17 Сентября 2024
search

Не валяйте Дурова

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBx8iS
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/country/geo/rostov/, подробнее по ссылке.
Объявление: http://perevozki.youdo.com/country/geo/podolsk/, подробнее здесь.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Виктор Казарин о тонкостях муниципальной реформы: Самое главное, что нет догматического подхода из серии "есть закон – выполняй!"

Есть надежда, что муниципальная реформа, коей надлежит полностью вступить в свои права в 2006 году, не свалится на головы россиян, подобно монетизации льгот, как снег на голову. Тому есть несколько причин. Причина первая в том, что уже в этом и даже в прошлом году необходимые подготовительные мероприятия - определение границ, выборы, корректировка законодательно-нормативной базы шли по всей стране, в том числе и в УрФО. Причина вторая в том, что есть такая должность как глава муниципального образования. А они в силу своей должности вынуждены "крутиться" между требованиями муниципальной реформы и собственным населением, которое перед местной мэрией "тусуется" не в пики социальной активности, а повседневно. И уж им-то - мэрам - так или иначе приходится искать разумное "приземление" стратегических планов, писаных вдали от реалий российской глубинки. О проблемах, поисках их  решений, особенностях мунициапльной реформы в своем городе говорил в интервью Накануне.RU глава муниципального образования Новый Уренгой Виктор Казарин. Часть этой беседы прошла накануне в эфире УОТК "Ермак". 

Вопрос: Как в целом на территории Нового Уренгоя реализуется закон о местном самоуправлении?

Виктор Казарин: В состав МО Новый Уренгой исторически входили два рабочих поселка  - Коротчаево и Лимбияха. И по новому закону они должны были создать самостоятельные муниципальные образования.  Но население  настояло, чтобы проходил референдум. Референдум прошел и большинство населения  высказались за то,  чтобы остаться в составе Нового Уренгоя. В соответствии с результатами референдума субъект федерации принял закон о присоединении поселков к городу. И на сегодня мы являемся муниципальным городским округом, в составе имеем микрорайон Коротчаево и микрорайон Лимбияха.

Вопрос: Почему  вы  не пошли по пути  создания самостоятельных муниципальных образований, как поступили многие?

Виктор Казарин: По новому закону  нельзя было в составе городского округа иметь образования второго уровня  городских поселений. Этот парадокс заставил искать компромисс, чтобы удовлетворить запросы населения. Я полагаю, что мы все равно будем идти по развитию самоуправления. Кроме того, население в знак того, что оно готово идти по этому пути еще до референдума в поселке Коротчаево и Лимбияха организовало территориальные общественные самоуправления. Это первичное звено, оно объединяет территории жилых кварталов, жители избирают своего лидера и решают некоторые вопросы на общественных началах вместе с органами самоуправления. Я думаю, что к концу 2005 года мы наработаем некоторый опыт, которым можно будет поделиться. Сейчас мы нарабатываем нормативно-правовую базу по части полномочий. Лидер одного из ТОСов избран еще и депутатом городской думы. То есть, пытаемся искать пути углубления этого местного самоуправления.

Вопрос: Какая реальная польза для населения от всех этих преобразований?

Виктор  Казарин: Мы много лет прожили, когда городская дума и глава решали проблемы и для горожан и для поселян. Они убедились, что политика последовательная, увидели улучшение жизни и  связали дальнейшую судьбу с городом. Теперь они горожане. Но это только одна грань реформы муниципальной власти. Мы продолжаем приводить нормативно-правовую базу в соответствии и с требованиями 131 закона и в соответствии с 122 законом. Появились новые градостроительный кодекс, жилищный кодекс, внесены поправки в 131  закон, где нас наделили новыми полномочиями. Уже в рамках нового закона мы разработали устав, уже в рамках нового закон избрали главу, городскую думу. Сейчас идет этап реорганизации администрации города.

Вопрос: Вы испытываете кадровый голод? Во многих муниципальных образованиях просто не хватает квалифицированных управленцев.

Виктор Казарин: Нас не коснулось углубление муниципальных образований вторых уровней. Для других муниципальных образований эта проблема очень актуальна. Но и для  Нового Уренгоя   эта проблема тоже актуальна. То есть, несмотря на то, что у нас принципиально ничего не изменилось, новых муниципальных образований не появилось,  кадровый голод ощущается. Но мы стараемся по максимуму использовать тот кадровый потенциал, который у нас есть. 

Вопрос: Как проходит реализация 122 закона?

