Петр Латышев: Все силы общества должны участвовать в мощном процессе госстроительства, который идет в стране
Политическое предвыборное затишье обычно не располагало к обсуждению чисто политологических проблем. Разве что среда самих политологов пыталась прогнозировать будущий политический ландшафт, определяла главных игроков предстоящих выборных кампаний и проводила работу над ошибками минувшего сезона. Но то было раньше. Ныне общественно-политическое пространство страны хоть и находится на политических каникулах, но продолжает активно развиваться. Наглядным подтверждением тому стало прошедшее накануне в уральском полпредстве заседание экспертного совета по вопросам общественно-политического развития. Тема которого звучала так: "О задачах по повышению качества общественно-политической жизни в субъектах Федерации УрФО в свете Послания Президента России Федеральному Собранию". Значимость мероприятия подчеркивает хотя бы то, что проводил заседание сам полномочный представитель Президента РФ в УрФО Петр Латышев.
Представительство регионов было полным, оказалось, что в смысле развития политического пространства есть что сказать почти каждому - и самим политологам, и представителями СМИ, и партийным функционерам, и власти.
Петр Латышев во вступительном слове сразу задал тон дискусии: "В Послании Президента сформулированы стратегические цели развития России, в том числе касающиеся политической жизни страны. Долгосрочной целью является и повышение качества общественно-политической системы России, критерий которого - способность обеспечивать устойчивое социально-экономическое развитие страны. Президент прямо заявил, что "приверженность демократическим ценностям продиктована волей нашего народа и стратегическими интересами самой Российской Федерации". А демократическое общество очень трудно построить без активного участия всего населения. В этом плане нашему обществу надо решить множество задач, в том числе и с помощью федеральных партий, общественных организаций. Есть вещи принципиальные, и о них говорил в своем Послании глава государства. В России должна быть реальнодействующая многопартийная система... И обязанность власти сегодня создать реальные условия и способствовать процессу становления многопартийной системы. Но политическая конкуренция не должна приводить к уничтожению всего созданного, не должна приводить ситуацию к безальтернативности".
Именно об особенностях выстраивающейся многопартийной системы на примере Свердловской области рассказал собравшимся Александр Александров - заместитель завкафедрой Уральской академии госслужбы. Собственно рассматривал господин Александров два тезиса - конкуренцию на политическом поле и цивилизованность самого образовавшегося поля и его игроков. По его мнению, Свердловская область интересна в этом смысле как некий "знаковый феномен", а идущие здесь процессы вполне можно коррелировать на всю страну. Бегло пройдясь по этапам политического взросления, через которые прошел Средний Урал - от напечатанных на ксероксе предвыборных листовок кандидатов размером с тетрадный лист через черные пиар-технологии /двойники, тройники, дубль-газеты- однодневки, "полив" противника в купленных СМИ и так далее/ до сегодняшнего, по мнению Александрова цивилизованного пространства, когда участники процесса заранее договариваются /еще до начала предвыборных кампаний/ о том, кому и где, и как бороться за места во власти - выступающий подвел всех к мысли, что доминирование "Единой России" вещь вполне закономерная. Ибо она позиционирована как пропрезидентская партия, а рейтинг доверия Владимиру Путину высок и не досягаем. А что касается других партий, то по мнению Александрова, из неуспех или скромный успех вызван не административными барьерами, а тем, что сами не сумели организовать работу. "Кто им мешал?", вопросил присутствующих выступающий.
Правда, в создающейся на территории УрФО, как и в стране многопартийной системе есть крупные недостатки, которые видны уже сегодня. Два из них, отмеченных Александровым, показались важными всем участникам дискуссии. Это торговля проходными местами в партийных списках и отсутствие ярких лидеров на местах.
Сергей Зырянов - директор Челябинского филиала Уральской академии госслужбы начал с безусловно верного, но неожиданного постулата. "Особенность российского общества заключается в том, что задачу формирования гражданского общества у нас могут выполнить только сами государственные структуры". По мнению Зырянова, у нас государство оказывается ответственным и за формирование партийной системы, и за воспитание политической активности граждан. Дело в том, что наше население пока не почувствовало способности высказывать, отстаивать свою гражданскую позицию, искать формы ее реализации. Причин тому масса. И тоталитарное прошлое, и "занятость" людей процессом добывания хлеба насущного, и недоверие к действующим на политическом пространстве страны партиям. Кстати, по данным социологов, только 5-6% россиян в ходе опросов говорят о том, что доверяют современных партиям. И динамики роста этого доверия не наблюдается. А отсюда и падение доверия к органам власти, которые формируются в том числе и партиями. По тем же данным, только 8-9% наших соотечественников в ходе опросов высказываются в духе доверия к работе Госдумы. Еще более прискорбным, по мнению Зырянова, является тот факт, что население считает партии и органы ГАИ самыми коррумпированными институтами в стране. Согласитесь, есть над чем задуматься. В плюсы нашего общественно-политического современного сознания, как сказал г-н Зырянов, можно записать все же высокую активность населения в процессе голосования. А в минусы и проблемы самих партий - неумение работать с потенциальными избирателями в межвыборный период, и опять же отстутствие ярких лидеров и неумение работать со СМИ.
