый понедельник вырос на 6,15% до $65,61". Поэтому, отмечает аналитик, несмотря на дальнейшее снижение цен (по мере улучшения прогнозов синоптиков), по итогам недели нефть подорожала: "Стоимость барреля нефти марки Brent на Лондонской выросла на 1,02% до $62,44, а нефть марки WTI подорожала на 1,89% до $64,19 за баррель". Тем не менее, уверен Игорь Васильев, мировая цена нефти будет снижаться и дальше и, если никаких катаклизмов не произойдет, до конца года может упасть ниже отметки $60 за баррель.
В то же время, аналитик "Банка Москвы" Владимир Веденеев отмечает, что "августовский сверхрост" произошел в основном из-за спекулятивных факторов - возобновления ядерной программы Ираном, смерти короля Саудовской Аравии и, конечно же, ураганов, обрушившихся на США. И сегодня нефть находится на опасном уровне - если ее цена пойдет выше, то возрастет опасность замедления темпов развития мировой экономики. "Что касается реакции цен на ураганы, мы уже говорили, что рынок нефти высоко спекулятивен и, как правило, трейдеры пытаются играть на ожиданиях, что, собственно, было с ураганом "Рита", - говорит в интервью Накануне.RU Владимир Веденеев. - Все ожидали схожих проблем, как было в случае с ураганом "Катриной", но в итоге все оказалось не так уж плохо. И цены на нефть начали падать". Однако аналитик уверен, что о тенденции к снижению говорить рано: "еще найдутся поводы для того, чтобы трейдеры могли поиграть на повышение". Есть такие ожидания, что стоимость нефти в следующем году будет выше, чем в этом, достигнув, возможно, нового исторического рекорда - $100 за баррель.
Эксперт ИК "ФИНАМ" Сергей Харченко напоминает и о других факторах (помимо ураганов), способных повлиять на мировую цену нефти. Во-первых, это политическая нестабильность в ряде стран, являющихся экспортерами нефти, например, Саудовской Аравии, Иране и других. Во-вторых, отсутствие на рынке иракской нефти. В-третьих, нехватка нефетеперерабатывающих мощностей в мире и, наконец, снижение темпов роста нефтедобычи. (В России, например, в 2004 году темпы роста нефтедобычи составили около 10%, а в 2006 году, по оценкам Минпромэнерго, этот показатель может упасть ниже 2%). Словом, мировые запасы сырья истощаются, а энергопотребление мировой экономики растет, что говорит в пользу увеличения спроса, снижения предложения, а значит, неизбежного роста цен на энергоносители. Определить же максимум цен на нефть (выше которого они подняться уже не смогут) довольно сложно, скорее, даже невозможно.
Но опять же, сходятся во мнении аналитики, чтобы цены вышли на новый максимум, нужны какие-то весьма серьезные причины (например, те же природные катаклизмы), ведь остановить их стремительный рост всеми возможными способами сегодня старается весь экономический мир. Это и обещания ОПЕК довести нефтедобычу до предельных показателей, и Америка, которая готова открыть свой стратегический резерв... Хотя, в любом случае, уходящий год будет - годом рекордных цен на "черное золото". Владимир Веденеев из "Банка Москвы" напоминает, что российская нефть (марка Urals) 3 января этого года стоила $37,56 за баррель, то есть, подорожала на 50%. Основной пик подъема, как уже отмечалось, пришелся на середину августа, когда цена доходила почти до $63 за баррель. Средняя же стоимость Urals за последние 15-ть лет составляла около $22 за баррель, а за последнюю пятилетку - чуть меньше $30.
Бензиновый пасьянс
$100 за баррель - это, между прочим, самый наихудший сценарий, как для мировой экономики в целом, так и для России - крупнейшего в мире экспорта нефти. В краткосрочной перспективе, конечно, сверхвысокие цены на сырье для нас выгодны - в страну вливаются нефтедоллары, и наш Стабилизационный фонд достигает гигантских размеров. Однако, а опрошенные нами эксперты этого не исключают, последствия мирового "нефтяного перегрева" могут дорого обойтись даже нам - крупнейшей в мире нефтедобывающей стране, о чем мы уже писали . Августовский "сверхрост" итак уже щедро ударил по ценам на топливо внутри страны – литр бензина менее чем за два месяца подорожал на 13% (конечно, не все так печально, если учесть, что ценам на наш бензин завидует Европа - там литр дороже €1).
Причем, ситуация с ценами на топливо в России также неоднозначна, несмотря на "добровольное" решение нефтяников их "заморозить" до конца года. Напомним, с такой доброй волей в прошлый понедельник на совещании у главы Минпромэнерго Виктора Христенко выступили ведущие нефтяные компании – "ЛУКОЙЛ", "ТНК-BP", "Роснефть", "Сибнефть", "Сургутнефтегаз" и "Татнефть".
Дело в том, что пока нет ясности, идет ли речь о фиксации розничных цен (о чем и было заявлено) или оптовых тоже. Насчет последних у нефтяников как раз нет единого мнения. "Роснефть" и "Сибнефть", например, приняли решение "заморозить" не только розницу, но и опт. Тогда как "ТНК-BP" и "ЛУКОЙЛ" объявили, что зафиксируют только розничные цены и только на своих АЗС.
