Кто заплатит за снижение ЕСН?
Снижение ставки единого социального налога (ЕСН) с 35,6% до 26%, как и предполагали эксперты, привело к дефициту Пенсионного фонда. Снижение должно было способствовать выводу серых зарплат из тени, ожидалось также, что предприятия-налогоплательщики станут активнее платить налоги, плюс вырастут зарплаты рабочих. Ни того, ни другого не произошло.
Ставка по ЕСН с января этого года сократилась без малого на 10%. Но недоимки по налоговым сборам за первые полгода составили в целом по России до 40%, а в ряде областей УрФО почти 50%. Единый социальный налог в федеральный бюджет за полгода прошлого и текущего годов, соответственно, составил 171,36 млрд рублей (2004) и 103,90 млрд рублей (2005).
Показательны цифры по сбору ЕСН практически во всех областях УрФО, которые демонстрируют недопоступления практически половины тех денег, что должны были заплатить налогоплательщики. В Курганской области в этом полугодии недоимка по ЕСН составила 49,8%. На Ямале - 50,2 %. В Свердловской области – 38 %. Примерно такие же цифры с небольшим расхождением и в Челябинской области.
В самом благоприятном положении находится Тюменская область, где по ЕСН за первое полугодие текущего года собрали 2 млрд 039,9 млн рублей, что составляет 72% к уровню поступлений за аналогичный период прошлого года (2 млрд 849,6 млн рублей). То есть недобор – 28%.
Очевидно, что механизм, заведенный изначально для вывода недобросовестных налогоплательщиков из тени, не сработал. Да и ради чего им показывать все свои доходы, если жестких наказаний за укрывательство в России не существует? Вместе с тем, на Западе за такую провинность можно пожизненное заключение получить, а на Востоке заработать смертную казнь.
В прошлом году, когда велись толки вокруг вопроса о снижении ЕСН, Минфин РФ предполагал, что в результате такого снижения бизнес получит дополнительно 280 млрд руб., которые затем будут инвестированы в экономику.
Вместе с тем представители Минфина все же думали, что возникнут серьезные проблемы с наполнением Пенсионного фонда. Из 185 млрд руб., которые могли выйти из бюджета в результате снижения ЕСН, 167 млрд приходились на долю ПФ. Добавим также, что за время действия ЕСН (с 1 января
Решение о снижении ставки ЕСН было воспринято негативно рядом экспертов и представителей Госдумы РФ.
"В будущем придется искать средства, чтобы заткнуть дыру в пенсионном фонде, потому что сегодня идет неправильный сбор денежных средств, и реформа сама по себе не даст положительного результата, а накопления с каждым годом будут в фонде таять. Проблема будет тяжелой, потому что ее придется подпитывать деньгами из других источников, но, а как ее решать: в данном случае ряд государственных субсидий придется вливать в пенсионный фонд. Пенсионную реформу надо пересматривать, искать какой-то другой подход к формированию пенсионного фонда ", - отмечает депутат Госдумы, член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.
Неправильным назвал в интервью "Интерфакс" такой ход государства в области налоговой политики научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: "Не было никаких оснований, кроме давления бизнеса на власть. Правительство полагало, что снижение ставок приведет к выходу из тени. Мировой опыт такой оптимизм не подтверждает. Снижение ставок - недостаточно весомый аргумент для этого".
Несмотря на снижение ставки единого социального налога, повлиявшей в первую очередь на снижение поступлений в федеральный бюджет, ожидаемой повсеместной легализации доходов налогоплательщиками не наблюдается.
В действительности за полгода предсказания аналитиков и экспертов начинают воплощаться в жизнь. Пресс-секретарь налоговой инспекции Свердловской области Людмила Захарова считает, что сегодня удельный вес предприятий малого бизнеса, которые выходят из тени незначительный, но тех из них, кто платит исправно налоги, по-прежнему мало. Все равно весь малый бизнес получает зарплату в конвертах или из рук в руки. К ним относятся, в первую очередь, строительно-ремонтные организации, торговые точки.
