Кто и зачем добавляет "проблемному" Зауралью проблем
Курганская область, так уж сложилось исторически, область аграрная. На ее территории нет таких мощных промышленных производств, как в соседних Челябинской и Свердловской, да и газонефтяными залежами, такими как у Ямала и Югры, она похвастаться тоже не может. Поэтому волей-неволей ей приходится довольствоваться ролью этакого "огорода" для всего остального УрФОшного хозяйства. И, как на любом обычном огороде, проблем и забот у курганцев хоть отбавляй: земля – она ведь постоянного ухода требует, поэтому, чтобы получить отдачу в виде урожая, надо очень много с ней повозиться, вложить в нее и силы, и средства немалые. А средств этих самых зачастую катастрофически не хватает. В этой проблеме курганцы не одиноки, она общая для откровенно депрессивного состояния всего сельского хозяйства России. Тем не менее, курганцы работают, готовятся к грядущей посевной, благо синоптики уже пообещали, что предстоящее лето будет жарким и влажным – то есть урожайным.
К тому же, нынешнее лето в Курганской области обещает быть жарким не только в погодном плане: предстоящие под зиму выборы губернатора области уже вызывают пристальный и, чего греха таить, не всегда здоровый интерес самых различных политических /и не только/ кругов из соседних, более обеспеченных, регионов. Поэтому для губернатора Олега Богомолова вопросы посевной и сбора урожая становятся не только экономическими, но и политическими – хорошие показатели сельскохозяйственной индустрии области дадут ему весомый козырь перед зауральцами в борьбе за новый губернаторский срок. Но в сегодняшних политических играх аргументы реальных действий иногда имеют меньший вес, чем политические подковерные интриги, и результаты взаправдашней работы могут померкнуть перед разбрасываемыми с высоких трибун популистскими лозунгами. Лозунги и призывы на сей раз курганскому губернатору подбрасывают с земель соседних.
Так, накануне в некоторых региональных электронных СМИ, сориентированных в сторону "главного уральского дедушки" Эдуарда Росселя, как из рога изобилия посыпалась информация о делах курганских. То о том, что якобы за недостаточно хорошие показатели при голосовании на президентских выборах, по мнению некоторых анонимных "аналитиков", губернатора Богомолова, возможно, ждут загадочные "неприятности". То о спешно переехавших с земли курганской на среднеуральскую семьях, которые теперь страшно довольны своей судьбой. /На полях, кстати, заметим, что с президентскими выборами в Зауралье все как раз в порядке: явка более 60%, за президента Путина более 67%/.
Причины подобных провокационных /или информационных – кому как больше нравится/ "вбросов", которые, кстати, повторяются этими же самыми СМИ с завидной регулярностью, понятны: их дело из-за угла крикнуть и спрятаться, подглядывая, как на выкрик будет реагировать застигнутый врасплох руководитель – оправдываться начнет, в ответ что-нибудь гневное говорить, или сделает вид, что не расслышал.
"Новая тенденция наметилась в Курганской области. Жители Зауралья – самой экономически отсталой территории в структуре УрФО, бегут от бедности и низких зарплат в Свердловскую область. И, если раньше случаи переселения курганцев были единичными, то с недавнего времени это явление стало массовым. Последний такой случай был зафиксирован в прошлом месяце – в феврале сменить прописку с курганской на свердловскую захотели сразу 14 семей из Шадринского района. Теперь переселенцы проживают в поселке Комсомольский Талицкого района.Новое место жительства курганцам очень нравится. Они обосновались в пустующих квартирах поселка Комсомольский и теперь надеются наконец-то наладить свою жизнь",- сообщает всем заинтересованным "Новый регион".
Слезы умиления наворачиваются на глаза после прочтения. Действительно, какая вольготная жизнь ждет бедных переселенцев на новом месте в пустующих квартирах! И почему, скажите, никто не задается вопросом, почему пустуют квартиры в расчудесно-прекрасной глубинке Свердловской области? Ведь очевидно, что пустуют квартиры только потому, что их просто-напросто бросили, так и не сумев продать, их бывшие собственники, подавшись в поисках лучшей доли в другие города и веси. И почему бросили, тоже понятно – работы в малых городах и поселках Свердловской области нет, предприятия стоят, ЖКХ разрушается или уже разрушилось. Деревни вокруг живут по большей части натуральным хозяйством, молодежь уезжает в города. То-то обрели мыкающиеся курганцы землю обетованную – живи и радуйся! Ни тебе работы, ни социальных гарантий. Благодать.
Далее заинтересованные судьбой бедных курганцев свердловские СМИ пишут: "Между тем, переезд – это только один из способов улучшить жизнь курганцев. Второй, менее затратный для кошельков обывателей, предложил в прошлом году губернатор Свердловской области Эдуард Россель. Он хочет инициировать процесс по слиянию Свердловской, Курганской и Челябинской областей. Таким образом можно будет не только улучшить экономическую эффективность Среднего и Южного Урала, но и помочь выйти из депрессии Кургану. Более сильные Свердловская и Челябинская область могли бы поспособствовать восстановлению промышленности Зауралья, на развитие которой нынешние власти области практически не обращают никакого внимания. Курган же может дать взамен дешевую сельхозпродукцию. Кроме того, объединившись в одно целое, области смогут получить под новый проект солидную денежную помощь Кремля".
