Август снова принес в Россию траур
Во вторник вечером в российском небе с разницей в считанные минуты произошло две авиакатастрофы. Такого катастрофического совпадения история России еще не знала. Крушение потерпели пассажирские самолеты, вылетевшие из московского аэропорта "Домодедово": Ту- 134 авиакомпании "Волга-Авиаэкспресс", вылетевший в 22:15 мск по маршруту "Москва-Волгоград" и Ту-154 авиакомпании "Сибирь", вылетевший в 21:35 мск по маршруту "Москва-Сочи". Ту-134 внезапно пропал с экрана радаров в 22:56 мск. Практически одновременно - в 23:00 мск -также внезапно пропал с экрана радаров Ту-154. Как выяснилось, Ту-134 потерпел катастрофу в Тульской области, он упал в Кимовском районе близ поселка Бучалки. На борту самолета находилось 35 пассажиров и 9 членов экипажа. Ту-154 пропал в Ростовской области, в сотне километрах от Ростова-на-Дону. На его борту, по последним уточненным данным, находилось 38 пассажиров и 8 членов экипажа. Выживших в катастрофах, конечно, нет.
Президента проинформировали сразу. Он тоже сразу поручил ФСБ немедленно начать всестороннее расследование. Председателем государственной комиссии был назначен Министр транспорта РФ Игорь Левитин. Официальных версий на момент выхода статьи не было. Неофициальных хоть отбавляй.
Утром в среду стало известно, что Генпрокуратура РФ возбудила уголовные дела по ч.3 ст.263 УК РФ /нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта/. По указанию Генерального прокурора РФ Владимира Устинова в Ростовскую область выехал его заместитель в Южном федеральном округе Сергей Фридинский, а в Тульскую – заместитель в Центральном федеральном округе Николай Савченко. Следователи прокуратуры совместно с сотрудниками ФСБ и МВД приступили к осмотру мест происшествий, поисковыми работами занимаются сотрудники МЧС.
Однавременно во всех российских аэропортах в среду с утра были приняты дополнительные меры безопасности: усилен предполетный досмотр пассажиров и их багажа, кинологи с собаками теперь регулярно гуляют по залам ожидания и всей территории аэропортов, вокзалов и грузовых терминалов, контроль при посадке на рейсы стал еще строже.
Уже в середине дня авиакатастроф в Екатеринбурге /Свердловская область/ полномочный представитель президента РФ в УрФО Петр Латышев собрал экстренное совещание федеральной окружной антитеррористической комиссии. "Наше внеплановое заседание, -такими словами Петр Латышев открыл встречу, - обусловлено событиями минувшей ночи. По итогам встречи нам с вами необходимо проанализировать ситуацию, проанализировать и оценить все меры по предупреждению и противодействию террористическим актам, которые применяются в УрФО. Наша главная задача - устранить имеющиеся на сегодняшний день серьезные недостатки и упущения в этой работе, добиться повышения эффективности взаимодействия в данном направлении всех уполномоченных структур как государственного, так и негосударственного сектора. Обеспечить безопасность людей".
Заместитель генерального директора ОАО "Аэропорт Кольцово" Анатолий Рядовой на совещании доложил, что в аэропорту введены дополнительные меры авиационной безопасности. В частности, ограничен въезд автотранспорта в режимную зону - на территорию аэродрома. Теперь доступ открыт только для спецтехники аэропорта, непосредственно обслуживающей рейсы и для автомашин высших госчиновников и силовых структур. Для обеспечения безопасности в аэровокзале при входе в здание установлен стационарный металлоискатель. Усилен контроль на перроне: осуществляется дополнительное патрулирование всей территории аэропорта, установлено несколько постов, в том числе и для охраны воздушных судов. Все эти мероприятия направлены на усиление и без того жестких мер авиационной безопасности в аэропорту, - отметил Анатолий Рядовой, - в "Кольцово" постоянно осуществляется стопроцентный досмотр багажа, обязательный досмотр пассажиров и членов экипажей, их ручной клади. Служба авиационной безопасности ведет предполетный досмотр воздушных судов. Выполняются режимные требования по обеспечению 30-метровой зоны безопасности у здания аэровокзала. Увеличен штат сотрудников службы безопасности. Регулярно проводятся командно-штабные учения. Вместе с тем, как заявил журналистам генерал-лейтенант милиции, начальник ГУ МВД России по УрФО Алексей Красников, несмотря на то, что все эти мероприятия проводятся постоянного и находятся под контролем полномочного представителя Президента РФ в УрФО, " нельзя сказать, что все сделано, есть очень много недочетов. Главный из которых, выявленный в ходе совместных проверок, - отсутствие взаимодействия между службой авиационной безопасности с транспортной милицией: инструктаж нарядов проводится плохо, безграмотно, надо вместе объезжать периметр, вместе работать в аэропорту... Совместная работа между милицией и службой безопасности аэропортов отсутствует, хотя мы об этом говорим в течение полугода. Впрочем, это недостатки, которые можно устранить, сделать взаимодействие лучше. Обо всем этом мы сегодня предметно поговорили. Кроме того, хочу отметить, население также должно оказывать помощь милиции: сообщать о подозрительных оставленных вещах, по всем фактам подозрительным, даже самым минимальным" - подчеркнул Алексей Красников. И добавил, что совещания по вопросам противодействия терроризму, усиления мер по обеспечению авиационной безопасности, в минувший день должны были пройти в каждом регионе страны.