Виктор Казарин: Для нас этот закон тоже внес много неясностей и рассогласований. Я посидел, послушал на совещании, которое прошло в полпредстве. Оказывается, существуют и разногласия  в рамках целого субъекта. У нас таких разногласий нет. Мы с губернатором работаем, как одна команда. Заблаговременно, как только вышел в свет этот закон и как только его еще начали разрабатывать, мы уже начали приземлять, как это будет осуществляться на нашей территории. Потому что она очень специфическая: огромные площади и низкая плотность населения. Как это все организовать и сделать?  Несмотря на то, что мы большую работу проводили,  население с 1 января   попало  в ловушку. И у нас тоже льготником из автобусов высаживали. Но тут общественность вмешалась. У нас все было построено на конструктивной основе, не было никаких митингов, пикетов. Просто моментально поступила информация, и глава принял решение сохранить льготный проезд, пока идут согласования на федеральном уровне, до 1 марта. И вот сейчас с 1 марта все  будут получать единый проездной билет.

Но у меня, как у управленца возникает куча вопросов. Стоимость этого билета 100 рублей. Этой суммы явно не  достаточно. А сколько затрат нужно, чтобы его напечатать, распространить, проконтролировать. Лучше просто бы  увеличили  натуральное денежное выражение. И гражданам  больше пользы было. Это наша позиция. 122 закон мы также почувствовали по обеспечению лекарств. Пришлось сохранить прежний порядок, губернатор издал распоряжение, и его поддержали на местном уровне. Федеральные операторы, которые должны были поставлять лекарства, просто растерялись. Думали, как  в средней полосе - все рядом и доступно. А тут Ямал. Тут вертолетом надо доставлять или по реке. Мы договорились с этими федеральными поставщиками, что они нам эти издержки  возместят.

Затронул этот закон и такие святые вещи для северян, как основные гарантии,   северные добавки. Теперь получается, сколько денег в местном бюджете, столько и надбавок. Опять же благодаря позиции окружных властей мы изыскали  финансовые ресурсы и сохранили и районный коэффициент, и уровень оплаты труда работников бюджетной сферы. Но у меня, как у руководителя муниципального образования возникают трудности, где изыскать средства на следующий год, чтобы сохранить уровень оплаты труда бюджетников.

Таких вопросов очень много. Но мы работаем как одна вертикаль. Созданы штабы,  куда входят представители федеральных органов власти, субъекта, местного самоуправления.  И каждый день рассматриваем самые проблемные ситуации или сразу принимаем решения, или советуемся с субъектом федерации. Острых проблем пока не возникает. Социальные службы работают слаженно.

Вопрос: Жители Нового Уренгоя понимают важность закона о монетизации льгот или вы проводите специальные разъяснительные беседы для них?

Виктор Казарин: У нас проходят круглые столы, встречи разъяснительные. Мы издали бюллетени. Для нашего города это не очень характерная ситуация. У нас льготников не больше 10 тысяч. Город достаточно молодой. Численность 106 тысяч населения. 31 тысяча – возраст до 18 лет. Средний возраст приближается к 30 годам. Для нас эти реформы, если логично посмотреть, правильные. Их неправильно организовали, конечно, много сбоев. И сегодня, конечно, попытка переложить все на плечи субъектов федерации и муниципальных образований,  не совсем честная.  

Вопрос: Ощущаете ли Вы, как руководитель территории, нужность муниципальной реформы, есть ли понимание, для чего она проводится?

Виктор Казарин: Конечно. С советским представлением государственного устройства дальше двигаться невозможно. Страна уже давно живет в рыночных отношениях и должна управляться в соответствии с ними. При этом, социально незащищенные слои населения не должны чувствовать себя ущербно. Выполнить эту задачу, ликвидировать старые противоречия и призвана реформа.  

Вопрос: Что именно меняется в жизни муниципалитетов в связи с реформой?

Виктор Казарин:  Самое глобальное и принципиальное – приблизить органы местного самоуправления к населению. Сегодняшняя укрупненная система, с городскими и районными уровнями, требует структурирования, потому что она отделяет гражданина с его чаяниями и проблемами от местной власти. Наша задача выстроить нормальный баланс, развить структуры общества, в том числе общественное самоуправление граждан, товарищества собственников жилья и т.п. Развить их настолько, чтобы сформировалось сознание, в конечном итоге, если ты имеешь какие-то ограниченные возможности, если ты относишься к категории слабозащищенных, о тебе позаботятся и побеспокоятся. И, конечно, мандаты, которые выдаются уровню власти, должны быть подкреплены финансово. Сейчас реформа рождает больше вопросов, чем ответов, но она необходима. Притремся, научимся работать и по вертикали власти, и по горизонтали.