Президент агентства "ПРОК-вариант" Михаил Коробельников сосредоточился на обсуждаемых сейчас предложениях по переходу на выборы только по партийным спискам, так называемую пропорциональную систему. По его мнению, ликвидация одномандатных выборов сейчас не целесообразна. Именно в смысле развития и сохранения политической цивилизованной конкуренции.
Весьма любопытный анализ взаимоотношений региональной власти и федеральных партий на примере Челябинской области изложил собравшимся Александр Подопригора - вице-президент консультационной компании "Советник". Он, кстати, поддержал г-на Коробельникова в том плане, что к пропорциональной системе выборов надо подходить крайне осторожно. Ибо, по его мнению, сейчас местные отделения федеральных партий весьма успешно "осваивают" губернаторы и их окружение. Он, например, считает, что успех "Единой России" в думских выборах на территории Челябинской области - заслуга отнюдь не местных партфункционеров, а конкретно вице-губернатора Челябинской области Андрея Косилова и работавшей по одобрению губернатора области с ним административной команды. В тот момент, кстати, вопрос с лидером челябинских "единороссов" был в подвешенном состоянии. А ныне отношения местного челябинского отделения "Единой России" и администрации губерантора вполне можно охарактеризовать как дружественные. Любопытно, что в Челябинской области среди победителей по одномандантным округам не наблюдается ни одного партвыдвиженца. "Пропрциональная система выборов, -считает г-н Подпригора, - приведет к переносу политического центра тяжести в Кремль". Но не гарантирует стабильного развития всей политической системы страны.
Стоит заметить, что после сего выступления заседание оживленно задискутировало. Представитель тех самых партий - помощник свердловского областного депутата - член ЛДПР г-н Глухих в частности заявил:" Пока что на местах среда по отношению к формированию партийных организаций весьма агрессивная. Она препятствует формированию гражданского общества. " Имелось в виду и административное сопротивление на примере администрации Екатеринбурга, и нежелание СМИ содействовать продвижению партийных идей в массы, и многое другое. А в качестве предложений он озвучил несколько идей, самая интересная из которых - в местных и региональных бюджетах следует заложить средства на проведение партиями общественных мероприятий.
Надо заметить, что политологи отреагировали весьма живо, как и представители СМИ. Господин Абелинскас высказался в том духе, что сами наши партии позиционировать себя в контексте местных проблем практически не умеют, а г-жа Трахтенберг поддержала коллегу: "Проблема в том, что генеральная линия партии и муниципальный уровень проблем - это совершенно разные вещи." Г-н Дынин прямо заявил, что партии наши, их местные отделения просто не умеют работать со СМИ, что идеология у них, возможно, и имеется, а вот свежих идей практически нет. И только в том случае, если партии научатся эти идеи генерировать, им будет с чем идти к населению, а СМИ, естественно, будут заинтересованы это отражать. Кстати, о повышении политической культуры самих партий как необходимом условии увеличения электоральной и общественной активности граждан говорил и помощник члена Совета Федераций Сергей Елин .
Интересный анализ в этом смысле представила собравшимся Елена Дьякова - председатель окружного комитета общественной организации "Медиасоюз". Опыт неполитического участия граждан в общественной жизни в мире накоплен многообразный. Если в Америке - это волонтерское движение, которое, по мнению г-жи Дьяковой, вряд ли широко приемлимо в нашей стране /ибо требует граждански активного и значительно более обеспеченного, чем российское, населения/, то в Европе различные неполитические объединения рождаются как раз в околопартийных сферах. В этом смысле наши партии могли бы вытсупить застрельщиками организации общественных объединений населения. Что помогло бы достижению сразу двух целей: повышению активности самих граждан и росту популярности наших партий.
Подытоживая дискуссию, полпред Петр Латышев подчеркнул: "Настораживает неинформированность нашего населения в плане политических процессов. Печально, что в рейтинге коррумпированности наши партии занимают лидирующие места. Конечно, надо и самим партиям критически рассматривать свои действия. Надо, чтобы наши партии были политически прозрачными, как призывает Президент. Российские партии сейчас проходят сложный путь становления. Пока общество не воспринимает нашу молодую партийную систему всерьез, но объективности ради надо сказать, что они тоже идут по новому для них пути... Необходимо сделать так, чтобы в процессе формирования органов всех уровней власти активно участвовали все наши общественные организации. Учитывая, что в стране идет серьезное реформирование всех сфер жизни - это административная, судебная, бюджетная, муниципальная и другие реформы, - нам необходимо консолидировать все силы общества, чтобы эти процессы шли быстрее и эффективнее."