Китайcкий интерес
Такие разные визиты
На прошлой неделе делегация КНР побывала в Югре. Этот визит во многом носил знаковый характер и явно продемонстрировал заинтересованность китайской стороны, во-первых, в привлечении богатых природных ресурсов Югры в китайскую экономику, а, во-вторых, – в крайней желательности для Китая в выходе на новый перспективный рынок сбыта своих товаров.
"Мы много наслышаны о быстрых темпах социально-экономического развития ХМАО, о его богатых природных ресурсах. К сожалению, в Китае наоборот - при большой численности населения ресурсов мало. И здесь мы видим возможности сотрудничества с автономным округом, особенно в области энергетики и нефтедобычи", - сказал Советник по экономике Посольства КНР в России Фан Чуньюн, побывавший накануне с делегацией КНР с официальным визитом в ХМАО.
В свою очередь, Китай готов поставлять округу товары легкой промышленности и электроники. Представитель Посольства особенно подчеркнул возможность поставки в округ официальным путем качественных товаров, производимых на государственных предприятиях КНР.
Иван Смирнов пригласил представителей китайского нефтебизнеса к участию в открытых конкурсах на право разработки месторождений. Кроме того, заместитель председателя правительства по вопросам экономики Виктор Бец, находящийся в данное время в КНР, представит руководству страны конкретные предложения по возможному участию предпринимателей Китая в крупных инвестиционных проектах Югры, сообщили в пресс-службе губернатора ХМАО.
Таким образом китайский дипломат публично заявил об интересе его страны к “Юганскнефтегазу”. Китайцы, которым два года назад не удалось приобрести “Славнефть”, по-прежнему заинтересованы в российском сырье. Однако китайский советник был предельно дипломатичен и корректен: “Вопрос участия нас очень интересует. Но в этой ситуации главный вопрос все же - политика самой России в отношении иностранных компаний”. Переводя с русского перевода речи китайского дипломата на обыкновенный русский - проблема в том, допустят ли их к продаже “Юганскнефтегаза”.
Однако осведомленный эксперт, близкий к администрации президента, рассказывал “Ведомостям”, что китайские компании - наименее желательные инвесторы с точки зрения властей. “Юганскнефтегаз” нельзя продавать китайцам, - соглашается и чиновник Минэкономразвития. - Если они купят этот актив, то вся добываемая там нефть будет отправляться в Китай“.
Конечно, в Китай, а куда же еще? Для того и интересуются. Прожорливому китайскому экономическому акселерату очень нужна нефтяная соска.
Аналитик одного из инвестбанков на условиях анонимности подтвердил позицию российских властей: “Китай - наш мощный сосед и из геополитических соображений власти вряд ли допустят его экспансию в нефтяную отрасль России ”. А его коллега из “Тройки Диалог” Валерий Нестеров вообще не верит, что “Юганскнефтегаз” может достаться иностранцам. Власти уже четко обозначили курс на усиление роли государства в нефтегазовом секторе и покупателем активов “ЮКОСа” станет либо госкомпания, либо структура, близкая к властям, говорит Нестеров. Начальник аналитического отдела банка “Зенит” Сергей Суверов допускает, что китайцев пустят на аукцион для повышения легитимности торгов, но выиграть не дадут.
Что же касается последовавшего за югорским вояжем китайской делегации в Свердловскую область, то эта поездка носила, скорее, планово-протокольный характер и не затрагивала вопросов геополитического масштаба, ограничившись некоторыми вопросами возможного партнерства в будущем: "Министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Виктор Кокшаров провел встречу с вице-мэром города Чанчунь КНР Ли Лунси и членами официальной китайской делегации. Как сообщили Накануне.ру в департаменте информационной политики губернатора Свердловской области, господин Ли Лунси прибыл на Средний Урал для продолжения переговоров о сотрудничестве китайской провинции Цзилинь /и её столицы - города Чанчунь/ со Свердловской областью", сообщили в пресс-службе правительства Свердловской области.
Секреты не нашего чуда
Наличие самого “чуда” сомнений не вызывает. Два десятилетия экономический рост в Китае держится на уровне, близком к 10 процентам в год. На протяжении жизни одного поколения валовой внутренний продукт увеличился в пять раз – этого вполне достаточно для того, чтобы страна преобразилась неузнаваемо. Из аутсайдера мировой экономики Китай превратился во вторую индустриальную державу мира и в обозримом будущем выйдет на первое место по общему объему производства.
