Кадровый коловорот с тюменским отзвуком
"Гром среди ясного неба", "мы ошарашены", "полная неожиданность" и так далее в том же духе. Этими словами разновеликих экспертов и политологов сопровождалась информационная волна, комментирующая сообщения о новых кадровых решениях, произведенных буквально накануне Президентом РФ Владимиром Путиным.
Заметим, как и любые другие кадровые решения ныне действующего главы российского государства. В этом смысле Владимир Путин, что называется "держит марку". Решения неожиданны, утечки минимальны, рокировки многоходовые. На раз не просчитываемые.
В кадровой перестановке, случившейся в российском истеблишменте 14 ноября, для наблюдателей из УрФО есть сразу две линии. Обе крайне любопытные. Первая - условно можно обозначить ее как общефедеральную, касается ответа или попытки ответа на вопрос - какие перемещения центров тяжести случились во всей стране? Вторая - что означает для УрФО уход Сергея Собянина на федеральный политический уровень, то есть как это отразится на раскладах в нашем округе?
Про общефедеральную повестку говорить, конечно, сложней. И не потому, что мы тут слишком далеки от них там в столицах. А прежде всего потому, что как в очередной раз оказалось, даже очень информированные московские политологи, любящие рассуждать о кремлевских телодвижениях, либо крайне далеки сами от информации о продумываемых решениях, либо не имеют возможности предавать гласности свои знания. И все-таки рискнем. Не предсказывать, а осмыслять. Итак, что за конфигурацию мы имеем сегодня в верхнем эшелоне власти?
Практически есть три центра принятия решений. Если не считать главного, конечно, центра - собственно Президента РФ. До вхождения в нашу жизнь идеи "четырех национальных проектов", властных центров было два - правительство РФ и администрация главы государства. Совсем недавно родился третий - Совет по реализации нацпроектов, возглавил его сам Владимир Путин. И, несмотря на то, что многие аналитики трактуют назначение Дмитрия Медведева первым вице-премьером как безусловное его повышение и, соответственно, вкупе с обретением вице-премьерского статуса Сергеем Ивановым, как усиление правительства с одновременным ослаблением позиций премьера, нельзя никак считать, что совет по нацпроектам при этом что-то там теряет. Ведь его по-прежнему возглавляет Президент.
Итак, центров тяжести три. Разновеликих или уравновешенных? И не много ли для одной страны? Ответ лежит в будущем времени, но кое-что вырисовывается уже сегодня.
Относительно правительства. На наш взгляд, не совсем правы те эксперты, которые предсказывают скорую отставку Фрадкову. Скажите, зачем отставлять его в скором времени, если можно было прямо сегодня назначить Медведева на пост главы правительства? Но ведь тогда и за все телодвижения правительства волей не волей будет отвечать именно он. По крайней мере, в глазах соотечественников. Одним словом, тяжела нынче в стране не шапка Мономаха, а премьерский пост. А, если надо бы придать публичности фигуре, узнаваемости, значимости в электоральных массах, но не "спалить" на мелких ошибках текучки? Вот вам и логика.
Вообще гораздо более привлекательной выглядит такая идеология - распри в правительстве по линии: государственники тире рыночники-либералы из мелкой свары личностных амбиций либо прекращаются под давлением столь весомых фигур как Иванов и Медведев, либо переходят в вариативность развития обеих стратегий. На возражение, что, мол, это ведет к разрыву в экономической политике государства в принципе, ответим - а разве не то же самое происходит все годы правления второго президента России? С одной стороны, усиление госзаботы о всех силовых ведомствах, векторы движения в плане создания крупных государственных экономических структур, идеология патриотизма, заботы о соцгарантиях и т.д., с другой - крайний либерализм, требование для государства уйти из экономики по максимуму, заветная мечта - пустите нас в ВТО ( мы ни за чем не постоим), уход от остатков патерналисткой модели госустройства к либерально-индивидуалистическому принципу - каждый сам за себя и так далее. Так что в этом смысле вслед за всеми практически комментаторами согласимся- ноябрьские властные рокировки ни в коей мере не означают некоего нового ракурса в идеологии власти.
