Крещение Господне: Христианский праздник, православная традиция
Русская православная церковь сейчас вновь в ореоле славы. По всему миру возрождаются ее приходы, череда “заблудших душ” вновь потянулась в Храмы, по праздникам. Президент как-то невзначай сообщил, что он – человек верующий, причем православный христианин. Его примеру, как всегда, срочно последовали высокие чиновники /в частности, и некоторые уральские губернаторы/. Первые лица государства с покаянием в глазах и свечей в руке – такое показывают только на Рождество и Пасху по телевизору. Быть православным в России теперь модно. Уж, если кто и не верит, то к христианам себя точно причисляет. Самодержавие, православие, народность – идея возрождается?
Согласно последней переписи населения, подавляющее большинства россиян - православные. Согласно соцопросам, большинство из них с канонами церкви знакомы мало, из праздников вспомнили Рождество, Пасху, кто-то Троицу или Крещение. Что же во время них делать – знают еще меньше.
19 января Иисус Христос принял крещение в водах Иордана. Отсюда праздник и берет свое название – Крещение. На Руси его еще называли Богоявлением, Водокрестом. Ни один праздничный царский выход не был столь торжественным и грандиозным, как в этот день. Государь являлся к народу в полном блеске своего величия. По словам иностранцев, стечение народа в этот день на Москве–реке было необыкновенным – до трех, четырех тысяч. Торжество этого дня было велико и значимо для русского народа. Вода в Богоявление становилась чудодейственной: с ее помощью лечили любую хворь, она не портилась в течение всего года. В почете был и снег, в деревнях его собирали со стогов и хранили до следующего Водокреста.
Целый день государь слушал молитвы, перед литургией выходил в Успенский собор для освящения воды. Только одно место оставалось свободным: от Успенского собора до Москвы-реки, где находилась иордань /прорубь по-нашему/, строй стрельцов двумя линиями отгораживал дорогу для крестного хода. На Тайницкой башне становился капитан. Он давал войску знак бить в барабаны, “делать четь празднеству”.
Возле иордани для царя и патриарха сооружали особые места. Для государя – небольшой круглый храм с позолоченными крестами. Столбы его украшала резьба, росписи и вазы. От народа иордань отгораживали решетки и баллюстрады, покрытые красным сукном. По берегам реки теснился простой люд.
Освящали воду так: сначала духовные власти и соборяне подходили к государю и патриарху, по двое в ряд, и кланялись. Патриарх раздавал всем свечи, начиная с государя. В то же время он погружал в воду животворящий крест. Первыми к Святой воде подходили знаменщики, они окропляли знамена своих полков. Серебряным ведром патриарх черпал воду из Иордани, отдавал ее ключарю и наполнял стопу государя. Этой водой окропляли все комнаты и иконы дворца. После завершения обряда крестный ход возвращался обратно.
Обряд освящения воды в народе был широко распространен. Его еще называли “Иорданью”, “Ерданью”. Замерзшие русские реки символизировали иордань. Лед в виде креста на них начинали вырубать с утра. Затем приходил притч, читал церковные тексты и опускал в воду восьмиконечный православный крест. И вода приобретала очищающую /и душу, и тело/ силу. По - поверию, на Крещение в воде ней нельзя простыть, поэтому православные окунались в прорубь даже в самый лютый мороз. Первыми были те, кто много грешил во время святок, особенно ряженые. Церковь их особо сурово осуждала. Однако “ряженые” были людьми молодыми и здоровыми, хуже обстояло дело с больными, которых тоже приводили окунуться в студеную Иордань.
Огромную силу в Крещение имел Крест. Вернувшись в этот день из церкви, кто-нибудь из домочадцев рисовал на всех дверях, начиная с ворот, кресты. В ранге почета значилась и свеча. Во время вечерни женщины ставили ее к сосуду с освященной водой, а затем забирали домой и бережно хранили. Доставали только тогда, когда наступало время родов. А пчеловоды ставили к сосуду сразу три свечи, причем так, чтобы в воду попало как можно больше воска. Затем окропляли летки ульев.
Сразу после Крещения начинались так называемые “свадебные недели”. Поэтому в некоторых губерниях на Богоявление устраивались своеобразные смотрины. Например, в Кадниковском уезде девушки со всей округи на Крещение съезжались в одну из деревень. На каждой был наряд из нескольких рубашек. На нижнюю, украшенную двумя красными полосками, надевались еще четыре или пять разукрашенных рубах, затем – сарафан и три-четыре передника. Сверху – овчиная шубка, опушенная мехом. После Иордани девушки выстраивались возле церковной ограды, а одна из женщин /выбранная несколькими женихами/ раздвигала им подолы шубок /до красных полосок/ и показывала расшивные передники, рубахи. Так женихи судили об умении невест ткать и шить.
Ночь на Крещение – последняя возможность незамужним девицам узнать свою судьбу. И тот не русский, кто в это время не кидал валенок через ворота, не высматривал суженного в зеркале и не плавил воск. В зауральских деревнях девушки кружились в избе с петухом и курицей, затем опускали их на пол пред тремя горстками зерна. Какую из них птица выберет – такова и жизнь будет, большую – богатой, среднюю – средней, маленькую – бедной.
Гадания, колядование православной церковью страх как не приветствовались. Поэтому молодые устраивали свои посиделки в “арендованных” у одиноких хозяев избах. А потом дружно отрабатывали гостеприимство на хозработах.
В праздник Крещения русские крестьяне Среднего Урала добавили немало язычества. Накануне праздника они пекли обрядовое печенье в виде животных и называли их кузульки. Ими угощали всех гостей.
К 19 января 2004 году Крещение растеряло всю свою былую экзотику и традиции. Забегут православные в Храмы, купят святой водицы – и обратно, в теплые квартиры.
Зато в 2004 праздник Крещения отмечают в Китае. Мода – штука глобальная...