Коалиционное правительство?
Как говаривал последний лидер страны, когда она еще была Союзом /ныне ездивший за океан, претендуя на ценимую среди эстрадных див премию Грэмми/, в северных территориях Уральского федерального округа процесс пошел.
Ямал, Югра и Тюменский юг начали конструктивный, трудный но идущий по капельке вперед разговор на объединительную тему. После заседания рабочей группы по делегированию полномочий, которая утвердила-таки финансовую кальку общую для всех трех субъектов, по инициативе Ямала собрались накануне в Тюмени на совет депутаты трех северных дум.
Говорили о многом, но основное - об "откопанных" в федеральных законах разночтениях. Изыскали их, естественно, ямальцы.
"По нашему мнению в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ исполнительных органов власти субъектов РФ" в редакции от 4 июля 2003 года, частично отсутствует механизм реализации положений некоторых статей закона, содержится несоответствие другим федеральным законам и, в частности, федеральному закону от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ",- заявил председатель Госдумы /именно так называется законодательный орган субъекта РФ - Ямало- Ненецкий автономный округ/ ЯНАО Сергей Харючи. Как пример была приведена запутанная ситуация с тем, кто, как должен создавать и расходовать в случае различных ЧП резервный фонд, например.
Ямальцы опять же настаивали, что "решить проблемы можно лишь путем принятия соответствующего договора между органами госвласти области и автономных округов и принятием соответствующего федерального закона" /цитата из ИА "Север-пресс"/.
Закончился думский тройственный совет, конечно, не законодательными инициативами, но все-таки подписанием протокола согласия. По которому, губернаторам Тюменской области, Югры и Ямала, совету трех дум предложено провести совместное заседание до 1 апреля 2004 года, чтобы определиться в перспективах заключения договора о разделении полномочий. А не позднее, чем до 1 мая, рабочей группе и губернаторам подготовить проект договора.
Ну, что ж, вроде бы все идет, как надо, учитывая ,что закон "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органах власти субъектов РФ", регулирующий правоотношения автономного округа с органами госвласти Тюменской области вступает в силу с 1 января 2005 года.
Тем интересней, посмотреть какие процессы идут параллельно с официальным течением сложного делегирования полномочий во всех трех субъектах.
Тюменская область. Губернатор Сергей Собянин продолжает активно трудиться в столице на федеральное благо. Накануне он поучаствовал в заседании комиссии при Президенте РФ по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления, на котором, кстати, говорилось о необходимости сократить госаппарат /пока центральный/ на треть, ибо у государства активно ищутся и находятся лишние функции. А уже в понедельник намерен отправиться в Лондон на Международную нефтяную неделю, которая пройдет в Лондоне. Причем там он, как рассказал тюменским СМИ первый зам губернатора Павел Митрофанов, надеется обсудить с главой ТНК-ВР Робертом Дадли многострадальный Уватский проект.
Краткая справка.Тюменская нефтяная компания /ТНК/, скупив разрозненные и поэтому малорентабельные участки под общим названием Уватский проект или Уватская группа месторождений, начала подготовку к переводу его в режим СРП 8 участков недр площадью 18,3 тыс кв км с разведанными запасами около 46 млн тонн. За время разработки месторождений, входящих в состав Уватского проекта, инвестор /"ТНК-Уват"/ планировал вложить около 35 миллиардов рублей в освоение и обустройство нефтяных месторождений. По подсчетам самих нефтяников, прогнозный эффект от реализации Уватского проекта мог составить: для Федерации - более 25 млрд рублей, для Тюменской области - более 15 млрд, для Уватского района - более 4 млрд рублей.
Отмена режима СРП поставила перед тюменской администрацией и ТНК-ВР вопрос ребром. По словам губернатора, Уват все равно будет разрабатываться, но по некой универсальной инвестиционной схеме. Разработка месторождений Уватской группы предусмотрена и стратегическим планом развития ТНК-ВР, утвержденным советом директоров компании в конце 2003 года.Но теперь на разработку действующих и новых месторождений ТНК-ВР ежегодно планирует направлять более 1 миллиарда долларов США.