В России бытуют разные, зачастую диаметрально противоположные версии относительно происхождения “китайского чуда”. И, соответственно, в зависимости от точки зрения того или иного автора, делаются взаимоисключающие выводы: от того, что китайская экономика – это мыльный пузырь, который вот-вот лопнет, и потому особого внимания не заслуживает, до того что, уже в ближайшее десятилетие Китай с его излише милитаризированной экономикой начнет расширять свое "жизненное пространство". За счет России, разумеется.
С одной стороны, обе противоположные точки зрения выглядят "страшилками" с весьма неприятными для России последствиями. Понятно, что в случае гипотетической агрессии мы сумеем отбомбиться от миллиарда китайцев только атомными бомбами, что само по себе как-то не очень настраивает на оптимистический лад. С другой стороны, если китайская экономика рухнет, то брызги опять же на нас полетят: обездоленные, но уже попробовавшие плодов современной цивилизации десятки мимллионов китайцев хлынут в поисках лучшей доли на Запад – опять же через Россию и в Россию…
Одним словом, каковы бы ни были прогнозы, особым оптимизмом в плане будущего они не отличаются. Но не стоит ли вместо того, чтобы пугаться сильного соседа, постараться понять истоки его силы и перенять то, что сможет и нам пойти на пользу?
Нам бы их проблемы
"...Президент КНР Ху Цзиньтао пока считает, что шаги, призванные притормозить бурное экономическое развитие, достигли только временного успеха и что в целом проблема пока сохраняется..." /из китайских газет/
Во как, ни больше и не меньше. Конечно, для многочисленных продвинутых макроэкономистов подобные заявления главы Китая не являются откровением. Они уже довольно давно на все лады обсуждают проблему "перегретости" китайской экономики. Но с точки зрения рядового россиянина подобные высказывания выглядят, если не абсурдом, то как минимум чем-то непонятным. На фоне однообразных и, в основном, безуспешных потуг российского правительства добиться реального прироста экономики, сдерживающе-ограничительные меры нашего юго-восточного соседа выглядят куда как более впечатляющими. Руководство Китая на протяжении вот уже двух десятилетий успешно поддерживает планово-поступательное движение вперед, избегая при этом революционных рывков и реформаторских метаний из стороны в сторону. А грамотная и сдержанная политика позволяет подпитывать огромный внутренний потенциал зарубежными инвестиционными вливаниями.
"Китай в прошлом году впервые в истории опередил США по объему привлеченных прямых зарубежных инвестиций благодаря росту капиталовложений транснациональных корпораций в экономику развивающихся стран", - пишет Wall Street Journal со ссылкой на данные Организации экономического сотрудничества и развития /ОЭСР/.
По данным ОЭСР, которая объединяет 30 наиболее высокоразвитых стран мира, их общий объем прямых инвестиций в страны с развивающейся экономикой /emerging markets/ вырос в 2003 году более, чем в 6 раз - до рекордных $192 млрд. по сравнению с $31,7 млрд. в 2002 году. Из этой суммы на Китай пришлось $53 млрд., лишь немногим меньше уровня 2002 года, а на США - $40 млрд.
А теперь вспомним, что в том же прошлом году в Россию, которая упрямо считает себя одной из ведущих экономических держав мира, зарубежные инвестиции составили всего-то порядка $1 млрд. Поэтому нам остается только с грустью наблюдать, как продуманные китайские соседи усердно уминают быстро пухнущее на дрожжах – иностранных инвестициях тесто своей экономики, дабы оно раньше времени не вылезло за положенные ему пределы.
"По итогам первых 5 месяцев текущего года наблюдается улучшение всех параметров китайской экономики: замедлились темпы роста капиталовложений в основные фонды; сдерживается рост цен на основные категории продукции; в мае ощутимо замедлились темпы роста импорта некоторых видов сырья. Все это свидетельствует о первых позитивных результатах макроэкономического регулирования и контроля, что обещает стремительно набирающей высоту экономике страны "мягкую посадку". Такое мнение высказал авторитетный китайский экономист Фань Ган в своем интервью корр. агентства Синьхуа.
