Владимир Ковальчук: Вахтовый метод необходим сейчас для обустройства только новых месторождений
Крупные совместные проекты, инвестиционные возможности, иностранное партнерство... Мы часто слышим эти словосочетания и в принципе понимаем, о чем идет речь. О чем-то важном, большом, наверное, правильном, но так от каждого из нас далеком. Накануне в Екатеринбурге побывал с рабочими целями целый десант французских бизнесменов и политиков. Цель, если коротко, такова: ознакомиться на месте с тем уральским экономическим потенциалом, который заинтересовал и который надо бы использовать себе /французам/ во благо. Внимание, как всегда по отношению к иногостям высокого ранга со стороны урала было оказано серьезное. С французским послом уральский полпред Президента Петр Латышев не только встречался, беседовал, но и дал совместную пресс-конференцию, которую отразили в своем медиа -пространстве местные СМИ. Нам же показалось интересным представить своим читателям интервью с представителем УрФОшной "глубинки", которая, оказывается, всерьез и плотно сотрудничает с иностранными партнерами. Мэр Надыма и Надымского района, расположенного на Ямале Владимир Ковальчук рассказал об этом и не только в интервью телекомпании "Ермак", печатную версию его мы вам и представляем.
Вопрос: Вы принимали участие в совместном заседание Совета по иностранным инвестициям при полпреде и французской делегации МЕДЕФ, которое прошло накануне в Екатеринбурге. Значит, у Надымского района есть интерес к французским инвестициям?
Владимир Ковальчук: Интерес взаимный. У нас давно осуществляются проекты с французами. Уже более 4-х лет российская инновационная компания "РИТЭК" обустраивает за счет французских инвесторов несколько нефтяных месторождений. Французские банки выделили кредит в 90 млн. долларов. И в результате эта компания буквально с нуля наращивает объемы добычи нефти. В этом году будет уже миллион тонн.
Вопрос: Кроме Франции, кто еще из иностранных государств инвестирует свои средства в развитие Надымского района?
Владимир Ковальчук: Наша территория капиталлоемка. На нашей территории добывается 40% российского газа. У нас работают в основном дочерние компании Газпрома, такие как "Ямбурггаздобыча", "Уренгойзгазпром", "Надымгазпром", есть еще независимые производители газа Кроме этого, добывает нефть "Сибнефть". То есть капиталлоемкость очень высокая. Так сложилось, что это в первую очередь - естественная монополия. Монополист и привлекает инвестиций. Чем отличаются инвестиции естественных монополий от тех, о которых мы говорили раньше, например, РИТЭКа или "Нордгаза"? Эти деньги привлечены благодаря стабильному инвестиционному климату, благодаря стабильной обстановке, которая привлекает инвесторов. То есть срабатывает не только название, такие как Газпром и "Сибнефть", но и другие факторы. Согласитесь, как говорят в Одессе, это две большие разницы.
Вопрос: В апреле на Ямале состоялось выездное заседание Госсовета под председательством Владимира Путина. И некоторые его участники выступили за то, чтобы осваивать российский север вахтовым методом. Вы - за или против?
Владимир Ковальчук: Те люди, которые берутся судить о предмете этого вопроса, как правило, с ним не знакомы. Появляются разного рода мифы: дескать, зачем понастроили северные города. Мы знаем, откуда ветер дует. В свое время эта идея подавалась правительством Гайдара. В то время исходили из определенных политических соображений, что север не нужен. Нам долго пришлось бороться с этой идеологией. Время показало, что эта идеология не состоятельна. И само существование таких городов как Надым, Сургут, Новый Уренгой показало, что эта идеология обманчива. Если говорить о вахтовом методе, то тут нужно исходить из экономической целесообразности. Есть территории, где избыток рабочей силы, например, в Курганской области. Логично привлекать таких вахтовиков? Да.
Мы считаем, что вахтовый метод необходим сейчас для обустройства только новых месторождений. А те месторождения, которым 5-10 лет целесообразнее разрабатывать комбинированным методом, разделив трудовые ресурсы на три составляющие. Треть - трудовые ресурсы, которые имеются в самом городе или районе, треть - внутрирегиональная вахта, например, из той же Курганской области. У нас сегодня в нашем муниципальном предприятии автотранспорта работают механизаторы из Кургана, то есть они трудятся уже и в бюджетной сфере. И оставшаяся часть – это так называемая "длинная вахта", например, из Краснодарского края, Ставропольского, где переизбыток рабочей силы, и ее сбалансированность внутри страны очень важна.
