27 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUg6b
Услуги специалиста: http://remont.youdo.com/facing/ceiling/laminate/, подробное описание.
Юду: http://remont.youdo.com/st245573/, лучшие цены здесь.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Как извлечь большую пользу из малого бизнеса?

Накануне полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Петр Латышев провел окружное совещание "О реализации в Уральском федеральном округе государственной политики поддержки малого предпринимательства", в котором приняли участие заместитель полпреда Виктор Басаргин, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и правоохранительных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представители объединений и некоммерческих организаций малого предпринимательства.

Начиная совещание, Петр Латышев напомнил, то президент России назвал среди основных условий увеличения экономического потенциала страны кардинальное расширение возможностей для свободного предпринимательства, в том числе развитие малого и среднего бизнеса. Кроме того, 16 мая 2005 года в Челябинске прошло совещание по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа, на котором Президент Росси отметил: "Тревожит то, что в прошедшем году в УрФО произошло снижение динамики развития малого предпринимательства. Показатели здесь почти в два раза ниже, чем среднероссийские".

Но итоги первого полугодия 2005 года эту констатацию опровергли – на совещании были приведены цифры, внушающие определенную долю оптимизма. Так, например, количество малых предприятий в округе увеличилось по сравнению с прошлым годом на 9%, в два раза больше, чем по РФ в среднем (4%) и составило свыше 66 тысяч единиц, что больше, чем рост за весь 2004 год. Основной прирост получен за счет Тюменской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Количество занятых на предприятиях работников выросло на 7%, в среднем по России – на 3 %. Объемы производства продукции выросли на треть, при том, что по Российской Федерации данный показатель увеличился лишь на четверть.

Если от процентов перейти к конкретике, то и тогда картина вырисовывается достаточно оптимистичная. За первое полугодие 2005 года малыми предприятиями инвестировано в основной капитал более 3,5 млрд. рублей, что на 21 % больше, чем за I полугодие 2004 г. (по Российской Федерации объем инвестиций вырос на 16%). По объему инвестиций в основной капитал в расчете на одно малое предприятие Уральский федеральный округ уже третий год лидирует среди федеральных округов.

Такой рост показателей сложился благодаря тому, что в субъектах Российской Федерации сформирована нормативно-правовая база регулирования отношений в сфере малого предпринимательства, разработаны и действуют Программы развития и поддержки малого бизнеса. При этом, правда, полпред отметил, что административные барьеры и прочие трудности продолжают существовать. Более того, по словам Петра Латышева, некоторые муниципалитеты вместо того, чтобы помогать формировать конкурентную среду, сами нарушают законодательство и региональными управлениями ФАС с каждым годом возбуждается все больше дел против органов местного самоуправления.

В некоторых регионах – наоборот, выделяются значительные средства на реализацию мероприятий по поддержке малого предпринимательства. Начиная с 2002 года размер их увеличился более чем в 3 раза и составил по округу в 2004 году – 673 млн руб. 

В Свердловской области профинансированы мероприятия на сумму 49,6 млн руб. Из них 41 млн руб. направлен на финансово-кредитную поддержку субъектов малого предпринимательства, профинансированы мероприятия по дальнейшему развитию инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Дополнительно в 5 городах области созданы фонды поддержки, в городах Серове и Ивделе специализированные инфраструктурные организации в сфере лесопереработки.

В Челябинской области сумма меньше - 23 млн руб. Почти 9 млн руб. из этих средств направлены на  создание стартовых условий для развития женского и семейного предпринимательства, в том числе и для создания новых рабочих мест. В области наибольшее распространение получила сеть информационно-консультационных пунктов в муниципальных образованиях.

В нефтяной Тюменской области на подобные мероприятия правительство выделило 75,6 млн руб. Средства в сумме 47,2 млн руб. направлены на финансирование муниципальных программ поддержки, то есть непосредственно в территории, туда, где происходит становление новых перерабатывающих, транспортных, ремонтных предприятий, предприятий  сферы услуг, а также на развитие сети консультационных пунктов, бизнес–инкубаторов, муниципальных фондов и палат ремёсел. При этом при каждом филиале областного фонда поддержки в муниципальных образованиях организованы бизнес – инкубаторы.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре профинансированы мероприятия на рекордную сумму – 494,6 млн руб. Основная часть финансирования – 450 млн руб. направлены  на предоставление инвестиционных займов для субъектов малого предпринимательства, в отраслях экономики, приоритетных для округа, а также микрозаймов.
 
В Ямало-Ненецком автономном округе также на поддержку малого бизнеса направлено 30 млн руб. "Беднее" всех выглядит Курган – за весь год на малые предприятия было потрачено всего полмиллиона рублей. Все средства ушли на различные выставки и ярмарки.

В общем, можно сказать, что в округе высока предпринимательская активность. Ежегодно, на протяжении последних трех лет, регистрируются и ставятся на налоговый учет в среднем 50 тысяч индивидуальных предпринимателей, но, правда, при этом снимаются с учета около 40 тысяч. Это, по мнению Петра Латышева, свидетельствует о том, что часть граждан, решившихся на самостоятельную, осуществляемую на свой страх и риск деятельность,  не в силах преодолеть трудности, препятствующие ведению бизнеса, и прекращают его.