Тем временем пресс-служба авиакомпании "Сибирь" официально сообщила, что в качестве причин катастрофы Ту-154 рассматривается версия терракта. О чем свидетельствуют не только обстоятельства двух, произошедших одновременно авиакатастроф, но и телеграмма, полученная Центром управления полетами авиакомпании от начальника смены военного сектора Главного центра Единой системы организации воздушного движения РФ сразу же после исчезновения самолетов с экранов радаров. В телеграмме сообщалось, что на Ту-154 сработала сигнализация о захвате. Через некоторое время после этого с самолетом была потеряна связь. Кроме того, добавим, по свидетельству очевидцев катастрофы Ту-134 в Тульской области, опрошенных на месте, его падению предшествовал взрыв в воздухе. " Рейс выполнялся опытным экипажем Московского летного отряда и обслуживался бригадой бортпроводников из Алтайского филиала авиакомпании. Нет ни малейших сомнений в высочайшем профессионализме тех, кто вел самолет. Командир воздушного судна, пилот первого класса Михаил Гурьев имел почти 3,5 тысячи часов налета. Большой опыт летной работы был и у остальных членов экипажа, в том числе средний у бортпроводников - более 10 лет, - отмечалось в сообщении пресс-службы АК "Сибирь". - Полной была и техническая готовность самолета к рейсу. Последнее плановое техническое обслуживание он проходил всего две недели назад. Безопасность в полете, как и на всех рейсах авиакомпании, обеспечивалась строго в соответствии со всеми предписанными нормами авиационной безопасности".
"Основная версия, к которой мы больше склоняемся, - это терракт, - заявил журналистам на совещании при полномочном представителе Президента РФ в УрФО руководитель Уральского окружного межрегионального управления воздушного транспорта Минтранса России Анатолий Телегин, - Видимо, какими-то способами на борт были доставлены взрывные устройства с таймерным механизмом. Либо на борту находились террористы-смертники. На данный час это определить невозможно. Анализ любой авиакатастрофы - тяжелая работа в принципе, эта процедура требует времени и не один день. Однако, можно с уверенностью сказать, что если бы был чрезвычайный отказ авиационной техники - информация с борта поступила бы в службу движения. Не может самолет мгновенно упасть и это специалистам известно. Даже в случае отказа авиационной техники, есть аварийные системы, энергоснабжение, которые позволяют в аварийной ситуации экипажу сообщить об этом на землю. Недавно из Праги в Екатеринбург, как известно, Ту-154 "Уральских авиалиний" долетел с отказавшим двигателем, в руководстве по безопасной эксплуатации, кстати, предусмотрен безопасный полет при неработающем одном из трех двигателей.
Да, при взлете и посадке самолета экипажу практически невозможно сообщить диспетчеру о неполадках, однако во вчерашнем случае, Ту-154 и Ту-134 находились в полете. Я полностью исключаю также профессиональную версию как причину катастрофы – экипажи самолетов обеих авиакомпаний профессиональные, пилоты исключительно высших классов. Авиакомпания "Сибирь", как известно, сегодня в российском рейтинге занимает 2 место после "Аэрофлота".