Говорить, как раньше, дескать необходимо отказаться от базовых городов, мы будем ввозить людей из других регионов, государств… Это не оправдало себя. "Длинная вахта" досконально не изучена с медицинской точки зрения, там слабая правовая база. Представляете, человек из Краснодара приезжает в Заполярье, например, в Ямбург. Что происходит? Ломка организма. Месяц он пожил, потом его обратно перевозят в Краснодарский край. Из минусовой температуры в плюсовую. Его организм никак не может адаптироваться: люди сильно болеют.
С точки зрения экономики. Это большие затраты. Необходимо разумное сочетание внутрирегиональной, межрегиональной миграции и трудовых ресурсов, расположенных непосредственно в районе.
Вопрос: А много вахтовиков остается в Надымском районе на постоянное место жительство?
Владимир Ковальчук: Мы жестко контролируем миграционные потоки. Нам удалось сбалансировать наличие трудовых ресурсов и наличие трудовых мест. В результате безработица у нас всего 1,5% - это самый низкий уровень по России. Мы не очень приветствуем процесс, когда вахтовики остаются.
Вопрос: Насколько я знаю, в вашем районе, как, впрочем, и на Ямале вообще - никогда не бывает отключений коммунальных услуг. Для жителей того же Екатеринбурга это почти экзотика. Буквально недавно у нас несколько многоэтажек неделю жили без всякой воды. Как удается бесперебойно обеспечивать район и горячей водой и отоплением?
Владимир Ковальчук: : Мы давно весь город содержим на своем балансе. Еще в 91 году приняли от газовиков весь жилфонд. Затраты бюджета на его содержание колоссальны. Нам удается уже в течение 13 лет избегать крупных аварий. Но прорывы теплотрасс, конечно, бывают. И линии электропередач рвутся. Знаете, в чем проблема? Сейчас коммунальное хозяйство принадлежит многим-многим. Энергетика одним, газовое хозяйство другим, транспортировка третьим. Всех их подставить под одну задачу очень сложно. Зачастую хозяева электрического или газового хозяйства находятся не в Надыме. Они могут находиться в Тюмени, Москве или вообще "за бугром". Мы часто сталкиваемся с фирмами, которые не выполняют свои обязательства. Вынуждены разрывать с ними соглашения. А нам-то нужно обеспечивать город. В последнее время мы прибегаем к помощи судебной власти в интересах людей. Либо это предприятие работает, либо его надо убирать с этого поля.
Вопрос: В Надымском районе зарегистрирована компания "Надымгазпром". Какие у вас отношения сложились с газовиками и помогают ли они поддерживать жизнеобеспечение города?
Владимир Ковальчук: Мы уже много лет сотрудничаем со многими газодобывающими предприятиями. У нас есть соглашения о социальном партнерства с "Надымгазпромом", нашим градообразующим предприятие. Надо отметить, что "Надымгазпром" обеспечивает город стабильно и холодной водой и отоплением.
Вопрос: Для любого северного города актуальна проблема переселения из ветхого и фенольного жилья. Как она решается в Надымском районе?
Владимир Ковальчук: У нас не так много осталось ветхого и фенольного жилья в городе. В основном, оно расположено в поселках, таких как Пангоды. Знаете, что интересно. Ведь большинство этого жилья – федеральное, оно не муниципальное. А федеральный фонд имущества минимизирует затраты: вот мы вам в бюджет заложили 20 копеек, а мы говорим - нам этих 20 копеек мало. Я условно называю эти цифры. Потребность в эксплуатации этого жилья в 10 раз больше. А, если говорить о переселении, так это все на плечах муниципалитетов. Федеральная программа заработала лишь в последние годы, но там много сложностей и в финансовом плане, и в юридическом. Люди не очень охотно принимают участие в этой программе. Все в принципе ложиться на плечи муниципальных властей.
Вопрос: Сейчас активно идет реализация муниципальной реформы. Она уже коснулась Надымского района?
Владимир Ковальчук: Да, мы готовимся к этому. У нас создана рабочая группа, расписан план мероприятий. Вопрос вот в чем. Надо ли подвергать реформированию регион, который является локомотивом всей российской экономики? Проводя реформу подобного характера, я позволю себе порассуждать как кандидат экономических наук, невольно выходишь на следующие выводы. Зачастую реформаторы пытаются выработать единый алгоритм реформирования для разных территорий. Возьмем глухой район в Эвенкийском автономном округе, где живет несколько тысяч человек. И взять наш район Надымский, который только валовый продукт создает на 30 млрд рублей, а населения сегодня около 100 тысяч. Подвергать всех единому алгоритму реформирования преждевременно. Мы пошли из тех соображений, чтобы не навредить человеку, который проживает здесь, на территории, не навредить экономике, чтобы не поломать то, что мы строили несколько лет. Сейчас говорят: давайте создадим побольше муниципалитетов. Идея хорошая - чтобы власть была ближе к народу. Но, когда мы начнем детально рассматривать, выясняется, что чиновничий аппарат увеличивается, его содержание тоже. А в некоторых регионах налогооблагаемая база вообще отсутствует. Так зачем водить рака за камень, вводить население в заблуждении и говорить: мы дадим вам игрушку, вы сами будете муниципалитетом, вы изберете себе депутатов и сами решите, куда тратить свои 15 копеек. А там нужно не 15 копеек а несколько миллионов.