Перечень этих самых основных трудностей не изменился.
Во-первых, достаточно сложно получить земельные участки или свободные производственные площади: к настоящему времени субъектам малого предпринимательства предоставлено более 1 миллиона квадратных метров помещений, тогда как потребность в них составляет более 5 миллионов. Даже если предприниматель и находит помещение, то зачастую он просто не справляется с арендной платой, особенно если это – офисное помещение в центре города. Прибавьте к этому расходы на оргтехнику и практически полное отсутствие механизмов банковского кредитования начинающих предпринимателей – и станет понятно, почему подавляющее большинство начинающих бизнесменов вынуждены искать себе другую стезю.

В 2003 года в УрФО попытались сократить административные барьеры. Для этого была начата реализация программы "одно окно", когда все документы можно сдать и получить в одном месте. Экономия времени, сил и средств более, чем очевидная. В России наш округ был первым, но со временем лидерство было полностью утеряно. На сегодняшний день в округе число муниципальных образований, реализующих этот метод, составляет  менее 5%. Этот факт, кстати, вызвал особое недовольство полпреда.

Несмотря на все трудности, суммы поступлений налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации округа, уплачиваемых субъектами малого предпринимательства ежегодно растут. Но адекватное финансирование мероприятий, создающих условия для последующего, качественно нового уровня роста предпринимаются не везде. В отдельных субъектах Российской Федерации округа на финансирование поддержки малого предпринимательства выделяются суммы в 7-20 раз меньше поступлений от налогов малого бизнеса. А ведь как показывается практика, вложения возвращаются в гораздо большем объеме.

Не все субъекты Российской Федерации округа в 2005 году приняли участие в конкурсном отборе на предоставление субсидий из федерального бюджета на развитие инфраструктуры: бизнес-инкубаторов, потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, фондов поддержки малых предприятий в научно-технической сфере, а также поддержки экспортно-ориентированных малых предприятий. Победителями первой очереди конкурса на получение субсидий для создания бизнес – инкубаторов стали только Тюменская область на сумму 15 млн руб. и Свердловская область на сумму 9 млн руб.

Вообще же, инфраструктура, формируемая органами власти субъектов Российской Федерации, округа и органами местного самоуправления, не достигла полного охвата необходимыми элементами (бизнес – инкубаторы, технопарки, лизинговые центры). Не в полной мере используются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Свердловской, Челябинской, Тюменской областей потенциал развитой сети общественных организаций малого предпринимательства для решения вопросов предварительной экспертизы нормативных актов, затрагивающих интересы субъектов малого предпринимательства, разработки и реализации программ поддержки и развития малого бизнеса.  

К сожалению, нет примеров создания в  Уральском федеральном округе структурных подразделений органов исполнительной власти, координирующих все вопросы поддержки малого предпринимательства по отраслевым направлениями, категориям населения, муниципальным образованиям; обладающих полной информацией о ресурсном обеспечении (земельных участках, имущественных объектах), алгоритмах прохождения разрешительных процедур, механизмах участия в программах поддержки, осуществляющих разработку и последовательную реализацию всего комплекса условий, в целях стимулирования начала предпринимательской деятельности и её развития.

Несмотря на темпы роста, итоговые цифры пока не впечатляют. Так, например, количество малых предприятий на 1000 человек населения в УрФО составляет 7,7, в то время как по России – 10,9 единиц. Число работников малых предприятий на 1000 человек населения: в УрФО – 68,4; по России – 88,9 человек.

Для улучшения ситуации уральские промышленники предложили ряд нововведений. Основные, естественно, касались снижения налогов и облегчения процесса лицензирования отдельных видов деятельности. Так, например, было предложено в новом законопроекте, посвященном малому бизнесу, восстановить главу, позволяющую малому предприятию первые четыре года платить налоги по ставкам, которые были на момент регистрации. Сразу отмечу от себя – предложение очень сомнительное – через четыре года работы никто не запретит закрыть "старое" предприятие и открыть "новое", тем самым обеспечив себе налоговую стабильность еще на четыре года. Предлагали и просто снижать налогообложение, мотивируя это тем, что меньший налог будут платить все, в то время, как бОльший платят лишь некоторые, остальные же тем или иным образом от него уходят. Коснулась налоговая тема и банковской сферы. Как уже писалось выше, малому предприятию достаточно сложно получить кредит. Для улучшения ситуации бизнесмены предложили государству взять на себя гарантию погашения подобных кредитов, а прибыль от них исключить из налогооблагаемой базы.

Проблема лицензирования задела души металлургов. По их мнению, надо снова упростиь лицензирование на право сбора лома цветных металлов. Сейчас, по словам предпринимателей, малый и средний бизнес из этого рынка практически выкинут. Возражение всего одно, зато весомое, из-за которого в свое время и были введены ужесточения – кражи цветмета. Бывали периоды, когда целые микрорайоны стояли без работающих лифтов, огородники оставались без электричества и все из-за того, что ту же медь можно было (предварительно "сняв" ее с работающего объекта) легко сдать и получить  деньги.

Это лишь небольшое количество идей от промышленников из тех, что успели озвучить предприниматели во время встречи. Остальные предложения Петр Латышев попросил передать его заместителю Виктору Басаргину. По словам полпреда, на их основе будут разрабатываться рекомендации для следующих программ по развитию и поддержке малого бизнеса.

А в итоге картина вырисовывается достаточно сложная. С одной стороны, несомненно, малому бизнесу помогать надо – в большинстве рыночных стран именно он составляет основу экономики. С другой стороны, при решении проблем специалистам стоит вспомнить не только экономику, но и медицину и ее главный принцип – "не навреди!" Ведь, если честно, то наш малый бизнес по-прежнему все больше "вертится" в сфере торговли. Как создать условия, чтобы "заставить" малого предпринимателя что-либо производить, государство пока так и не придумало...


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС