Коротчаево-Новый Уренгой и далее на север
Ямал стал одним из немногих регионов России, где необыкновенно динамично развивается железнодорожная отрасль. Судите сами.
В апреле этого года в Новом Уренгое прошла по инициативае уральского полпреда Петра Латышева коллегия МПС, на которой было принято решение восстанавливать старые и строить новые ветки путей, ведущие на север, к полярному кругу и за него, а уже в середине сентября Ямал празднует сразу три значимых железнодорожных события. Во-первых, полностью восстановлено сообщение Коротчаево - Новый Уренгой, во-вторых, сдан новый современный вокзал в Коротчаево, в-третьих, отправлен в свое первое путешествие фирменный поезд «Ямал» сообщением Новый Уренгой – Москва.
Железная дорога до Нового Уренгоя вообще-то была и раньше. Еще отец всех времен и народов товарищ Сталин, поняв значение севера для будущего страны, сразу после отечественной войны велел начать строительство Трансполярной магистрали - Салехард - Игарка, которое продолжалось вплоть до его смерти в 1953 году. Кстати, местные старожилы участок Салехард - Надым и сегодня называют не иначе как 501-я стройкой. Строили тогда, конечно, заключенные, а перестали строить, потому как умер идейный и властный вдохновитель проекта.
Затем ее опять слегка оживили и до начала 90-х медленно, но верно потихоньку строили и развивали. По ней даже двигались грузовые поезда, позволяли пускать до Нового Уренгоя и пассажирские составы. Но экономическая нестабильность привела к тому, что на поддержание ветки в нормальном состоянии средств перестало хватать, и пассажирское сообщение до 100-тысячного города газовиков (одного из самых крупных и значимых на Ямале) в 1996 году из соображений безопасности было остановлено. 80-километровый отрезок был признан условно пригодным лишь для движения грузовых поездов.
Насколько важна для жителей крайнего севера устойчивая пассажирская связь с «большой землей» едва ли стоит долго объяснять. Достаточно напомнить лишь об одном из пунктов - о необходимости ежегодно летом отправлять на отдых на юг десятки тысяч детей, живущих в условиях вечной мерзлоты. Поэтому восстановление устойчивого железнодорожного сообщения в Новом Уренгое отмечали как настоящий праздник, с салютом, фейерверками и запуском в небо сотен воздушных шаров. Министр путей сообщения Геннадий Фадеев, присутствовавший на церемонии открытия железнодорожных объектов, заявил, что теперь для жителей города наконец-то в полной мере восстановлено конституционное право на общественный транспорт.
Но в окончательный восторг присутствующих привел осмотр фирменного поезда «Ямал». Теперь по российским железным дорогам будет курсировать поезд у которого в каждом купе (по крайней мере в спальных вагонах) на стене висит плазменный телевизор, имеются душевые кабины, а для наиболее деловых или желающих порезвиться есть компьютеризированные купе с доступом в интернет и многочисленными игровыми «примочками» вроде джойстиков и рулей с педалями. Неизгладимое впечатление на высокую комиссию произвел и вагон-ресторан, оформленный и оснащенный по высшему разряду, губернатор ЯНАО Юрий Неелов даже посетовал, что ему не хочется оттуда уходить.
О серьезном, а точнее о деньгах, в праздничном пылу говорилось немного. Очевидно, что каждый из трех проектов обошелся в сотни миллионов рублей, еще несколько сотен (Геннадий Фадеев назвал цифру 400 млн.) потребуется для того, чтобы довести участок между Коротчаево и Новым Уренгоем до состояния близкого к идеальному – построить разъезды, усовершенствовать автоматизацию и т.п. И это еще далеко не все: в течение ближайших года-двух нужно будет освоить денег не меньше – около 2 млрд. рублей. Это для железнодорожников уже станет покорением совершенно новых пространств. Предполагается дотянуть дорогу до Лабытнангов и построить там новый вокзал. По этому поводу в торжественной обстановке руководитель МПС и губернатор Ямала даже подписали соглашение о сотрудничестве.
Пока это сотрудничество лишь двух, а если быть точнее, то трех (напрямую инициатором процесса стал уральский полпред Петр Латышев) участников. И хотя оно дало первые и весьма радостные для сторон плоды, все это лишь одна из самых незначительных частей гигантского проекта по движению за полярный круг. Жизнь вынуждает, и об этом говорилось еще в апреле, двигаться в арктическую зону.
Там уже разведаны десятки крупных месторождений нефти и газа, однако разработка их тормозится отсутствием транспортной инфраструктуры. Правда, здесь рельсы придется прокладывать уже не через десятки, а через сотни километров тундры, а потому вопрос финансирования встает ребром. Если относительно небольшие проекты, типа новоуренгойского, еще удавалось финансировать из бюджетных денег МПС и Ямала, то освоение Арктики требует иных вложений, речь идет о миллиардах, но уже не рублей, а долларов. Такими средствами располагают лишь крупнейшие компании по добыче углеводородного сырья. Учитывая, что именно в их коммерческих интересах двигаться дальше на север, то и вкладывать основную часть инвестиций должны они.
Государственные структуры уже сделали все, что в их силах – специально под этот проект зарегистрировали «Ямальскую железнодорожную компанию», в учредителях которой пока опять же лишь МПС и администрация округа, и продемонстрировали первый и очень удачный пример того, как быстро и эффективно можно работать ради достижения конкретного результата. Следующий ход за сырьевиками. Пока они не очень торопятся. Хотя еще на апрельском совещании назывались наиболее вероятные кандидаты – «Газпром» и «Лукойл», ни тот, ни другой, ни кто- либо еще о своем участии в проекте публично и однозначно не заявлял.
Правда, министр путей сообщения, вскользь упомянул о том, что его встреча с топ-менеджерами «Газпрома» по этому вопросу произойдет в ближайших числах сентября. А Юрий Неелов озвучил уже и то, что в «Ямальской железнодорожной компании» «Газпром» при желании и убедительных объемах финансирования может получить и контрольный (51%) пакет акций, осталось дождаться результатов первых предметных переговоров.
Хотя потребность в финансировании арктических железнодорожных проектов велика, остальным российским нефтегазовым гигантам аналогичное предложение едва ли будет сделано. «Газпром», как ни крути, все же подконтрольная государству компания, а к идее появления частных железных дорог в МПС, видимо, никак не могут привыкнуть. Возможно, имеют место и соображения по поводу стратегической безопасности, учитывая, что наметилась тенденция по слиянию отечественных сырьевых компаний с фирмами из государств вероятного противника.
PS. Прямо в день выхода этой статьи в свет по центральным информагентствам прошли сообщения о том, что на днях премьер Михаил Касьянов, скорее всего, подпишет постановление о назначении президентом ОАО "Российские железные дороги" министра путей сообщения Геннадия Фадеева.
Кстати, создание Ямальской железнодорожной компании своего рода прецедент. Это первая попытка с царских времен орагнизовать железную дорогу с участием частного капитала.
Создатели «Ямальской железнодорожной компании» заявляют, что двери для переговоров и инвестицийоткрыты всем. Ведь кто раньше успеет попасть на север и застолбить за собой наибольшее количество месторождений, тот и будет качать нефть и газ дольше остальных.
Коротчаево-Новый Уренгой-Салехард-Екатеринбург