Экстенсивность, да не та
В Китае, начиная с 1980 года, утвердилась прагматическая экономическая политика, направленная не на идеологические цели, а на решение конкретных проблем. Политика стала адекватной реальным условиям, существующим в Китае, – вот и весь секрет “чуда”. Сами подобные условия, между прочим, сегодня не существуют в России. Дело в том, что Китай – более молодая индустриальная держава, чем Россия. Он, в отличие от нас, не исчерпал самые доступные – экстенсивные – источники экономического роста. Главный из этих источников – трудовые ресурсы. Простой переход одного работника из сельского хозяйства с его преимущественно ручным трудом в промышленность повышает производительность труда работника в несколько раз. А в Китае крестьян много, очень много, и не нужно прилагать ровным счетом никаких усилий, чтобы их стало больше– при необходимости можно просто снять ограничительно-запретительные меры на количество детей в семье. Китай естественным образом на десятилетия вперед обеспечен ресурсами дешевой рабочей силы, и, как следствие, – на выходе – более конкурентоспособной продукцией в плане "цена-качество". Впрочем, что до экстенсивноси-интенсивности, то в Китае эти слагаемые весьма удачно дополняют друг друга.
"Китай станет самым крупным в мире рынком информационных технологий в течение пяти лет",- сообщила в пятницу газета "Шанхай жибао" со ссылкой на заявление официального представителя Министерства информатики КНР.
"Китай намерен увеличить производство компьютеров до 90 млн. единиц в 2008 году. Страна станет крупнейшим в мире рынком информационных технологий", пишет газета.
В 2004 году Китай, по прогнозу министерства информатики, произведет 48 млн. компьютеров, что на 29% превысит показатели 2003 года.
Вот так количество переходит в качество – более конкурентоспособные продукты успешно завоевывают мировые рынки, давая толчок новым инвестициям и подстегивая качественный рывок вперед…
Таким образом, начиная с 1980 года отказ от народных коммун в деревне и постепенный перевод на рыночные рельсы всей экономики обеспечили гибкость и основательность всей экономической политики. Россия же стратегические ресурсы для экстенсивного пути развития выработала окончательно. Дешевые людские ресурсы крестьянства вычерпаны до дна – при огромных земельных пространствах сельское хозяйство задыхается от нехватки рабочих рук, деревни в средней полосе вымирают. Остается только нефть и сегодняшние невообразимые на нее цены, во многом, кстати, увеличивающиеся именно из-за прожорливой быстрорастущей китайской промышленности. Нефти, конечно, у нас много, но скоро, весьма скоро мы обнаружим, что ее почему-то не хватает. И что тогда? Ведь Россия кроме нефтяной иглы других источников роста ВВП реально как не имела, так и не имеет.
Политика как подмога экономике
Особая тема – политическое развитие Китая эпохи Дэн Сяопина. Этот несомненно мудрый вождь соединял либерализм в экономике с идеологической жесткостью и отсутствием политической демократии европейского типа. Соединение экономического либерализма с политическим авторитаризмом лежит в основе наиболее правдоподобной и убедительной, а потому и наиболее живучей версии о причинах китайских успехов.
Современный Китай дает своим гражданам ощутимые доказательства того, что политика властей определяется заботой о благе народа. Рядовому китайцу даровано не только стремительное повышение уровня материального потребления – ему дано и неизмеримо больше личной свободы, экономической и политической, чем это было на памяти нынешнего поколения, в 50–70-х годах. Политическая система тех лет лишала малейших возможностей проявления личности самый многочисленный класс: крестьянство, загнанное в концлагеря по имени народные коммуны. Нынешняя система, освободившая китайский народ от этого ужаса, означает для него гигантский прогресс не только экономический, но и политический – и нужды нет, что она дает китайцу меньше свобод, чем имеется у американцев или французов. Она дала китайцам больше свобод, чем было когда-либо у самих китайцев. Когда-нибудь эта система исчерпает свой естественный ресурс – экономический и политический, – и тогда, возможно, нашего великого соседа ожидают великие потрясения. Но это произойдет очень не скоро.
Кроме того, именно сохранение авторитарной системы правления позволяет Китаю долгое время развиваться стремительно, но стабильно. Плановая экономика избавляет от неизбежности регулярных кризисов перепроизводства, дает Китаю иммунитет от потрясений на мировых рынках и позволяет перенаправлять людские и финансовые ресурсы в желательные, в зависимости от складывающейся ситуации, направления. А политический авторитаризм позволяет сохранить преемственность в экономическом плане. Кроме того, именно он служит своеобразным саморегулятором. Коммунистические партии /и компартия Китая в том числе/ устроены так, что не могут существовать без периодических "чисток". Если же этого не происходит – партия разлагается неотвратимо. Наиболее характерный пример – КПСС, разложение которой закончилось и распадом руководимой ей державы.
