Кто шагает дружно в ряд? НВП - шный наш отряд!
В начале июля Государственная Дума России приняла поправки в закон "Об образовании" сразу во втором и третьем чтениях. Депутаты решили, что в школах совершенно необходим такой предмет, как НВП (начальная военная подготовка). Будут или нет наши дети в школе учиться ходить строем и осваивать тактику действий пехотного отделения, зависит теперь только от Президента, так как Совет Федерации одобрить поправки уже успел. Но шансы на окончательное принятие этого законопроекта велики.
По сути дела, в российском законодательстве несколько лет была своеобразная "дыра" – Федеральный Закон "Об образовании" подразумевал преподавание НВП в качестве факультатива, а Федеральный Закон "О воинской обязанности и военной службе" настаивал на обязательном изучении предмета в школах и средних профессиональных учебных заведениях. Решить проблему можно было двумя способами: переписать "образовательный" закон в пользу "армейского", либо изменить "армейский" в пользу "образовательного". Как видим, депутаты пошли по первому пути. Удивительного в этом ничего нет – внесенные поправки были подготовлены думским комитетом по обороне.
Теперь же в случае одобрения поправок Президентом, школьникам придется часть учебного времени в двух выпускных классах посвятить изучению теории военного дела, а летом выезжать на военные сборы, где пройденный материал надо будет закреплять на практике.
Очевидно, что Министерство обороны РФ сегодня планомерно проводит политику увеличения количества и "повышения качества" призывников. Сокращение военных кафедр в вузах (вместо нескольких сотен их останется всего около 30 на всю страну), стремление отменить некоторые отсрочки, в том числе и студенческие, возврат в школы НВП – все это говорит о том, что генералы и маршалы всерьез занялись проблемой кадров низшего звена в родном военном ведомстве.
При этом, по словам авторов законопроекта, речь не идет о введении НВП в виде отдельного предмета. Будет всего лишь четкое разграничение в рамках ОБЖ на собственно ОБЖ, за которое ратует в основном МЧС, и основы военного дела, которые нужны Минобороны. В чью сторону получится перевес – пока не ясно.
Помимо военной подготовки юных граждан, государство решило заняться и их патриотическим воспитанием. Недавно правительство РФ утвердило план патриотического развития молодежи на 2006-2010 годы. За пять лет на усиление у подростков любви к Родине правительство планирует потратить полмиллиарда рублей. Деньги эти пойдут на "создание кинофильмов, проведение фестивалей, конкурсов, семинаров, выставок, разработку обучающих программ, в том числе компьютерных, пропаганду государственной символики и государственного гимна РФ". Кроме того, "предусматривается противодействие попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в СМИ, произведениях литературы и искусства".
Кстати говоря, это уже не первая попытка привить патриотизм "сверху". Правда, предыдущая программа, рассчитанная на 2001-2005 годы, прошла практически незаметно. Дабы новое начинание не постигла та же участь, к его реализации планируется привлечь научные учреждения, общественные организации, журналистов, писателей и кинематографистов. Образовательные учреждения при этом вообще предлагается превратить в "центры патриотического воспитания подрастающего поколения".
Как и программа повышения патриотизма, так и НВП, безусловно, необходимы. Я не изучал НВП в школе, но в разных кружках и секциях прошел практически полную подготовку. Научился стрелять, прыгать с парашютом, оказывать первую медицинскую помощь. Я не считаю, что получение этих навыков было напрасной тратой времени. Как говорили в фильме "Офицеры", "Есть такая профессия – Родину защищать". И, даже если парень не собирается выбирать эту профессию для себя навсегда, то ее основы знать надо. Главное на данный момент – устранить все подводные камни на пути их внедрения, а их немало. Успешная реализация правительственных программ пойдет только на пользу как армии, так и обществу в целом. Но пока картина далеко не радостная.
Несмотря на все усилия властей, по большей части сегодня в армию приходят подростки, которые автомат видели лишь в кино, причем, как правило – американский М-16. В итоге для обучения даже рядового мотострелковых войск тратится как минимум полгода – солдат должен знать тактику ведения боя, освоить стрелковое оружие и множество других военных премудростей. В войсках со сложным вооружением типа ПВО или РВСН процесс идет гораздо дольше. Так, может, на самом деле логичнее заняться обучением еще в школе? А, когда в армию будут приходить практически полностью подготовленные солдаты, можно будет говорить и о сокращении срока службы.
При этом военные признают, что отсутствие у призывников знаний военного дела – не самая главная проблема.
"У нас очень много молодых людей имеют те или иные заболевания, - отмечает сотрудник военного комиссариата Ямало-Ненецкого автономного округа, - Раньше было нежелание служить, но сейчас в обществе меняется мировоззрение и молодые люди идут служить более охотно. Так что на данный момент главная проблема – подорванное здоровье нации".
Вообще же, если начальное военное образование будет обязательным, возникает целый ряд вопросов. Главный из них – право на свободу убеждений. В случае с призывом все более-менее ясно. Если убеждения мешают два года носить автомат – докажи это и можешь четыре года потратить на "альтернативку". Как в таком случае быть со школьниками? НВП предусмотрена в 10-11 классах, когда мировоззрение подростка относительно сформировалось, и он уже понимает, способен ли он держать в руках оружие. Но после принятия законопроекта, выбора не останется: школьнику-пацифисту точно так же, как и остальным, придется сидеть и учить систему обозначений вражеских войск на картах, теорию действия пехотного отделения в атаке и обороне, а также у какого офицера сколько звездочек и как они различаются по размеру. Летом же он будет обязан ехать на сборы и осваивать практику, в том числе и стрельбу.