Так, в ТНК-ВР вопрос о моратории на опт топлива пока все еще рассматривают. "Возможно, решение о стабилизации оптовых цен будет принято. В настоящее время идет проработка всех вариантов и механизмов реализации такого решения", - сообщил Накануне.RU представитель ТНК-ВР Иван Гоголев. В то же время представитель "ЛУКОЙЛа" Дмитрий Долгов однозначно заявил, что "решение касается только розничных цен". А ведь вопрос этот как раз принципиальный, поскольку в противном случае могут пострадать независимые АЗС. Более того, сдерживать рост оптовых цен нефтяников должно заставить заявление замглавы ФАС Анатолия Голомолзина. Он пообещал, что ФАС будет штрафовать нарушителей и изымать у компаний необоснованно полученные доходы в федеральную казну.
Насколько нефтяники сдержали свое слово, пока судить сложно. Аналитики отмечают, что за неделю розничные цены на бензин действительно не изменились, однако полная картина, в том числе по опту, станет ясна только на следующей неделе, когда данные опубликует Росстат.
Наконец, есть серьезные опасения, что по истечении трех месяцев, то есть с нового года, следует ожидать в стране скачок "искусственно сдерживаемых" цен на топливо (по некоторым оценкам, на 10-20%). Ведь в условиях "ценовых ножниц" возможно разорение независимых торговцев, создание дефицита бензина на рынке, и это может быть использовано нефтяными компаниями как аргумент в пользу необходимости повысить розничные цены. С другой стороны, Игорь Васильев из ИК "Файненшл Бридж" отмечает, что в том случае, если стоимость сырья в мире продолжит свой рост, а российское правительство не примет решения об отвязке налогообложения отрасли от мировой цены нефти, удорожание бензина в начале следующего года вполне возможно. Маловероятным такой сценарий считает эксперт ИК "ФИНАМ" Сергей Харченко. "Нефтяникам просто не позволят резко поднимать цены", - уверен он, однако при этом соглашается, что предпосылки для их роста есть – тот же высокий спрос на энергоносители в зимний период или очередной ценовой скачок на мировом рынке.
А вот Владимир Веденеев из "Банка Москвы" заявляет, что уж очень велик политический риск и нефтяники не решатся на новое повышение топливных цен. "Я считаю, что все-таки будет найден какой-то разумный компромисс, - говорит аналитик. - И власть, и нефтяные компании вряд ли заинтересованы в "бензиновом бунте", который может случиться, если цены вырастут, например, на 20%. Понимаете, политический риск очень большой".
Словом, сходятся во мнении аналитики, если все останется так, как есть, цены на топливо в России упадут вряд ли. Вообще эксперты уверены, что главная цель, которую преследует правительство, добившись от нефтяников "заморозки" цен на бензин, – не спасти аграриев и уборочную страду от дороговизны горючего, а не допустить резкого скачка инфляции. Ведь в условиях, когда цены на ГСМ зафиксированы, у кабинета министров появился шанс удержать инфляцию в рамках прогнозируемых 10–11%. Тогда как вопрос защиты нашей экономики от катаклизмов мирового рынка пока остается открытым. Причем, защиты не временными полумерами, а такими, чтобы "картельный сговор" нефтяников стал в принципе невозможен.
Единственное, стопроцентно рабочее решение – это полное государственное регулирование цен, считает Сергей Харченко из ИК "ФИНАМ". "Однако на это никто не пойдет, а рыночными способами это сделать сложно, - говорит эксперт. - Сейчас государство снижает цены другим способом – за счет обещаний создать нефтяникам оптимальные условия для развития, модернизации мощностей и прочее". Игорь Васильев из ИК "Файненшл Бридж" также уверен, что до тех пор, пока налоги с нефтяников будут взиматься в зависимости от мировой конъюнктуры, ни о какой защите внутреннего рынка от колебаний мировой цены нефти говорить не приходится. "Единственный выход - реформа налогообложения отрасли", - заключил аналитик.
Уже очевидно, что вовремя власти не смогли взять ситуацию под контроль, решив действовать в самый разгар "бензиновой лихорадки", когда цены достигли своего пика и инфляция могла бы обернуться угрожающими размерами. Виктор Христенко на минувшей неделе заверил президента, что вопрос дифференциации НДПИ, без его увязки с мировой ценой нефти, будет решен до конца года. Будут разработаны также меры по стимулированию роста нефтедобычи и геологоразведки в стране, пообещал министр. Уже в октябре Минпромэнерго, Минэкономразвития, Минфина и Минприроды должны представить в правительство проект реформирования налогообложения отрасли.
Таким образом, как видим, у правительства Михаила Фрадкова одной задачей стало больше - до 1 января надо успеть "оторваться" от мировых цен на нефть. Об этом теперь уже говорят не только эксперты, но и политики. И это радует. Ведь законодательное оформление достигнутого властью и нефтяниками баланса интересов пока видится единственно возможной защитой нашей экономики от катаклизмов мирового рынка.