При этом Анатолий Телегин подчеркнул, что вся система авиационной безопасности строится на основании федеральных авиационных правил, которые определяют первоначальную подготовку специалистов, техническое оснащение и саму технологию. Однако, " как сегодня показывает обстановка в мире и в России, работа в таком плановом режиме недостаточна. Мы имеем постоянные расшифровки, которые идут по спецслужбам и ориентируют службы авиационной безопасности на приятие дополнительных мер по предотвращению возможных террактов. Такая информация у нас была и в начале августа, - сообщил Анатолий Телегин. - Кроме того, должны соблюдаться должностные правила и дополнительные инструменты обеспечения безопасности, профилактики внештатных ситуаций на борту воздушных судов, такие как инструктаж в начале и конце рабочего дня и прочее. Вы прекрасно понимаете, пресловутый "человеческий фактор" везде имеет свое значение. А 100% авиационная безопасность - это прекращение деятельности, прекращение полетов вообще".
Однако уже в 13:00 мск начальник ЦОС ФСБ РФ Сергей Игнатченко заявил журналистам, что "согласно предварительному выводу оперативно-следственных групп, работающих на местах падения самолетов, никаких следов терракта, либо следов взрыва не обнаружено". При этом Игнатенко добавил, что в настоящее время следователи рассматривают несколько версий произошедшего, поэтому делать окончательные выводы пока преждевременно. Он сообщил, что все бортовые самописцы разбившихся самолетов найдены и доставлены в Москву, с ними уже работают специалисты.
О том, что возможность террактов не отмечается, а в качестве основной теперь рассматривают версию - нарушение правил эксплуатации самолетов или человеческий фактор сообщил прессе и представитель ФСБ России Василий Богомолов : "Исследование обломков самолетов не выявило признаков того, что на их борту имели место терракты, либо взрывы. Рассматривается несколько версий случившегося. Однако, основная - это нарушение правил эксплуатации воздушного судна, повлекшее по неосторожности смерть пассажиров. Для расследования катастроф с российскими самолетами создана комиссия, работает оперативно-следственная бригада в составе ФСБ, МВД и прокуратуры. В аэропорту Домодедово осуществляется опрос сотрудников аэропорта, проверяется качество горюче-смазочных материалов, а также соблюдение технологии заправки воздушных авиасудов".
И все же, несмотря на заявления представителей ФСБ, эксперты склонны всерьез рассматривать версию терракта. Так, руководитель научно-технического центра "Взрывоустойчивость" Адольф Мишуев сказал в эфире радиостанции "Эхо Москвы": "На бортах самолетов Ту-154 и Ту-134, скорее всего, произошли взрывы. Скорее всего, это был тротиловый взрыв. В самолет достаточно пронести от 400 граммов до 1 кг тротила, чтобы уже гарантировать катастрофу самолета". Кроме того, специалисты обращают внимание на подозрительные совпадения. Оба лайнера вылетели из Москвы, из одного аэропорта. Один из них - Ту-134 направлялся в Волгоград, другой - Ту-154 летел в Сочи. Аэропорт "Домодедово" они покинули с разницей в 40 минут. А сами авиакатастрофы произошли с разницей всего в три минуты. И у первого, и у второго самолетов - большой радиус разброса обломков - до нескольких десятков километров. Более того, на Ту-154 сработала сигнализация захвата лайнера, что зафиксировали в Центре, который следит за всем воздушным движением России. И Центр тут же сообщил об этом телеграммой в компанию "Сибирь". По мнению экспертов, это означает - пилот понял, что происходит на борту и успел сообщить на землю.
В Домодедове уверяют, что перед вылетом самолетов службы аэропорта четко выполнили все, что положено по правилам безопасности. Это касается и техобслуживания, и проверки пассажиров. Лишнее подтверждение тому и то, что с рейса "Москва - Сочи" были сняты несколько пассажиров, якобы в состоянии сильного алкогольного опьянения. В свою очередь, авиакомпании заявляют, что к экипажам и самим воздушным судам тоже не может быть никаких претензий. За штурвалом Ту-134 сидел сам генеральный директор компании "Волга-Авиаэкспресс" Юрий Баечкин, профессиональный пилот. Ту-154, как уже отмечалось, управлялся также опытной командой под руководством пилота первого класса Михаила Гурьева. Техобслуживание лайнер проходил две недели назад. И хотя в эксплуатации он находится с 1982 года, один из разработчиков "тушек" директор ЦКБ "Туполев" Валерий Солозобов не сомневается в его полной исправности. "Если говорить о Ту-154, это самолет вполне работоспособный и никаких сомнений в его календаре или с точки зрения налета, нет, абсолютно он не старый. Он вполне находится в пределах технического ресурса, - заявил в эфире радиостанции "Маяк" Валерий Солозобов.- И Ту-134 также еще далек от выработки календаря. Самолеты ни с того, ни с сего на эшелоне, а они находились на эшелоне, не взрываются и не падают с эшелона. Это самый безопасный во всех отношениях участок полета. Ну, не бывает такого, чтобы он вдруг, просто так, ни с того, ни с сего разрушился!"
