Кому на пользу частный интерес к государственному ЖКХ
На входе – небольшая табличка «Муниципальное предприятие ЖКХ Ревды », в коридорах – стенды с вырезанными из газет заметками про пенсионную реформу и тарифы на электроэнергию, здесь же – поздравительный уголок – на листе ватмана размашисто выведено акварелью –«Поздравляем!».
В общем, внешне ЖЭУ, превратившись из государственного в частное, ничуть не изменилось. Даже планово – экономический отдел с прежних времен сохранился, его начальница – Вотинцева Лариса Борисовна рассказывает, что техническая база – машины, инвентарь, и само здание – все осталось по наследству от муниципального предприятия. И фронт работы по сути не изменился - все также слесари выезжают на дом, если где – то трубу прорвало, также дворники метут мусор у подъездов и наводят порядок на лестничных площадках.
«Только мы теперь самостоятельные, - с гордостью произносит начальница, - То есть, можем работать на стороне, оказывать коммунальные услуги самым разным организациям, а главное, мы теперь можем прибылью свободно распоряжаться». На вопрос – а удалось ли что –то на заработанные самостоятельно деньги приобрести, ну, скажем, технику обновить, людям зарплату поднять или капитальный ремонт в подъездах сделать, здесь пожимают плечами. Объясняют, что работает – то частное ЖЭУ под названием «Жилкмосервис» только год, раскрутиться не успели, да и компенсацию за предоставление коммунальных услуг льготникам – это порядка 15-16% от общей суммы – еще за прошлый год не получили.
Бок о бок в сфере ЖКХ с «Жикомсервисом» сегодня в Ревде работают еще две частные структуры, что для небольшого городка, где проживает меньше ста тысяч человек, весьма удивительно. Чего это вдруг всех потянуло в такой казалось бы бесперспективный бизнес, который то и дело сравнивают с космической черной дырой – сколько денег в ЖКХ не вкладывай, все равно они там где – то затеряются! Как говорят в управлении ЖКХ Ревды, одно из частных ЖЭУ – это строительная фирма. Для работы с населением здесь есть все – и техника, и кадры, поэтому и решили попробовать поработать в ЖКХ.
Третья компания появилась в Ревде этим летом, ей, так же, как «Жилкомсервису» дали в обслуживание около 200 домов. Кстати, районами, как говорят в местной администрации, здесь не разбрасываются, чтобы получить тот или иной участок работы, всем компаниям нужно было пройти конкурс, доказать свою профпригодность. Доказать – то доказали, но, как говорят ревдинцы, им от этого ни холодно – ни жарко. То есть, уровень оказываемых услуг тот же, что и раньше. Правда, как призналась одна из клиенток частной компании, жить стало интересней: «Я недавно прочитала в местной газете, что теперь можно лампочки заказывать, и вроде бы из ЖЭУ придут и вкрутят их. Ну, то есть, не нужно самим этим заниматься. Удивительно, правда?».
Пока в Свердловской области только удивляются первым частным компаниям в ЖКХ, кроме Ревды, как говорят в областном министерстве строительства и ЖКХ, в этом деле продвинулись Арамиль и Каменск-Уральский, в других регионах эксперимент по внедрению частного бизнеса в эту отрасль идет уж вовсю. К примеру, в Перми решили сдать в аренду городские водопроводы и канализацию. Управлять ими в течение ближайших 49 лет будет компания "Современный город", которая надеется заключить подобные договоры еще с десятком регионов. По данным газеты «Ведомости», имущество МУП "Пермводоканал" передано в аренду "Современному городу", за которую тот платить не будет, но обязуется за 49 лет инвестировать в развитие инфраструктуры $100 млн, из них $20 млн - в ближайшие пять лет. При этом ежегодные инвестиции в реконструкцию сетей должны быть не меньше амортизационных отчислений. Взамен компания будет получать плату за услуги, которые сейчас оказывает "Пермводоканал", а это тоже деньги немалые. К примеру, в этом году выручка предприятия, как ожидается, составит примерно 1 миллиард рублей. Плюсы такого сотрудничества, как пишет газета, очевидны - передача общественной собственности в частное управление - мировая тенденция. С одной стороны, в результате повышается качество обслуживания, а с другой – инфраструктура остается в городской собственности. В администрации города довольны, сбросили с себя вечную головную боль.
"Мы пошли по пути передачи системы водоснабжения и канализации в аренду частному инвестору не от хорошей жизни, - говорит мэр Перми Аркадий Каменев. - У нас нет денег, чтобы содержать это имущество – износ сетей составляет более 70%". При этом, как увтерждают специалисты, текущий уровень тарифов даже с учетом 30% -ных потерь в сетях покрывает затраты, но МУП не может собрать с потребителей эти средства. А вот руководитель этой частной компании Александр Волгин уверен - соберут, и говорит уже о других, почти наполеоновских планах стоимостью в сто миллионов долларов. Именно столько в ближайшие три года "Современный город" собирается инвестировать в подобные проекты в других регионах - в Тульской, Псковской, Оренбургской, Нижегородской и Ростовской областях, а также Красноярском крае.