Вот этот тезис как раз и является главным, тем самым, ради чего и затевался весь сыр-бор. Попробуем обсудить его по пунктам.
Во-первых, совершенно непонятно, как Челябинская и Свердловская область смогут "поспособствовать" улучшению жизни курганцев и восстановлению промышленности Зауралья. Как будто, мало в той же Свердловской области депрессивных городов и территорий /Кушва, Тавда, Ирбит, Красноуфимск – список можно продолжать простым перечислением по карте/, и что, сильно способствует губернатор Свердловской области улучшению жизни их жителей? И не лучше ли заниматься курганцам модернизацией своего хозяйства самим с реальной помощью, раз уж так заботят дела зауральские, тех же соседей?
Во-вторых, с чего, собственно, ради курганские производители зерна вдруг будут отдавать его задешево? Как известно, вот уже лет десять-пятнадцать как Россия живет /или пытается жить/ в рыночных условиях. Соответственно, производитель вправе продавать зерно тому покупателю и по такой цене, как сочтет для себя выгодным. И что же мешает уже сейчас договариваться с зауральцами о выгодных контрактах?
В-третьих: с каких это вдруг радостей федеральный центр будет выделять мифические десятки миллиардов для таких мощных экономически, но уже объединенных территорий? И логика здесь проста: раз уж решили "способствовать" – способствуйте. Назвался груздем…
В- четвертых: а что от этого, кроме "головняков" будут иметь свердловчане и челябинцы? На этот вопрос, выносимый почему-то свердловчанами за скобки, ответ как раз есть. И он такой – ничего.
Кстати, немедленная и резкая реакция губернатора Челябинской области Сумина и губернатора Курганской области Богомолова на реанимацию в новых условиях "идеи" Росселя об Уральской республике показывает, что коллеги Росселя отлично понимают- речь идет прежде всего не об экономической целесообразности, а о политической. Петр Сумин довольно прозрачно дал понять, что на динамично развивающуюся Челябинскую область посягать не следует. Темпы роста челябинской промышленности во многом превосходят свердловские, да и с социальными программами у южноуральцев дела обстоят не в пример лучше северных соседей.
Олег Богомолов отреагировал в том смысле, что нечего заниматься несвоевременными прожектами, когда и так дел по горло. Возвращаясь к сравнению Курганской области с "уральским огородом", представим, что на грядках ковыряется человек, сорняки пропалывает, картошку окучивает. И в это время его соседушка через забор начинает давать ценные указания: как землю тяпать, как лейку держать и заканчивает эти речи призывом к объединению участков. Что бы вы сделали на месте огородника?
К слову, о желании "поспособствовать". Все последнее десятилетие у Росселя было куча времени, чтобы помочь в развитии депрессивных сельскохозяйственных территорий в Свердловской области и в Зауралье, если уж было такое намерение.
Красноуфимский район Свердловской области представляет собой этакую Курганскую область в миниатюре. Промышленности крайне мало, сплошное сельское хозяйство с зачатками пищепрома. Сегодня это – один из наиболее "глухих углов" области, где заброшенные деревни исчисляются десятками, где население стареет от года к году, а безработица и низкий уровень жизни стали притчей во языцех. И даром, что всем известный ОПС /общественно-политический союз Уралмаш или то, что под ним сегодня на среднем урале подразумевают/ давно и прочно наложил на эти территории "лапу". Сегодня, кстати, тот же ОПС подбирается и к Зауралью…
То, что уралмашевская группировка примеривается к Зауралью, давно уже не секрет. Одним из "пробных камней" стал любовно лелеемый скандал в маленьком курганском городке Катайск в феврале этого года. Тогда в пятнадцатитысячный городок высадился невиданный для этих мест "десант" политтехнологов и журналистов. Предмет работы - инициировать "обращение общественности" с просьбой перейти Катайску под юрисдикцию Свердловской области.
"Инициатива катайцев объединиться со свердловчанами, возникшая в результате неэффективного управления местной и областной администрации, является первым камнем той лавины, которая может смести нынешнее руководство области ", -сообщают близкие к свердловскому губернатору СМИ.
Само собой подразумевалось, что на место "сметенных" властей придут очистительные силы. В чьем лице догадаться не трудно.Кто за всем этим стоит очевидно. Только вот инициаторы этой затеи так и не смогли внятно объяснить, что от этого выиграют простые катайцы.
Итак, накануне выборов курганского губернатора в Свердловской области растет и процветает явно корыстный интерес к соседним делам. В принципе идея объединения регионов /кстати, Россель к ее рождению не имеет ровным счетом никакого отношения/ хороша сама по себе как вещь желательная, но на сегодня кое-где несвоевременная и трудновыполнимая. Однако, главное все же не в этом. Свердловский бомонд культивирует идею единения "проблемного" Зауралья с более "продвинутым" в экономическом смысле Средним Уралом исключительно в своих собственных целях. Нужна площадка, на которую сможет избраться политический долгожитель Эдуард Россель и дать наконец возможность "подрасти" местной застоявшейся элите. И ладно бы делалось это в интересах прежде всего курганского населения. Но пока получается лишь создание крайне нервозной для курганского губернатора обстановки при том, что у Богомолова и правда дел по горло и положительные сдвиги не особо впечатляют, а выборы уже на носу...
Курган - Екатеринбург