Вопрос: А что принципиально изменится в управлении городским хозяйством?

Виктор Казарин: Оно, конечно же, отстает пока требований дня. Скажем, ЖКХ мы привыкли рассматривать как социальную сферу. И оно, если отнестись к этому по-советски, наверное, действительно в большой степени социальной сферой является. Но сегодняшние требования заставляют относиться к ней как к инструменту рыночному. Оказанная услуга должна покрываться рублем в соответствии с качеством и поставленными объемами. Хотя и здесь возникает большой вопрос, как должно распределяться бремя оплаты. Ведь сегодня в приполярном Новом Уренгое, если суммировать все платежи по ЖКХ и довести их до 100%, как требует правительство, то за двухкомнатную квартиру выходит около 10 тысяч рублей в месяц. При том, что бюджетник, в среднем, получает порядка 6 тысяч рублей.

Если говорить непосредственно о социальной сфере, об образовании и медицине, то до сих пор очень много бремени несло на себе государство и распределяло эти расходы среди всех граждан. Между тем, сегодня общество стало очень неоднородным. Есть те, кто нуждается в поддержке, но немало и тех, которые могут и готовы сами кого хочешь поддержать. Так что необходимо провести большую работу по дифференциации льгот и услуг, чтобы не получалось так, что люди ни при каких условиях не могут осилить эти платежи.

Вопрос: Нет ли, на Ваш взгляд, в нынешних реформах некоторого административного несоответствия – по регионам идет укрупнение, а по муниципалитетам дробление?

Виктор Казарин: Мне здесь сложно сказать за всех, хотя я знаю, что многие мои коллеги с этим не соглашались. Необходимость дробления вызывает массу непонимания. Но у нас - на Ямале и вовсе особенная специфика, поскольку это огромные северные территории, и для нас дробление – очень плохо. Маленькое муниципальное образование второго уровня - городское поселение, сельское поселение попросту не решит тех задач, которые стоят перед ним. И мы уже столкнулись с такой проблемой, когда поселки Коротчаево и Лимбяяха изъявили желание граждане остаться в составе городского муниципального округа Новый Уренгой, в то время как законодательство требует, чтобы они создавали собственные органы власти. Но на референдуме они проголосовали большинством голосов остаться с городом и власть субъекта федерации, и местные органы власти приняли решение и присоединили их. Принят закон ЯНАО о присоединении поселков к городу, нас наделили общими границами и сейчас в соответствии с новым Градостроительным кодексом работаем над корректировкой генерального плана, над установлением черты границы муниципального городского округа. Для того, чтобы все-таки приблизить органы местного самоуправления к населению, по инициативе самого населения начало развиваться территориальное общественное самоуправление и в Лимбияхе, и в Коротчаево. В целом, у нас больше никаких выборов не будет, сформировалась уже работоспособная модель - городской округ, муниципальное образование Новый Уренгой, избран глава города 16 января 2005, избрана Дума, сформированы рабочие органы, утверждена структура и теперь работаем в таком рабочем режиме.

Вопрос: Как выглядит самоуправление в поселках?

Виктор Казарин: В поселках у меня подразделения, где есть все необходимые службы, которые работают с населением. Чтобы 78 км людям не приходилось преодолевать, ради решения какого-то мелкого вопроса, мы туда приблизили специалистов-исполнителей, которые на месте работают с населением. А территориальное общественное самоуправление развивается своим чередом. Там избран председатель, мы сейчас, в свою очередь, разрабатываем нормативно-правовую базу, делегируем часть полномочий в таких вопросах, например, как управление жилищным фондом, благоустройство, развитие территорий, непосредственно прилегающих к жилым массивам, потребительский рынок и т.д. Эти вещи мы отдадим на рассмотрение территориальному общественному самоуправлению. Я думаю, через год у нас появится уже какой-то реальный опыт и можно будет говорить о первых результатах. А пока это все только создано и мы приступили к работе.

Хотя пока имеются некоторые неудобства, это все-таки вполне работоспособная структура. Территориальное общественное самоуправление - это хорошая модель, когда власть в конце концов можно приблизить к человеку на уровне микрорайона, жилого квартала на уровне отдельного небольшого поселения. У нас как раз эта модель развития общественного самоуправления в бывших поселках Коротчаево и Лимбияха сейчас и реализуется.