В компартии Китая самоочищение происходит с завидной регулярностью, чуть ли не в плановом режиме. Проходит некоторое время и становится очевидно, что процент чиновников /они же – партийцы/ начинает думать о кармане собственном больше, чем о поставленной перед ним задаче. Пока это не бросается в глаза – не страшно. Воруют, берут взятки и путают свой карман с государственным чиновники во всем мире. Но власть развращает, чиновники начинают терять чувство меры, они властью начинают обжираться… Становится очевидно, что некоторое количество таких зажравшихся /в назидание остальным/ необходимо немножечко расстрелять. И все. Принимается решение, сколько-то там расстреляют, еще больше – вышибут из партии и лишат постов. Так самоочищение не дает развиться тому, что мы называем "застоем". Движение вперед продолжается.
Захват экономических плацдармов
Как пишет "КоммерсантЪ", Китай начал международную экспансию своего экономического чуда – свободных экономических зон /СЭЗ/. Накануне власти Китая объявили, что одна из самых крупных СЭЗ страны – Порт Тианджин – получила разрешение американского правительства на создание "торгового и промышленного парка" в США. К концу 2004 года подобная китайская экономическая зона начнет действовать в Объединенных Арабских Эмиратах. Китайские промышленники заявляют о планах создать СЭЗ и в России.
Китайский опыт применения на практике идеи свободных экономических зон, стал, пожалуй, одним из самых успешных в мире. С момента создания первой китайской СЭЗ в 1980 году такие образования стали появляться в стране повсеместно, и на сегодняшний день они располагаются на территории 5 китайских провинций и в 14 приграничных городах. Основная цель, которую преследовало правительство Китая, открывая СЭЗ,– заполучить иностранный капитал, технологии и менеджмент. Для этого в СЭЗ создавались максимально тепличные условия для ведения бизнеса. В Китае для предприятий, находящихся в составе СЭЗ, налоговые и таможенные льготы предоставляются на пять лет /для технологий с длительным периодом освоения – на семь/. В частности, ставка налога на прибыль составляет 15%, а при экспорте 70% продукции – 10%. Таможенные льготы включают освобождение от импортной пошлины необходимого предприятиям оборудования, которое невозможно купить на внутреннем рынке. Не облагается импортной пошлиной и сырье, используемое для выпуска экспортной продукции. Результат налицо: китайские СЭЗ экспортируют более 50% своей продукции и получают миллиардные инвестиции, производя в основном продукцию с высокой степенью переработки.
Страна с приставкой супер
Внешняя политика КНР является прямым и логичным продолжением политики внутренней, основанной на системе сдержек и противовесов. Имея статус ядерной державы, Китай естественным образом играет роль главного стратегического центра тяжести во всем азиатском регионе. И во многом благодаря Китаю за последние два десятилетия здесь не происходило сколько-нибудь значимых конфликтов. Даже такой, случившийся буквально накануне эпизод, как официальное заявление Северной Кореи, в котором открытым текстом президент США Джордж Буш назван политическим имбецилом, тираном, идиотом и продолжателем дела Адольфа Гитлера, можно считать показательным. Находящаяся в подбрюшье у великого соседа маленькая коммунистическая страна может смело "тявкать" на супердержаву, зная, что большой сосед ее в обиду не даст. И действительно – распальцованным американцам не осталось ничего иного, кроме как проглотить эту пилюлю…
О том, что Китай действительно зримо становится супердержавой, можно судить хотя бы по выступлению их спортсменов на Олимпиаде. И пускай они уступили американцам на 3 "золота", но то что через 4 года в Пекине китайцы "порвут" всех, уже сегодня ясно как день. А спорт – это не только один из признаков супердержавности, но, можно сказать, ее лакмусова бумажка.
Таким образом, явление Китая для России становится не только поучительным примером как можно без великих потрясений обустроить великую страну. Все более и более становится очевидным, что от этого явления-появления уже нельзя просто так отмахнуться, нельзя отгородиться ограничительно-запретительными мерами. И потому именно сегодня для России как никогда важно искать всевозможные пути взаимовыгодного и взаимопроникновенного сотрудничества будущих поколении ради и пользы государственной для. Другого выхода, похоже, просто нет...