Это экономическое, казалось бы, отступление от политической темы единения трех северных территорий, на самом деле имеет, возможно, весьма серьезное отношение к рокировкам /состоявшимся и только обсуждаемым/ в тюменской администрации, которые в свою очередь, непосредственно связаны с настроениями в политбмонде Ямала и Югры.
Дело в том, что тюменские СМИ в открытую обсуждают возможность мягкой, как говорят, "рейтинговой" замены или, вернее, вытеснения с поля деятельности того самого зама тюменского губернатора, который так охотно рассказал журналистам о предстоящих активных переговорах Собянина и Дадли.
Самая большая сложность в процессе объединения Югры, Ямала и Тюменской области в том, что последняя /до сего момента чаще называемая югом Тюменской области/ гораздо слабее экономически, нежели первые две. А богаты территории, как известно, прежде всего нефтью и газом. Газ на тюменском юге не нашли, а вот нефть - это практически и есть Уват. Потому его разработка была столь важна тюменской администрации. И все уже к тому шло, что ТНК-ВР получит через лоббистские усилия тюменцев право на СРП, дело пойдет, нефть польется ,а казна тюменская малость разбогатеет. Но СРП решительно и однозначно отменили. Возрождать его никто не собирается. О чем совершенно однозначно накануне заявил глава "Газпрома" Алексей Миллер топ-менеджеру и совладельцу ТНК-ВР Виктору Вексельбергу, правда, по другому поводу /относительно разработки Ковыктинского газового месторождения в Иркутской области/. И, хотя говорил не правительственный чиновник и не по поводу Увата, для знающих людей ситуация совершенно ясна. А потому - надо искать новые пути. Вот в связи с поиском новых путей в плане выстраивания отношений с нефтегазовыми генералами /как одной из важнейших задач, к которой надо готовиться Тюмени/ и гуляет в тюменских СМИ информация о возможном скором уже появлении во главе направления по ТЭК хорошо известного в широких северных и узких федеральных кругах ямальского вице-губернатора Иосифа Левинзона. Любопытно, что сия возможность, которая в свете объединительных тенденций выглядит на первый взгляд как-то нелогично /Левинзон известен тесными связями с так называемыми независимыми производителями газа, с которыми Газпром ведет долгую арбитражную борьбу за возврат некогда "немножко утерянных" активов/, подтверждается той мыслью, что менеджер господин Левинзон и вправду хороший и с ТЭКовскими главными людьми знаком не понаслышке. Кроме того, большой дока по вопросам недропользования, которые для северных территорий важны необычайно. А сам господин Левинзон, якобы готов уйти в тюменскую администрацию хоть завтра, ибо тащить весь ямальский воз ему изрядно поднадоело.
Ямал. На самом Ямале, если и обсуждают вице-губернаторские планы, то тихим шопотом. Здесь наметилось некое относительное замирение страстей. Правда, интеграционные и дезинтеграционные настроения, скорей, находятся сегодня на ямальской земле в состоянии неустойчивого равновесия. С одной стороны, элита едина в порыве отстоять возможный максимум финансовой и политической самостоятельности, с другой, практически каждый мэр крупного муниципального образования проводит по возможности свою линию и внимательно наблюдает за Салехардом, почти каждый имеет выходящие за пределы собственного МО амбиции и связи, как в Тюмени, так и в столице.
Инициатива по запросу в Конституционный суд / на предмет соответствия законов "Козака" Конституции РФ/ ямальцами поддержана, вопрос об именном законе "приподнят", соглашение о сотрудничестве между Ассоциацией "Ямал - потомкам!" и подобной же организацией Таймырского автономного округа подписано, но! Одновременно ямальцы инициировали совет трех дум, закончившийся протоколом согласия, и устами Харючи заявили, что воссоединение с каким-либо субъектом /речь шла все о тех же Ненецком или Долгано-Ненецком автономных округах, где живут братья ненцы/ просто домыслы журналистов. Сам губернатор, получив ожидаемый, впрочем, нокаут от газового монополиста /в ответ на предложение ассоциации "Ямал-потомкам!" включить Неелова в состав Совета директоров Газпрома, на которую Юрий Васильевич поспешил ответить согласием, сам Газпром ответил красноречивым молчанием, завершившимся опубликованием списка претендента в члены Совета директоров, где не было фамилии Неелова /, публично малоинициативен последние недели. Хотя, возможно, просто готовился к научно-практической конференции "Полярный Урал-стратегия освоения". Кстати, ямальская элита давно уже играет в такую своеобразную тусовочную игру - подсчет рабочих дней губернатора, проведенных в заботах о ямальской земле, непосредственно на ней самой. По неофициальным сведениям, в минувшем году, например, Юрий Васильевич провел на Ямале около 2,5 месяцев, зато успел провести 50 с лишним пресс-конференций для СМИ. А отсюда давно зреющий ропот начальников с ямальской пропиской. Согласитесь, трудновато работать со столь публичным и одновременно неуловимым в плане решения ежедневных рабочих вопросов руководителем.
Югра. Губернатор Филипенко продолжает тактику мудрого молчания, настойчиво расставляя на мэрские посты подконтрольных людей. Замену двум выбывшим в Тюмень игрокам /Сергей Сарычев и Олег Чемезов убыли замами к Собянину/ югорский глава нашел довольно быстро, хотя новичкам в роли еще предстоит освоиться, но кадрового голода не случилось.
Вообще в Югре как-то все идет рабочим порядком. Здесь принимают всякие окружные программы по трудоустройству незанятого населения, создают свою альтернативную Чубайсу энергокомпанию, решают как формировать муниципальные и окружной бюджеты в связи с изъятием части доходов в пользу федерального центра, ищут новые источники финансирования, приглашают венгерских туристов на русскую охоту /пока идет туго/ и усиливают контроль за мерами безопасности накануне президентских выборов. Одним словом, как-то все по-рабочему рутинно.
И снова Тюмень. В ней тоже назревают интересные события. Глава области Сергей Собянин накануне подписал постановление о создании областного департамента стратегического развития региона, которое возглавит выходец из Югры - Олег Чемезов, хорошо знакомый Собянину еще по временам его работы спикером югорской думы, когда борьба за самостоятельность с предшествнником Рокецким была важным делом для всех ханты-мансийских политиков. Под словом "регион" в данном случае подразумеваются все три северных субъекта РФ. Шаг к коалиционному правительству, появление которого многие предрекали, сделан.
Но тут уже под боком тюменского главы, все больше рабочего времени проводящего в московских кабинетах, вдруг зашевелилась собственная дума. На минувшем заседании тюменские законодатели с подачи депутата Черепанова решила запросить у губернатора информацию о реорганизации структуры администрации области. Мол, пока Собянин просто назначал замов, мы смотрели молча. Но поскольку нынче речь идет о реорганизации структуры администрации, дайте нам пояснения к следующему заседанию 4 марта. Ибо, по уставу области структура администрации губернатора это уже наша компетенция. Любопытно, что на том же самом заседании, где созрел запрос, тюменские законодатели решили заключить соглашение о сотрудничестве с законодательным собранием Пермской области. Что всеми наблюдателями трактовалось почти однозначно: тюменцы пристально изучают объединительный опыт пермяков.
И, наконец, последнее событие, которое иначе как знаковым и не обозначить. Агентство Standard & Poor's 6 февраля пересмотрело кредитные рейтинги Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Рейтинг Югры "BB-" помещен в список CreditWatch с прогнозом "Негативный", а кредитный рейтинг Ямала подтвержден на уровне "B" по международной шкале и «ruA» по национальной шкале,а прогноз изменения рейтинга пересмотрен с "Позитивного" на "Стабильный".
Практичные иностранцы свой вывод по расстановке сил в "тюменской матрешке" уже сделали. Вопрос в другом, кто станет в ее главе в 2006 году. Политические и экономические процессы, которые сейчас весьма противоречиво и бурно развиваются во всех трех территориях, - лишь артподготовка к главной баталии. Хотя, кто бы ни занял этот пост, управление сырьевым российским нефтегазовым запасом будет осуществляться из столицы.