Вопрос: Муниципальная реформа предлагает различные варианты формирования городской власти. По какой модели она формируется в Новом Уренгое?

Виктор Казарин: У нас глава города возглавляет исполнительный распорядительный органа, то есть администрацию. Дума будет состоять из 25 депутатов, сейчас пока избрано 22. 27 марта доизберем еще трех депутатов. Председатель думы и все депутаты работают на неосвобожденной основе. У нас сложился уже некий свой опыт, и мы пришли к выводу, что на данном этапе для нас эта модель  оптимальна. Начаты новые проекты, в том числе связанные с привлечением инвестиций в город на реализацию различных  программ. Мы за последние годы научились работать в режиме, когда депутаты разрабатывают программы, утверждают их, а администрация под руководством главы города их реализует. Учитывая, что нам предстоит в этом году приступить к приему-передаче жилья, соцкультбыта, дорог и т.п., всего больше полутора тысяч объектов, те методы, которые, например, применяются в Кургане, где до сих пор не могут назначить главу исполнительного распорядительного органа, для нас неприемлимы. Там мэр города избран  всенародно, но он, в отличие от нашей модели, возглавляет не администрацию, а городскую Думу. А хозяйственного руководителя, возглавляющего администрацию, должны привлечь на конкурсной основе, но этот вопрос затягивается и для  нас это неприемлемая схема. Вот когда она будет отработана, когда появится уровень общественного сознания, более деятельно начнут работать партии и общественные движения, появится территориальное общественное самоуправление, товарищество собственников жилья, к тому времени как раз появится база, на основе которой можно будет формировать и наш местный представительный орган на профессиональной основе, чтобы он мог полноценно взять в свои руки решение всех жизненно важных вопросов.

Вопрос: Сколько же всего схем управления городом допускает новое законодательство?

Виктор Казарин: Основных три. О двух мы уже поговорили, есть еще схема, когда главу города избирает городская дума, причем из собственных рядов, из депутатов. А глава распорядительно-исполнительного органа нанимается на конкурсной основе. Мы для себя выбрали другой, более, на наш взгляд, оптимальный вариант. Учитывая, что до 2009 года мы будем переживать все переходные положения введения в действие 131 закона, касающегося муниципальной реформы, за это время мы подготовимся и осознано сформируем сильный представительный орган. На данном же этапе в большей степени ответственность лежит на высшем должностном лице – главе города.

Вопрос: Насколько, на Ваш взгляд, нормальна ситуация, когда параллельно есть глава города и наемный менеджер?

Виктор Казарин: Абсолютно нормальная ситуация, но только нужно это применять, исходя из местной специфики и особенностей конкретной территории. На Ямале 13 муниципальных образований такого уровня – районов и муниципальных округов и каждый имеет свою традицию и специфику. Новый Уренгой - это город газовиков, строителей и у нас даже само общество привыкло избирать Думу так – 50% газовиков, 50% бюджетников. И, когда у нас было 8 депутатов, так голосовали, и сейчас точно так же. 22 человека избрали, а пропорция осталась ровно такая же. Еще очень удивительно в этом году, что напополам разделились мужчины и женщины, а в бюджетном блоке оказалось 9 представителей здравоохранения.

Вопрос: Новый Уренгой, газовая столица России, всегда был городом-донором, однако со следующего года территория превращается в реципиента, дотационный населенный пункт. Почему так происходит?

Виктор Казарин: Да, это так. И это самый большой вопрос. Северный приполярный город с огромным количеством проблем и отсутствием рычагов того, как увеличивать свою доходную базу. Речь идет о том, что налоговый и бюджетный кодекс четко закрепили, какие налоги в каком количестве должны поступать в бюджеты муниципальных образований, в том числе в городские округа. В частности подоходный налог, налог на имущество, налог на прибыль предприятий. Для нас основной источник доходов – подоходный налог физических лиц. Если сегодня по нему на территории остается больше 50%, то со следующего года останется только 30%. А существующие регулируемые налоги на самом деле не подкреплены нормативной базой. В результате мы сможем обеспечить себя доходами только на 60%.

Вопрос: Как дыру 40%-ную закрывать?