Управляющий отделением Пенсионного фонда РФ по Свердловской области Сергей Дубинкин называет четкие цифры по утаиванию зарплат: "Вот выйдите и посмотрите на автомобильные пробки. Где там "жигуленок" затерялся? Иномарки же кругом. Какое строительство жилья идет в Екатеринбурге? И ведь все раскупается. Когда смотришь ведомости по зарплате, удивляешься, кто же их покупает, денег-то ведь ни у кого нет ни на машины, ни на квартиры. До 60-70 % денег, на мой взгляд, находится в конвертах и в тени".
Тем не менее, по словам Сергея Дубинкина, ситуация стабильная и денег в фондах пока хватает. Еще одно "пока" пришлось услышать и от заместителя начальника управления организации персонального учета Пенсионного фонда Челябинской области Тараса Ласюченко, прокомментировавшего положение дел в их регионе: "Пока ситуация стабильная, но недоимка по сборам ЕСН в пенсионный фонд составляет 1,5 млрд рублей по области. 6 тысяч предприятий не доплачивают, а, соответственно, недополучат работники этих предприятий, которые выйдут на пенсию со временем".
Довольны жизнью, пожалуй, только тюменцы, которые не забивают голову думами о том, где они будут искать деньги на выплаты пенсии, если случится дефицит бюджета. Заместитель управляющего Пенсионным фондом Тюменской области Ирина Нифакина: "Начну с того, что по выплате пенсии на пенсионное страхование денег достаточно. В нашей области нет сбоев, все идет по графику. Контролирующие органы сейчас работают на высоком уровне. Тюменская область по сравнению с Челябинской и Свердловской областями является донором, поэтому деньги на выплаты всегда есть".
Впрочем, у них положение действительно лучше, чем в других регионах УрФО и процент налоговых сборов по ЕСН на 12% выше, чем в среднем по России. То ли люди там порядочнее, то ли контроль лучше. Начальник отдела ЕСН и налогообложения доходов физических лиц УФНС Тюменской области Ольга Мошкина объясняет райское существование в Тюмени тем, что налогоплательщикам представляются особые выгодные условия и оплату налогов по специальному режиму.
Представители ПФ Свердловской и Челябинской области тем временем считают, что исправлением ошибок должно заняться само государство, от которого, на самом деле, многого не требуется: показать свою силу и заняться элементарным "вытряхиванием" денег из налогоплательщиков.
По мнению Сергея Дубинкина, сегодня для стабилизации работы пенсионной системы необходимо добиться реальной уплаты налогов. "Надо усиливать ответственность по сбору налогов. Надо идти и дальше: усиливать работу и жестко показывать государству свою ответственность, свою силу. Законы есть, надо жестко следить за их выполнением. А они сейчас практически не исполняются", - считает он.
Действительно, во Франции налоги платятся так же хорошо, как в Германии. Как рассказывает Сергей Дубинкин, происходит там примерно следующее: "Налоговый инспектор приходит к плательщику и говорит: "Вот у вас вилла, вот у вас Пежо 607, вы должны заплатить столько-то налогов, неважно, где заработанных". И платят. В Америке неуплата налога считается более страшным преступлением, чем торговля наркотиками. Налоговые генералы рассказывали, как они ездили в Америку по обмену опытом. Там поймали какого-то мафиози, который занимался наркобизнесом. И вменили ему 180 лет за неуплату налогов с продажи наркотиков. Для сравнения - за убийство дают 15-20 лет".
Пока ищутся решения, как выйти из ситуации, предлагаются различные варианты, Оксана Дмитриева говорит о том, что реформа по своей сути порочна и человеку куда более выгодно просто копить деньги, нежели работать на пенсию: "Пока схема, предлагаемая Пенсионным фондом в 6 раз менее эффективна, нежели любая рыночная схема. Пенсию, которую обеспечивает Пенсионный фонд при тарифе - 20% от зарплаты, за 30 лет каждый человек может накопить при 10% отчислениях от заработной платы за 10 лет на любом банковском счете".
А тем временем в России и система наказаний, получается, недостаточно разработанной и дефицит бюджета Пенсионного фонда продолжает расти. В