В Воронеже местные власти дали "добро" на преобразование муниципальных ремонтно-эксплуатационных предприятий (МУРЭП) в предприятия частные. Имущество МУРЭПа передается в безвозмездную аренду ООО, а вот оборудование, которое закупается на вновь заработанные средства, становится уже частной собственностью. Преобразованы в частные предприятия примерно треть МУРЭПов. К новой организационно-правовой форме применяется упрощенная система налогообложения, в результате предприятия ЖКХ "среднестатистического" городского района, как подсчитали власти, только на одних налогах могут экономить до миллиона рублей в месяц, в масштабах города эта сумма увеличивается до 6 миллионов.
И таких примеров можно приводить много в силу того, что очень уж заинтересовался нынче бизнес, в том числе и крупный, жилищно – коммунальным хозяйством. Чего только стоит коммунальный проект Анатолия Чубайса под названием – «Российские коммунальные сети», который сейчас потихоньку внедряется то в одном, то в другом регионе – по всей России открываются дочерние компании РКС, которые по замыслу авторов проекта, должны получить контроль над объектами ЖКХ посредством покупки, получения в собственность за долги, аренды или доверительного управления. По сути РКС будет ориентирована на оказание всех коммунальных услуг - производство, передачу и сбыт тепло- и электроэнергии, водоснабжение и канализацию стоков, газоснабжение (газораспределение), ресурсосбережение, а также на оказание инжиниринговых услуг, энергетический аудит и консалтинг. Известно, что первоначально инвесторы аккумулируют $500 млн. - в основном это будут средства РАО "ЕЭС России", внесенные реструктурированной долгосрочной дебиторской задолженностью, а также привлеченные кредиты от Всемирного банка и ЕБРР. Прогнозируемый доход на вложенный капитал составит 5-7%.
А недавно удочку в эту сферу закинула «Альфа – групп», найдя, кстати, весьма оригинальный способ участия в реформе ЖКХ. С помощью Конгресса муниципальных образований, съезд которого на днях посетил президент, "Альфа" ведет переговоры с мэриями 15 городов. Как пишут те же Ведомости, градоначальникам предлагается делегировать одной из структур "Альфа-групп" выбор инвестора для городского ЖКХ.
Попытаемся понять, так чем же вызван интерес бизнеса к этой, казалось бы априори гиблой для всякого бизнеса, отрасли? Ответ прост и может показаться странным, – деньгами. И этому есть экономическое объяснение. Рынок жилищно-коммунальных услуг не мал — его доля в ВВП составляет 3—4%. В частности, объем рынка услуг водоснабжения, по грубой оценке, составляет 1,5-2 миллиарда долларов /при нынешних тарифах в среднем 15 центов за кубометр и потреблении 250 литров на человека в день/. Этот рынок обещает и неплохую рентабельность и обороты: на Западе частные компании, специализирующиеся на услугах по водоснабжению и канализации, работают с рентабельностью 10—20%, а их оборот исчисляется миллиардами долларов. Например, в 2002 году оборот крупнейших в мире операторов в сфере водоснабжения — Vivendi Water и Suez — составил 12,2 и 9 млрд долларов соответственно.
При всей запущенности в
данном секторе экономики в России вращаются крупные суммы - это и деньги, которые население платит за услуги ЖКХ (именно повышение тарифов на коммунальные услуги вызвало ажиотажный интерес к этой отрасли), и субсидии государства. По данным Госстроя, выручка одних только водоканалов составила в прошлом году 82 миллиарда рублей. Правда,одновременно с этим в первом полугодии ЖКХ оказалась единственной отраслью экономики, показавшей убыток. Но это ничуть не смущает российские финансово-промышленные группы - сегодня многие из них создают или только собираются создавать компании по управлению коммунальными активами. Первопроходцы в ЖКХ, как в геологии, сначала разведывают, копают, смотрят, а потом, когда, глаядишь, заструится фонтан прибыли,и качать начнут.
И, с одной стороны, меня, как потребителя коммунальных услуг, это не может не радовать – может, с приходом частного капитала в ЖКХ, у нас в квартире наконец – то перестанут отключать холодную воду - очень уж неприятно умываться из кружки минералкой, и, может быть, хоть одну зиму нам удастся прожить без обогревателя….
С другой стороны, очень хочется, чтобы среди желающих попробовать себя в ЖКХ были не только сверхмонополии, типа РАО ЕЭС, но и многопрофильные предприятия малого бизнеса, иначе конкуренции в коммунальном хозяйстве не создать. А без нее, как известно, жить нам со старыми гниющими трубами, еле теплыми батареями, грязными лифтами и пьяными слесарями еще целую вечность. И важно, чтобы уже сегодня, на первоначальном этапе знакомства бизнеса с коммунальным хозяйством, государство в лице тех же муниципальных властей разработало механизмы передачи коммунального хозяйства в управление частникам. Грамотные механизмы и с юридической, и с экономической точек зрения. И в то же время, чтобы сами клиенты, то есть, мы с вами, научились вовремя за коммунальные услуги платить, и, что не менее важное, требовать от своей частной компании оказания этих услуг по высшему классу.Вот тогда и я, и мои соседи поверят, что реформа жилищно – коммунального хозяйства успешно продвигается.