Виктор Казарин: Мы сегодня разрабатываем долгосрочную программу развития муниципального образования. Если мы ее начинали в 2000 году разрабатывать и она была до 2005 с перспективой до 2010, то теперь будем разрабатывать, утверждать и согласовать с градообразующими предприятиями и субъектом федерации программу устойчивого развития МО Новый Уренгой до 2010 года. Там мы должны все учесть – развитие производительных сил, привлечение трудовых ресурсов. Учитывая, что это приполярный город, он должен быть компактным, не надо увеличивать его по численности. Наоборот, мы сейчас взяли под контроль миграцию, осуществляем мониторинг и делаем аналитику по демографическому составу, будут создаваться условия для старшего поколения по выезду на Большую землю. А для молодежи, для тех ребят, что родились, выросли и закончили школу в Новом Уренгое, уехали учиться, необходимо создать условия, чтобы они могли реализовать себя и в Новом Уренгое. Для этого мы планируем открытие межвузовского центра, бизнес-инкубатора. Понятно, что если рядом находится какое-то муниципальное образование, где не решены самые насущные проблемы – не хватает садиков, школ, а Новый Уренгой претендует уже на более высокий уровень, то, видимо, придется нам поясок подтянуть, подождать выравнивания. И, тем не менее, за счет совместных программ бизнес-сообщества, социально -ориентированных предприятий, которые наращивают производительность труда и заботятся о повышении качества жизни своих сотрудников, у нас должны появиться источники и рычаги того, как развивать город дальше.

Вопрос: Но 40%-ный разрыв бюджета только совместными действиями с социально-ориентированными предприятиями вряд ли удастся закрыть, к тому же, если говорить о перспективах, необходимы средства и для дальнейшего развития?

Виктор Казарин: У нас сегодня есть одна очень серьезная, даже драматическая ситуация - это коммунальные услуги. Она характерна не только для Нового Уренгоя, но для нас актуальна особенно. Я уже говорил о том, что если  сейчас перевести жителей, как настаивает правительство, на 100% оплаты коммунальных услуг, мы сразу попадаем в кризис. На этом фоне вот уже четыре года тщательно ведется подготовка процесса приема-передачи объектов жилья и инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность. Пока это федеральная собственность, находящаяся на балансе градообразующего предприятия "Уренгойгазпром". Очень много, десятки поселков транспортных, которые находятся на балансах акционерных обществ, их тоже нужно будет принять в собственность. Всего за 2005-2006 год необходимо будет принять 1 млн 650 тысяч квадратных метров жилья. И сейчас мы ведем переговоры с Газпромом, с субъектом федерации, чтобы для горожан этот перевод не повлек кризисные моменты.

Нашли схемы, разработали четырехстороннее соглашение Газпром – губернатор - градообразующие предприятия – администрация города, где отрегулируем все вопросы. Поэтапность, комплексность подхода, выделение дополнительных финансовых ресурсов на достройку назавершенных объектов "инженерки", на достройку объектов жилья для переселения из аварийного фонда, для капитального ремонта. Газовики понимают, что для того, чтобы город дальше развивался, надо с пониманием отнестись к этой тонкой теме. То есть, понимание и поддержку мы чувствуем. Таким образом, мы аккуратненько и постепенно выйдем на нормальный уровень управления городским хозяйством. Город будет самодостаточным, а если чего-то не будет хватать, нам помогут региональные фонды финансовой поддержки и все что связано с текущим содержанием, вопросы все закроем. Я полагаю, что заработает внутренняя муниципальная экономика, малый бизнес, который тоже будет работать на повышение качества жизни. То, что сегодня бюджет инициирует, мониорит и внедряет, завтра бизнес-сообщество будет воплощать.

Вопрос: В апреле, в рамках подготовки реализации муниципальной реформы в УрФО, должна состоятся встреча, где будут представители Минфина РФ, представители субъектов федерации и муниципалы. Ждете ли вы чего-то особенного, быть может, возможности пересмотра межбюджетных отношений, учета особенностей каждой территории?

Виктор Казарин: Да, конечно. Мы от лица северных территорий, северных городов что-то предложим. Дело в том, что мы убедились, что диалог, круглый стол, такого рода совещание позволяет нам продвигаться вперед и, главное, что это находит отражение, появляются поправки в законы. Самое главное, что нет догматического подхода из серии "есть закон – выполняй". Сегодня если сталкиваемся с проблемой, то пытаемся понять, как ее снять, что нужно, какие внести изменения? Эксперты смотрят, вносят свои предложения, и депутаты эти поправки принимают. Радует, что в этом вопросе нет косности. Будем надеяться, что объединив усилия на уровне субъектов федерации, в полпредстве мы очень тщательно все вопросы проработаем, подготовим и вынесем согласованное предложение на федеральную рабочую комиссию.

       Редакция благодарит телекомпанию "Ермак" за предоставленные материалы.

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС