Когда делиться не надо…
Пока отдельные губернаторы ворчат на тему межбюджетных отношений, севера возмущаются отменой компенсаций, а народ затягивает пояса накануне подступающей монетизации льгот, отдельно взятый Злынковский район Брянской области собирает подписи по предложению муниципального головы отделиться от России. Территориально район расположен в 30-40 км от соседних Украины и Белоруссии, и в 260 километрах от своего российского областного центра. По информации "Новых известий" глава районной администрации Николай Зевако мотивировал желание выйти из России-матушки отнюдь не географической целесообразностью, а тем, "что район постоянно отдает все заработанное в виде налогов в федеральный центр и в областную казну".
Более того, инициатива Зевако – не прецедент. Соседний Красногорский район той же Брянщины еще несколько лет назад собирался присоединиться к благополучной, по мнению местных жителей, Белоруссии. Инициатива заглохла на корню, а инициативный глава района оказался в больнице и лишился поста. Статья 7 закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" дает право высшему должностному лицу субъекта федерации отрешить главу муниципалитета издавшего акт, создающий угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, от власти.
В свете последнего "раздаривания" земель сверху – территориальных уступок Китаю и обсуждения судьбы Курил, брянская инициатива снизу, выглядит угрожающе. К тому же присоединяться злынковцы собираются к Украине, где проамериканский кандидат в президенты Ющенко имеет серьезные шансы стать главой государства. Вопрос вопросов – почему ? - лояльный областным властям глава вдруг выступил с антироссийской инициативой, имеет два возможных ответа.
Первый. Длинная облепленная зелеными деньгами американская лапа протянулась к злынковскому голове из бурлящей в междутурье президентских выборов Украины, а человек слаб, да и не за ради себя же, а исключительно во благо жителей района, которым - к гадалке не ходи – живется не сладко. По информации все тех же "Новых известий", единственное в районе производство – спичечная фабрика "Ревпуть" в упадке, а другой работы днем с огнем в Злынковском районе не сыскать.
Второй. Районный мэр Зевако вместе с земляками и впрямь доведены до отчаяния. И тогда все ту же знакомую американскую лапу надо искать совсем не на брянщине, а в тех местах, которые создали злынковцам невыносимые условия для жизни в России. До сих пор отечественные власти вполне успешно лавировали между экономическим "высасыванием" жизни из регионов и недопущением народных бунтов. Первые брянские "ласточки" - показатели того, что перегибы уже допущены. Насколько случайно?
Если в СССР территориальный вопрос всегда означал приумножение земель, то сразу после его распада, Россия встала на путь деления. Союз разделился на маленькие страны, внутри Российской Федерации вспыхнула чеченская война, свердловский губернатор Россель едва не создал Уральскую республику, и, наконец, федеральные власти решили перекроить саму карту страны. Разговоры об этом бродят по столичным кулуарам и провинциальным кабинетам, уже не первый год, и вызывают противоречивые настроения в обществе. Вроде бы присоединение регионов дотационных к донорам должно улучшить экономическое положение, вроде бы укрупнение уменьшит бюрократический аппарат... Вот только "крупные" регионы будут размерами с добрую европейскую страну каждый, а, если на их территориях еще и ресурсов с "полЕвропы", то как будущим назначенцам устоять перед соблазном самим ими распоряжаться? Ведь бюджетная вертикаль год от года расширяет русло от субъектов в центр и мелеет в обратном направлении.
Успехи в создании института полпредства, эксперимент с объединением Коми-Пермяцкого АО с Пермской областью, бурно развивающееся красноярское слияние говорят о небезнадежности планов укрупнения. Технология отработана. Загвоздка, пожалуй, лишь в том, что создание 15 или 30 мощных субъектов федерации как-то не очень стыкуется с вертикально-унитарными действиями Кремля. Ведь укрупнение регионов фактически равняется их усилению, а значит грозит возможным разворотом к горизантально-федеративным тенденциям. Отсутствие последовательности во властных телодвижениях в который раз не дает возможности однозначно оценить перспективы принимаемых руководством страны решений. Нынешняя власть то провозглашает патриотизм, то раздает землю. То борется с бедностью, то избавляется от социальных функций. То протестует против иракской бойни, то беззаветно дружит с Америкой.
Двухглавый орел символизирует в современной России уже не столько единство восточных и западных земель, сколько саму власть, каждый шаг которой то ли в силу того, что разучились мы доверять, то ли в силу объективной противоречивости, ввергает в сомнения и тормозит заявленную президентом необходимость мобилизации нации. То, что россияне могут трудиться круглосуточно, воевать круглогодично и ждать десятилетиями – это факт исторический. Но для этого должна быть весомая причина. Нечто большее, чем слова с высоких трибун, удвоение ВВП или укрупнение регионов. Однако пока отечественная идеология мечется между желаемым и действительным, словом и делом, приоритетами и мелочами, Запад внятно и прагматично чертит контуры российского будущего.
Происходящее на восточных и западных границах российской империи как-то чересчур четко для случайного совпадения ложится в концепцию известного американского геополитика Збигнева Бжезинского, бывшего помощника нескольких президентов США. В нарисованной им "Великой шахматной доске": " Д ецентрализованная Россия была бы не столь восприимчива к призывам объединиться в империю. России, устроенной по принципу свободной конфедерации, в которую вошли бы Европейская часть России, Сибирская республика и Дальневосточная республика, было бы легче развивать более тесные экономические связи с Европой, с новыми государствами Центральной Азии и с Востоком… Политика укрепления геополитического плюрализма не должна обусловливаться только наличием хороших отношений с Россией. Более того, она важна и в случае, если эти отношения не складываются, поскольку она создает барьеры для возрождения какой-либо действительно опасной российской имперской политики".
Более того, нынешней весной на сайте ЦРУ США появился аналитический доклад, в котором прогнозируется распад России на 6-8 государств уже к 2015 году. Причиной распада американские разведчики называют возможное падение цен на нефть при " усугубляющемся снижении человеческого, научного и технологического потенциала", а также закрытость России по отношению к остальному миру. Новые государства, согласно докладу, будут поделены на сферы экономического влияния США, Евросоюза, Китая и Японии. Что это? В большей степени мечта, точно рассчитанный план или печальный приговор-прогноз? И сколь неизбежна эта перспектива? Зашумевшие инициативами брянские леса свой ответ, похоже, имеют. А мы все?...