По словам конструктора, если бы случилась техническая неисправность, экипаж успел бы дать знак на землю: "Это можно сделать совершенно незаметно, примерно, как в банке, можно нажать при атаке кнопку", - подчеркнул он.
Кроме того, надо сказать, критике подверглись даже данные самого Минтранса РФ, который в прошлом году подсчитал, что к 2010 году необходимо списать ровно половину российских самолетов, обеспечивающих основной объем международных авиаперевозок и сообщение внутри страны. Напомним, к 2015 году, по подсчетам министерства, окончательно выработают свой ресурс свыше 80% парка гражданской авиации России, насчитывающий сейчас около 1500 магистральных и региональных самолетов. Заметим, давно ни для кого не секрет, что отечественный авиапарк является одним из самых устаревших среди развитых стран мира – его ежегодное обновление составляет всего 0,3% от общего числа единиц техники, почти в 20 раз меньше по сравнению с мировой практикой. Отечественный авиапром за последнее десятилетие сократил серийное производство гражданских самолетов до штучного – 5-12 самолетов в год. Загрузка производственных мощностей авиационной промышленности оценивается в 25-30%, а износ основных фондов в отрасли превышает 60-70%. А ведь еще совсем недавно наша страна представляла серьезную конкуренцию тому же Boeing и Airbus – производимые в СССР самолеты составляли до 25% мирового гражданского авиапарка.
Так вот, как заявил "Накануне.RU" руководитель Уральского окружного межрегионального управления воздушного транспорта Минтранса России Анатолий Телегин: "Все отечественные самолеты работают в пределах установленных ресурсов /календарь по годам, лётные часы и посадки/. Когда любой из этих параметров подходит к максимальной своей величине, самолет подлежит списанию. Так во всем мире. А говорить о том, что наши самолеты старые и опасные, раз им 30-45 лет, нельзя. На западе Boeing и Airbus летают и 40, и 50 лет.
Да, если у нас сегодня часть российских самолетов имеют наработку 20 тысяч часов и 25 лет, а 30 лет - назначенный ресурс. Значит через 5 лет он должен быть списан, да, к 2009 и 2010 году часть авиапарка в России будет списана. Однако, повторяю, это касается конкретных самолетов, конкретных типов, будь то Ту-154, Як-40, Ан-24 или Ил-86. Кроме того, региональные авиакомпании /например, "Уральские авиалинии", "Авиакомпания ЮТэйр", "Красноярские авиалинии" и многие другие/, как известно, активно заменяют устаревшие самолеты в своих парках и на отечественные, и западные машины. Смена парка идет, исходя из реальной потребности, фактической отработки конкретных машин. В этом плане к авиакомпаниям "Сибирь" и "Волга-Авиаэкспресс", в частности, претензий не возникало".
Обломки каждого самолета разбросаны в радиусе 10 и более километров от места падения. Очевидно, что разрушились лайнеры еще в воздухе. Катастрофа при горизонтальном полете самолета - весьма редкая ситуация, в российской истории, как заявляют специалисты, подобных происшествий не было. Все это также говорит не в пользу версий о человеческом факторе и плохом горючем. Однако прояснить истинную картину должны бортовые самописцы. Они уже доставлены из Ростовской и Тульской области в Москву и специалисты начали их расшифровку. Первые итоги расследования авиакатастроф Ту-134 и Ту-154, как ожидается, будут представлены не ранее, чем через 10-15 дней.
А сегодня в стране траур.Очередной траур по погибшим в очередных авиакатастрофах...
* * *
Август в России с 1991 года стал месяцем, от которого приходится затаенно ждать плохого и думать, авось, пронесет. В високосном 2004 не пронесло...
Только некоторые страшные новости, которые принесли нам августы новейшей российской истории.
1991 год
19 августа 1991 года - начало путча в СССР, образование ГКЧП и последующий развал Союза
1992 год
24 августа при заходе на посадку в аэропорту Алдан разбился самолет якутской авиакомпании "Саха-авиа" Л-410, выполнявший рейс Учур - Алдан. Погибли 24 человека.
27 августа в результате катастрофы Ту-134 в Ивановской области погибли 83 человека
1993 год
25 августа в 165 километрах от Магадана потерпел катастрофу вертолет Ми-8, принадлежавший Магаданскому региональному управлению воздушного транспорта, погибли девять человек, в том числе шесть членов экипажа.