Вопрос: Насколько последние налоговые изменения, связанные с тем, что 100% отчислений по недрам /на газ/ теперь уходит в федеральный бюджет, сказались на формировании бюджета Надыма и Надымского района?
Владимир Ковальчук: Владимир Владимирович Путин поставил задачу - удвоить ВВП. Эта задача поставлена своевременно. Нужен прорыв вперед, иначе мы отстанем от всех. Чтобы эта задача решалась динамично, нужно чтобы в этом участвовало и население, гражданин понимал эту задачу. А как привлечь народ? Здесь муниципалитеты могут сыграть большую роль. И тут возникают парадоксы. С одной стороны, региональные власти должны участвовать в решение этой задачи и в то же время некоторые инициативы федералов, как бы говорят: вы, муниципалы отойдите от этой темы, мы сами разберемся.
Вот, к примеру. Приходит на месторождение какая-то компания, начинает обустраивать это месторождение с нарушением законодательства. Согласитесь, не всегда надзорные органы способны своевременно среагировать на проблему. Бывает так, что компания бросает разрабатывать месторождение, а ущерб экологии уже нанесен, а там же живут люди. Они нам задают вопрос, так как хозяевам месторождения его не задашь, они вообще не общаются с народом. Люди приходят к муниципалам и спрашивают: уважаемые власти, как вы такое допускаете? И тут парадокс. Рычагов воздействия у нас минимум. Конечно, из-за перераспределения доходов в федеральный бюджет образовалась существенная брешь, но мы ее закрыли в том числе, благодаря тому, что активно сотрудничаем с налогоплательщиками.
Вопрос: В последнее время много говорят о разработке низконапорного газа, но мало кто в этом разбирается. Расскажите подробнее.
Владимир Ковальчук: Есть месторождение. Оно дает много газа и нефти, но это первые 15-20 лет. Потом наступает стадия, так называемой, падающей добычи, то есть давление нефти и газа внутри пласта падает. Соответственно со скважины идет меньше продукции. Раньше какой исповедовался принцип? Все самое вкусное сняли и пошли дальше - Россия велика, месторождений много. Но это расточительный путь. Мы обратили внимание на то, что внизу остается до 20-30% неиспользованной нефти и газа. Для того, чтобы их взять, нужна новая технология, новая правовая база, необходимо пересмотреть тарифы. Со старыми подходами к новому месторождению можно подходить, но к добыче низконапорного газа нужны новые подходы. А запасы колоссальны. Выгоднее сегодня добывать низконапорный газ и низконапорную нефть, нежели идти далеко на север, в арктическую зону, идти на прибрежный шельф. На действующих месторождениях уже существует инфраструктура: есть дороги, есть электричество. И из-за этого получается дешевле.
Вопрос: Одна из наиболее характерных, и в то же время непростых проблем северных территорий – обеспечение нормального существования для коренных жителей севера. Насколько комфортно ненцы чувствуют себя в Надымском районе?
Владимир Ковальчук: Коренного населения в нашем районе 3 тысяч человек. Они в основном проживают в поселках. Мы каждый год проводим День оленевода. В город приезжает огромное количество оленьих упряжек, ненцы ставят свои чумы. Для них это колоссальный праздник. Но помимо праздника есть реальная жизнь. А жизнь сложная. Сами посудите: водички горячей нет, дров никто им не заготовит. Это постоянное единоборство с природой. Мы очень много им помогаем. У нас есть целая программа по работе с коренным населением. Дети учатся в школах-интернатах. Кстати, в последнее годы мы не заставляем детей коренных народов учиться, в советское время принуждали. Сейчас семья сама решает. В интернатах дети из одной семьи живут вместе в одной комнате. У нас есть "летающий госпиталь" на базе вертолета МИ-8, он единственный в УрФО. Этот госпиталь регулярно вылетает в тундру. Мы помогаем в вакцинации оленей. Много чего делаем...
Редакция благодарит ТК "Ермак" за предоставленные материалы