Куда катится телевидение по кривой рейтинга?
На отечественном телевидении пик популярности "жвачки для мозгов" в виде различных реалити-шоу и сериалов. Это раздражает многих, но, как оказывается, еще большему числу людей это нравится. И, к огорчению противников подобных передач, сторонников оказывается пока гораздо больше. Соответственно, именно эти передачи становятся лидерами рейтингов и приносят телеканалам рекламные деньги. Рассчитывать на перемены вряд ли стоит – пока у передачи высокий рейтинг, ее будут снимать и показывать. А значит, в ближайшее время нас ждут новые реалити-шоу и продолжение старых, а также сериалы – от мелодрам до набирающих в последнее время популярность ситкомов. Как ищут людей, по мнениям которых составляются рейтинги, а так же об основных тенденциях на телевизионном рынке России Накануне.RU рассказал руководитель отдела регионального развития компании TNS Gallup Media Дмитрий Колесов.
Вопрос: Есть ли конкуренция на рынке
измерения телевизионного рейтинга?
Дмитрий Колесов: На
рынке телевизионных рейтингов конкуренции нет по простой причине: рейтинг - это
валюта, которая используется при покупке или продаже рекламного времени. Если
будет несколько валют - надо будет вводить какие-то коэффициенты пересчета, а
это неудобно для всех игроков на рынке. В большинстве стран компания, которая
проводит исследования телезрительской аудитории, на рынке одна. Россия не
исключение.
Вопрос: То есть, в данном случае монополия -
это благо?
Дмитрий Колесов: На этом рынке монополия -
это благо, но в нашем случае это монополия "с человеческим лицом". Монополиста
жестко контролирует рынок, и этот монополист несет полную ответственность и
жестко отчитывается за все свои
действия.
На данный момент рынок
сформировал Группу Пользователей Данных, куда входят представители телеканалов,
рекламных агентств и рекламодателей. Периодически проводятся заседания этой
группы, где обсуждается текущая ситуация и раз в неделю мы предоставляем полный
и подробный отчет о выборке и плюс сами инициируем всевозможные действия по
нашему же контролю. На последнем заседании мы предложили создать постоянно
действующий контрольный комитет.
Мы год назад проводили аудит в нашей
компании, его делал Питер Миинер (Великобритания) - крупнейший в мире эксперт по
проверкам именно компаний, которые занимаются измерением рейтингов. В итоге был
сделан вывод, что наши данные надежны, достоверны и технологии полностью
соответствуют мировым
стандартам.
Вопрос: Планируются
ли какие-то нововведения в ближайшее время?
Дмитрий Колесов:
С 1 января у нас увеличится выборка. Как итог, наши данные будут точнее
отражать тенденции в более узких нишах, как, например, у канала РБК. Его сейчас
очень сложно отследить по рейтингу, потому что в выборке мало людей,
которые
входят в его целевую группу.
Вопрос: В скольких городах
России Вы работаете?
Дмитрий Колесов: В России наши
приборы установлены в 52 городах, в 25 из них выборка достаточна, чтобы
анализировать данные по городу. А вот данные по 27 городам никто не увидит -
среди них есть города, где оборудование стоит всего в 8 домохозяйствах - но они
участвуют в создании целостной картины по стране.
Вопрос:
Есть ли какие-то минимальные лимиты по количеству городов или
респондентов на страну?
Дмитрий Колесов: Количество
городов по стране не лимитируется. Лимитируется лишь количество домохозяйств в
городах. Но при этом есть достаточно жесткие правила формирования выборки и если
их соблюдать, то можно получать достоверные данные.
Вопрос:
Как происходит поиск новых домохозяйств?
Дмитрий
Колесов: Достаточно просто. Главный принцип - случайность попадания
человека в выборку. Для этого рекрутеру ставится задача вида: встать, скажем, на
центральной площади города, повернуть налево, пройти пять дворов, в шестой
свернуть, там зайти в третий подъезд и постучать в среднюю квартиру на пятом
этаже. Если там не открывают или отказываются - ему дается новая подобная
инструкция.
Вопрос: Насколько сложно уговорить людей
принять участие в исследованиях?
Дмитрий Колесов: Очень
сложно. Причем это проблема не только России, эта проблема существует во всем
мире. У нас есть свои секреты, как ее решать, но мы их раскрывать не будем. По
статистике, у нас соглашаются на сотрудничество около 40% из тех, кому мы это
предлагаем. Причем денег за участие мы не платим. Первое время данные от новой
семьи не идут в итоговые, чтобы люди успели привыкнуть к новому оборудованию и
начали воспринимать участие в исследовании как
обыденность.
Вопрос: Есть ли ротация среди ваших
респондентов?
Дмитрий Колесов: Да, есть, но небольшая.
Если брать причины, связанные с самими семьями, с какими-то внешними условиями,
то она составляет 10-15%.
Вопрос: Насколько равномерно
распределены домохозяйства по России в географическом
смысле?
Дмитрий Колесов: По данным Госкомстата, которые
мы постоянно используем, в европейской части России живет около 62% населения.
Соответствующие цифры и у нас.
Вопрос: Какие основные
тенденции можно выделить в сегодняшнем телеэфире?
Дмитрий
Колесов: Первое и главное направление - это реалити. Это оказался
действительно очень интересный продукт, причем ТНТ, например, его очень удачно
адаптировал. "Дом-2", например, телеканал продал компании Sony Pictures. Причем
в пакет вошли и SMS-голосование, которое приносит большие деньги. На сегодняшний
день существуют только три проекта, которые Россия смогла вывести на мировой
телерынок. Это "Что? Где? Когда?", КВН и "Дом-2".
Следующая тенденция -
уменьшение политических передач и развитие развлекательного телевидения. На всех
каналах увеличивается доля тех же комедий, в том числе и на федеральных. Ведь по
сути, у телевидения всего три функции. Это развлечение, это информация и
обучение. Информации все меньше, соответственно, развлечений все
больше.
Вопрос: Какие тенденции существуют на
региональном телевизионном рынке?
Дмитрий Колесов: Общая
тенденция - это уменьшение региональных телеканалов, которые занимались бы
собственным программированием эфира и увеличение подключающихся к сетевым
партнерам. Если даже они не "чистые" ретрансляторы,
а партнеры, то все равно
их собственная доля в эфире все меньше и меньше.
Вопрос:
А насколько это оправдано с точки зрения рейтинга местных
каналов?
Дмитрий Колесов: Оправдано на 100 %, потому что
у локальных компаний, кроме сильных брендов типа, скажем "4 канала" на Урале,
рейтинг существенно ниже, чем у общероссийских. Пример - местные новости на
канале Россия, которые идут после федеральных. Если представить рейтинг канала в
виде линии, то во время местных "Вестей" там почти всегда очевидный провал.
Вопрос: Можно ли сказать, что вообще уменьшается
интерес к новостям вообще?
Дмитрий Колесов: Не совсем
так. Становится меньше новостийных передач, поэтому и суммарный рейтинг немного
падает. Но на федеральных каналах рейтинг все так же
высок.
Вопрос: Можно ли сейчас сказать, что будет
на телевидении через 10 лет?
Дмитрий Колесов: Что будет
через 10 лет - неизвестно никому. Нельзя предсказать даже то, что будет через 5
лет. Вспомните телевидение 99 года? Не осталось практически ничего кроме
новостей и сериалов. Все меняется моментально. Причем это
зависит не только от общества, но и от внутренних процессов телевидения.