28 августа в Таджикистане при взлете потерпел катастрофу пассажирский самолет Як-40, выполнявший рейс по маршруту Хорог - Душанбе. Погибли 82 человека.
1994 год
В августе на территории Чечни произошли первые вооруженные столкновения
5 августа при посадке на аэродром поселка Бода недалеко от Читы потерпел катастрофу военно-транспортный самолет Ан-12 ВВС РФ, 47 человек погибли.Вероятная причина катастрофы - возгорание одного из двигателей.
11 августа в 115 километрах от города Белгорода произошла железнодорожная катастрофа: от товарного поезда, следовавшего с Украины, на перегоне Тополи-Уразово Южной железной дороги, оторвались и опрокинулись на параллельный путь несколько хвостовых вагонов, в которые врезался встречный электропоезд. В катастрофе погибли 20 человек, госпитализирован 31 человек
1995 год
22 августа в районе Читы во время тренировочного полета потерпел катастрофу военный самолет МиГ-29. Самолет разбился при заходе на аэродром в нескольких метрах от взлетно-посадочной полосы.
28 августа над Домодедовским районом близ поселка Истомиха потерпел катастрофу спортивный самолет Як-18Т. Погибли все находившиеся на борту четыре человека, среди погибших - гражданин Великобритании
1996 год
29 августа на Шпицбергене врезался в гору пассажирский самолет Ту-154. Погибло 143 человека
1997 год
крупных авиакатастроф не было
1998 год
1 августа в Бурятии потерпел катастрофу вертолет Ми-8, из находившихся на борту 16 человек трое погибли, остальные доставлены в госпиталь
17 августа - "черный вторник", начало финансового кризиса в России. В этот день правительство России объявило о девальвации рубля.
1999 год
2 августа банды террористов вторглись из Чечни в Дагестан. Именно с этого момента начался отсчет второй антитеррористической операции на Кавказе.
2000 год
8 августа 17.55 в переходе Пушкинской площади была взорвана мощная бомба. На месте погибли семь человек, многие пострадавшие отправлены в больницы. Всего в результате взрыва пострадали 132 человека, погибли 12 человек.
12 августа в Баренцевом море, в 157 километрах к северо-западу от Североморска, потерпел аварию подводный атомный крейсер "Курск" со 118 членами экипажа. Все моряки погибли. 23 августа был объявлен днем траура по погибшим морякам-подводникам.
2001 год
Девять человек погибли, более 30 тысяч пострадали в результате ливневых дождей в Приморском крае
2002 год
19 августа - на территории Чеченской Республики близ Ханкалы потерпел катастрофу военный вертолет Ми-26. На его борту было 147 человек. Погиб 121 человек. 22 августа 2002 года объявлено днем траура в Российской Федерации
22 августа - в городе Кагалым Ханты-Мансийского автономного округа в общежитии вневедомственной охраны во время газификации здания произошел взрыв. В результате взрыва погибли девять человек, пятеро из них - дети
В результате проливных дождей и смерчей в Краснодарском крае погибли свыше 100 человек, еще несколько сот человек пропали без вести. Официальные данные о жертвах наводнения в южных районах России /из сообщения 18 сентября 2002 года полпреда Президента России в Южном федеральном округе Виктора Казанцева/: 167 человек погибли, 42 пропали без вести.
2003 год
7 августа 2003 г. около 17:10 мск близ пос. Бада (Читинская область, РФ) при заходе на посадку в условиях 10-балльной облачности и дождя упал в труднодоступной горно-лесистой местности и разрушился самолет Су-24 Вооруженных сил РФ. Причина - ошибка в действих экипажа вследствие неблагоприятных погодных условий и отсутствии помощи со стороны наземных служб. Оба находившихся на борту пилота погибли
20 августа в 150-ти км к югу от Петропавловска-Камчатского упал на землю и разрушился вертолет Ми-8. Погибли все находившиеся на борту 20 человек.В катастрофе погибли губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов.
30 августа в водах Барецева моря (РФ) во время буксировки к месту утилизации затонула на глубине 238 м выведенная из состава Северного флота Военно-морского флота СССР (СФ ВМФ СССР) атомная подводная лодка (АПЛ) К-159. На борту находились 10 членов сопровождающего экипажа. Атомный реактор лодки находился в заглушенном состоянии, вооружение - снято. Погибли девять человек. /подготовлено по информации РИА "Новости"/
И вот теперь 24 августа 2004 года...