Но при этом есть крайне любопытный аспект в появлении двух вице-премьеров. Обозначен он уже достаточно ясно - не означает ли это, как заявил Дмитрий Рогозин, что Владимир Путин выбрал в преемники Дмитрия Медведева или, как утверждают другие, выбор сразу двух вариантов преемника - Медведев и Иванов?
Нам кажется, что этот вопрос напрямую связан с другим. С Советом по реализации национальных проектов. Если вспомнить, как однажды президент дал понять всем, что ему "место в строю" найдется и после выборов 2008 года, то не логично ли предположить, что это место именно во главе Совета? То есть своеобразный вариант Дэн Сяо Пина. При этом Конституция, как священная корова сохраняется, преемник избирается на президентский пост. И все статус-кво (личностное, групповое) во властной вертикали сохраняется вплоть до 2012 года. А в 2012 уже ничто не запрещает гражданину Владимиру Путину идти на выборы. Ответ на волновавший наблюдателей вопрос - а где взять преемника, который, обладая таким мощным орудием как та же Конституция, был бы избираем (ну, это сегодня малозначимый вопрос технологии плюс получение возможными преемниками публичных должностей для предварительной раскрутки, плюс не надо забывать про колоссальный ресурс правильного голосования по предприятиям, отныне входящим в сферу управления государством) не решит начать самостоятельную игру, видимо, разрешен положительно и фамильные ответы нам стали известны вчера. Правда, нельзя не прислушаться и к вечному "бросателю пробных шаров" в стране г-ну Жириновскому. По его версии, преемником станет ни тот и ни другой, а некто третий, который будет засвечен широкой общественности не раньше, чем за полгода до голосования.
Итак, рокировки в правительстве и переезд Дмитрия Медведева в Белый дом так или иначе связаны с проблемой-2008. А что означает приход на пост главы администрации Президента РФ Сергея Собянина?
Можно согласиться со всеми почти комментариями в этом плане, что уже прозвучали. Это и показатель новой линии в кадровой стратегии верховной власти - горизонтально-вертикальное перемещение снова, как во времена Союза, входит в практику. Это и доказательство узкой скамейки запасных игроков, с одновременным пониманием, что расширять ее надо все-таки не только кадрами из Питера и превратившейся в отдельное государство Москвы, а прежде всего из регионов. Это и доказательство того, что самые важные для Кремля заслуги в реализации политпроектов или хотя бы их попытки не останутся неоплаченными (Трутнев, Собянин), в отличие от сомнительных заслуг перед предыдущим сонмом правителей (Аяцков). Это и рождение новой политической конфигурации в слившейся в объятиях "Сотрудничества" только в конце прошлого года "тюменской матрешке".
Но прежде чем рассмотреть именно последний аспект, зададимся еще одним вопросом. А останется ли президентская администрация под руководством Собянина столь же значимой структурой, какой она была при Медведеве? При всех бесспорных плюсах фигуры Собянина у него нет главного критерия, которым обладал предшественник - личной, многолетней близости к главе государства. Зато таковая имеется у его зама Игоря Сечина плюс колоссальный теневой вес этой фигуры, значительно усилившийся экономически после истории с ЮКОСом и непглощением "Газпромом" "Роснефти". Кроме того, есть еще один зам - господин Сурков, который тоже многократно масштабнее своего руководителя со вчерашнего дня. То, что прирастать регионами, а именно Сибирью, государству нашему безусловно надо, никто и не собирается спорить. Но вопросы остаются... Ответов нет, есть догадки. Либо это намеренно продуманное решение по созданию будущего избирательного штаба (глава которого будет осуществлять как раз публичную деятельность в регионах), либо перестановки еще будут.
И наконец о близком. О ситуации в УрФО. Без отсылки к истории вопроса расклад осознать довольно трудно. Итак в политике урало-сибирской Сергей Собянин появился вновь (второй раз после старта из Югры в столичную политику) вслед за успешным участием в разрешении коллизии с полузбытым сегодня скандалом с генпрокурором Скуратовым. Появился в качестве зама уральского полпреда Петра Латышева. И с этой стартовой площадки с помощью и при активном участии Ямала и Югры был избран губернатором Тюменской области. В принципе уже тогда в 2001 многие говорили, что Сергею Семеновичу отведена роль интегратора трех субъектов в один. Но в это не хотели , видимо, верить губернаторы округов Ямала - Юрий Неелов и Югры- Александр Филипенко. Практика показала - вопрос был именно в интеграции. Всю историю этого захватывающего политического сериала мы тщательно отслеживали весь 2004 год. Желающие могут освежить память.