Есть, правда, и аргументы, побивающие сии сомнения. В случае решения о предоставлении освобождения от НВП по идейным или религиозным мотивам, религиозные дети могут потребовать освобождение от биологии и физики – ведь теории Дарвина о естественном отборе в биологии и возникновения вселенной в результате "большого взрыва" в физике противоречат как Библии, так и Корану.
Еще один, не менее важный вопрос. Из каких источников будет вестись финансирование предмета? В законе это не указано. Неизвестно даже, сколько на это нововведение вообще потребуется средств. А сумма складывается немалая – зарплата преподавателям, составление программы и выпуск методичек для учителей и учебников для школьников, учебные пособия (те же АК для занятий по сборке/разборке) и, конечно, проведение летних сборов.
Именно летние сборы, скорее всего, и станут основным камнем преткновения при введении НВП в качестве обязательного предмета. За последние годы как раз во время прохождения сборов погибло уже двое школьников, занимающихся НВП на "добровольной" основе. Это были Александр Бочанов в Ханты-Мансийском автономном округе и Александр Новоселов в Липецкой области. Оба школьника погибли во время кроссов, не выдержав нагрузки. Виновные наказаны, но детей уже не вернуть. Так что массовых восторгов по поводу введения обязательного изучения основ военного дела среди "гражданского" населения ожидать, скорее всего, не стоит.
При этом и сами военные радоваться ведению НВП почему-то не спешат."Сказать однозначно, положительно это скажется или нет, мы пока не можем, - высказался в интервью Накануне.RU Виктор Осипов, военный комиссар Тюменской области, – Не ясно, как этот закон будет реализовываться, по каким программам будет идти обучение. К тому же сейчас идет сокращение учебных часов ОБЖ, в рамках которого будет вестись НВП, и преподаватели уходят из школы. Скоро учить будет просто некому".
Точно также, с сомнением к нововведению, а, точнее, – возврату к старому предмету, относятся и чиновники от образования."Во-первых, надо сначала, чтобы этот законопроект подписал президент, – отметил в интервью Накануне. RU первый заместитель директора департамента образования и науки Тюменской области Юрий Сердитов, – Во-вторых, рассуждать по этому поводу до тех пор, пока я не увижу программы, и что именно будет включать новый курс НВП, бесполезно. Все зависит от того, в каком виде его собираются вводить".
Помимо этого, к нововведению фактически не готова ни одна школа, если не считать те, в которых НВП уже преподается в качестве факультатива. Нет учебников, материальной базы, преподавателей. За 3-4 тысячи рублей, а именно столько получает учитель, найти желающих преподавать НВП будет сложно. Чуть ли не единственный вариант – это военные пенсионеры, для которых данная сумма будет не основным источником средств, а добавкой к пенсии. Чему смогут научить отставные майоры и полковники, которым отделениями доводилось командовать 20-25 лет назад, тоже не совсем понятно. Кроме того, командовать солдатами и учить школьников – совершенно разные занятия. Чтобы не превратить изучение НВП в бессмысленную муштру, потребуются подготовленные специалисты. Взять их пока негде...
Однозначно определились с отношением к введению НВП только те, кого оно непосредственно коснется в первую очередь – школьники и их родители. Как и следовало ожидать, мнения разделились.
Сергей Анатольевич (сыну 15 лет): "В мое время НВП была обязательной. Знакомые рассказывали про своих военруков – им действительно не повезло и фразы типа "Эй, вы, трое, оба сюда, я тебя узнал" в их рассказах встречались часто. Другое дело у нас. Наш полковник сумел заинтересовать своим предметом так, что семеро парней из класса не собирались никуда поступать, кроме как в военное училище. Да и мне, когда я в армию пошел, легче было".
Алексей (15 лет): "Пусть будет. Скоро студентам все равно отсрочки давать не будут, так что в армию, видимо, идти придется. Так лучше уж идти готовым".
Ольга Михайловна (сыну 14 лет): "Зачем это детям? Политики перед выборами обещают, что армию будут переводить на контракт, то есть служить будут только те, кто захотят. А на деле совсем другое получается. У вузов отсрочки забирают, в школу обязательное НВП вводят. Лучше бы иностранный и экономику больше преподавали – это сейчас полезнее".
Петр (16 лет): "Я вот через год школу заканчиваю – мне поступать в вуз надо будет. Меня же на вступительных экзаменах не будут спрашивать про устройство автомата Калашникова. Пусть остается как сейчас – факультативом. Если кто-то хочет поступать в военное училище – пусть занимаются, а я с армией связывать жизнь не собираюсь – так зачем мне знать армейскую систему званий и уметь собирать Калашников?"
Между тем, по данным фонда "Общественное мнение", возврат НВП по душе примерно 77 % россиян. А в ряде регионов НВП уже входит в школьную программу в качестве "регионального компонента"."У нас НВП и так ведется, - рассказала Накануне. RU начальник отдела общего образования департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа Лилия Максимова, - В Основах безопасности жизнедеятельности у нас предусматривается 40 часов подготовки по этому направлению. Их никогда не убирали и не собирались убирать. После окончания десятого класса ученики ездят на учебные сборы".
В остальных регионах, где НВП идет лишь в нескольких школах, или не идет вообще, подводных камней на пути его внедрения более чем достаточно. И, если их не устранить, то никаких положительных сдвигов ожидать не стоит. Иначе вместо ожидаемого чиновниками воспитания патриотизма у молодежи мы можем получить новые сборники "перлов от военруков" и продолжающиеся смерти подростков во время сборов. Получится ли все, как задумано – покажет будущее. До начала нового учебного года осталось всего чуть больше месяца...