Закончилось все подписанием договора, который породил программу трех субъектов под названием "Сотрудничество" буквально до вчерашнего дня успешно работающую, по уверению всех трех губернаторов на благо всех заинтересованных сторон. Никто вообщем-то и не утверждает, что "Сотрудничеству" пришел конец. Совсем нет. Но вот утверждать, что тройственный диалог будет продолжен теми же темпами и столь же спокойно сегодня не возьмемся.
Ибо меняется один из фигурантов. Сергей Собянин больше не работает губернатором Тюменской области и отправлен на повышение не в последней степени в связи с так или иначе оцененной как несостоявшейся (в столице оцененной) ролью большетюменского интегратора. Более того, для многих или немногих посвященных отъезд в столицу Собянина, видимо, не стал неожиданностью. Достаточно сложить несколько событий. Прямо-таки массовый и совсем недавний исход заместителей губернатора во все сферы (бизнес, мэры и так далее), гуляющие по Ямалу слухи об усилившемся и даже обретшем реальные временные очертания (до лета 2006 года) желании "Газпрома" иметь своего полностью человека в управляющих газовой кладовой плюс непонятно кем заказываемые и оплачиваемые слухи об действительно имеющем место интересе правоохранителей к различным фигурам в администрации Ямала и, наконец, полностью изменившие экономический ландшафт "тюменской матрешки" истории с поглощением "Роснефтью" ЮКОСа и закупом "Газпромом" "Сибнефти".
Представим себе на минутку, что газовой монополии удалось-таки сменить тем или иным образом главу Ямала. (Фигурировал же в списке полпреда в неопубликованном варианте Павел Завальный, кстати, присмотритесь, господа, к этой фигуре внимательно, не помешает). Итак, в этом случае, даже не интересуясь фамилией, можно совершенно уверенно предположить, что роль интегратора отошла бы именно к нему. А что в таком случае оставалось бы делать Собянину? Так что ушел Сергей Семенович исключительно вовремя и на очень хороших условиях, какие бы он со своей стороны не выдвигал просьбы.
Но тюменский губернатор ушел, а вопрос-то на тюменкой земле встал не в отдаленном будущем, а уже сегодня. Их на самом деле несколько. Кто будет выбран или уже выбран в качестве преемника Собянину? И как будут развиваться процессы в "тюменской матрешке" далее? Торопиться с ответом на первый нет никакого смысла. Он станет известен совсем скоро. А вот с ответом на второй, даже зная имя, не стали бы. Потому как поле для комбинаций здесь многообразнейшее.
Первый и самый простой вариант - все сохраняется, как было, только в тюменской тройке личностное изменение. В скобках заметим - и самый спокойный для всех жителей северного триумвирата.
Второй вариант. Кремль продолжает наступление по линии укрупнения субъектов. Воплотитель - новый назначенец в Тюменской области, либо (чем не вариант?) один из губернаторов округов. По крайней мере, в этом свете кажется бесконечно любопытным сегодняшний визит в Ханты-Мансийск премьера Михаила Фрадкова, полпреда Петра Латышева и по предварительным данным свежеиспеченного главы президентской администрации Сергея Собянина.
И, наконец, третий вариант - новый "назначенец" становится интегратором при поддержке и опоре на одного из губернаторов округов.
Могут быть и третий и четвертый и пятый варианты. Но то, что они есть и что в ближайшем будущем мы станем либо наблюдать их воплощение, либо борьбу при их воплощении, ясно уже сегодня.
И здесь важная роль будет прежде всего у полномочного представителя Президента РФ в УрФО Петра Латышева. От внимательного взгляда не может укрыться тот факт, что в президентских полпредах на сегодня осталось лишь два человека из первого призыва - Георгий Полтавченко (Центральный федеральный округ, известен личной близостью к президенту) и Петр Латышев. Что само по себе является рекомендацией их эффективности. Которую придется проявлять в который уже раз. И, возможно, прямо сегодня в ходе совместного с премьером визита в Югру...