27 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Петр Латышев: Мы должны помочь раскрыть возможности человека, бизнеса, власти

После объявления об инициативах по улучшению качества жизни россиян, которое президент Владимир Путин сделал 5 сентября, практически все высшие должностные инстанции в той или иной форме получили от главы государства указания по исполнению этой стратегической задачи. Естественно, что поставив и весьма в требовательной форме цели правительству РФ, президент встретился со своими полномочными представителями. Разговор шел и о предстоящих задачах и о том, что уже сделано. Сегодня мы публикуем интервью полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе Петра Латышева, которое он дал сразу после окончания встречи с главой государства. 

Вопрос: Состоялась традиционная встреча Президента с полпредами в федеральных округах. Информационные сообщения по этому поводу уже были, но хотелось бы от Вас услышать комментарии. Какие вопросы обсуждались, какие задачи поставил Президент?

Петр Латышев:   На этой встрече были уточнены задачи полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах по реализации приоритетных национальных проектов, и был рассмотрен вопрос о готовности субъектов РФ к реализации закона №131 о местном самоуправлении. Мы очень предметно провели разбор готовности к переходу на новые условия функционирования муниципальных органов власти. Речь идет о муниципальной реформе.

Вопрос: Раньше речь шла о том, что этот закон с 1 января вступает в силу, но дается теперь  3-х летний переходный период, когда субъекты федерации самостоятельно будут, по мере готовности, принимать решения о введении в действии этого закона…

Петр Латышев: Да, действительно, в соответствии с теми поправками, которые приняты Государственной Думой  в 3-ем чтении, они сейчас находятся в Совете Федерации – у субъектов РФ появляется возможность осуществить переход к исполнению в полном объеме 131 федерального закона в течение последующих 3-х лет. Это сделано для того, чтобы мы в ходе реформ и модернизации местного самоуправления не допустили ошибок, просчетов и не допустили факты ущемления законных прав и интересов людей. Любые реформы не могут ухудшать существующее положение дел, тем более в социальной сфере.

У нас в УрФО 2 субъекта готовы перейти с 1 января 2006 года к муниципальной реформе: Свердловская и Тюменская области. Остальные субъекты РФ осуществят переход к полному исполнению федерального закона 131 к 1 января 2007.  На 2006 год в каждом субъекте РФ должен быть разработан сетевой график перехода: речь идет о создании условий для реализации своих полномочий местным самоуправлением и передаче таковых в течение года.

Задача не простая, нам всем придется довольно напряженно работать, но она вполне реальна. УрФО отличается прежде всего тем, что здесь сложилась реальная стабильная экономическая ситуация. В УрФО принято почти 800 региональных законов, которые урегулируют все правоотношения в сфере местного самоуправления. И к 1 января оставшиеся 42 закона будут приняты. У нас до 1 ноября пройдут выборы и глав муниципальных образований и депутатов представительных органов власти местного самоуправления. Ну, и сейчас ведется очень активная работа в сфере межбюджетных отношений. И здесь предстоит очень много сделать. Поскольку мы знаем, что не только от органов власти субъектов РФ муниципальных образований зависит решение многих вопросов. Целый ряд нормативных актов должно принять правительство РФ. Тем не менее, в органах власти субъектов РФ в УрФО есть и воля и основание рассчитывать все таким образом, что 1 января 2007 года закон о местном самоуправлении будет действовать в полном объеме.

Вопрос: Согласитесь ли Вы с такой точкой зрения. Весной  Президент со своим посланием обращается к властным структурам.  Осенью  проводит телеобщение с гражданами. Можно ли провести здесь  определенную параллель? Там четкие задачи, которые Президент ставит перед властью. А здесь своеобразный отчет перед населением и корректировка моментов.

Петр Латышев:   Да, это хороший пример. Вместе с тем сегодня на совещании, равно как и в ходе прямого эфира, все-таки речь шла о реализации посланий главы государства к федеральному собранию, которое он сделал в 2004 и 2005 годах. И последующее решение главы государства и его инициатива развивают и конкретизируют на основные положения этих документов и обращений. Поэтому сегодня я докладывал не только как в УрФО идет подготовка к переходу на новые условия функционирования местного самоуправления. Но и докладывал о том, как реализуются послания главы государства 2004 и 2005 годоов. И надо сказать, что здесь тоже есть серьезные сдвиги. Можно по народному образованию привести такие цифры: в УрФО выделяемые средства на образование превышают уровень прошлых лет практически на 60%. Удвоились ресурсы, которые выделяются, верней, доля средств, выделяемых на здравоохранение  в консолидированном бюджете УрФО, с 7% до 14,5 – 15%.  У нас очень серьезные изменения произошли в Тюменской и Челябинской областях. И здесь осуществлен переход на новую систему оплаты труда и в сфере здравоохранения и народного образования. За счет поддержки со стороны бюджета в Тюменской  области   зарплата учителя  выросла до 7 тысяч рублей.

Вопрос: Говоря о Тюменской области, Вы имеете в виду и автономные округа.?

Петр Латышев:   Я говорю о юге Тюменской области. Но очень серьезные подвижки произошли и в ХМАО-Югре, и на Ямале. И на следующий год закладываются и по Ямалу, и по ХМАО средства на здравоохранение в 2, 5 раза больше, чем это было в 2005 году. Здесь огромную роль сыграло выступление Президента с инициативами о национальных проектах 5 сентября. И сейчас во всех субъектах РФ идет предметный анализ тех целевых программ, которые уже реализуются, тех ресурсов, которые предусматриваются  в бюджете 2006 года, направленные на эти цели. И осуществляются довольно серьезные коррективы. С одной стороны,  328 млрд. федеральных средств, а с другой стороны, у нас будут выделены очень серьезные бюджетные ресурсы субъектами РФ.

Вопрос: Это, так называемое, софинансирование?

Петр Латышев:   Да, мы должны исходить из того, что концентрация выделения огромных ресурсов федеральным центром должно встретить соответствующее движение наращивания местных ресурсов, региональных и местных на исполнение национальных проектов. И я думаю, этот процесс будет очень продуктивным. Мы тоже будем участвовать в этом процессе. В каждом субъекте РФ вместе с органами власти субъектов РФ будем  оценивать необходимость тех или иных решений и, конечно же, содействовать всемерно реализации этих национальных проектов. Они будут обеспечиваться и финансироваться по 2-х канальной системе – средства федерального центра, средства регионов.

Вопрос:  Наверное, это  очень правильно сделано. Ведь не секрет, что в былые годы все, что  исходило от федерального центра, многие регионы считали, что центр и должен обеспечивать.

Петр Латышев:  Я бы хотел сказать, что та политика, которая реализуется главами субъектов РФ сегодня в этой сфере, показывает, что наши регионы очень активны в реализации этих проектов. Уже сегодня в разном соотношении 50 на 50 финансируются серьезнейшие проекты в социальной сфере – это и Челябинская область и ХМАО, Свердловской область, Тюменская область. Но, объемы этих программ будут значительно превышены и увеличены в ходе реализации приоритетных национальных проектов. Колоссальные суммы уже выделяются на 2006 год. И, конечно, будет очень важным распорядиться рачительно этими ресурсами.

Будет очень важной и организация контроля за использованием финансовых средств. Они огромны. Хотелось бы, чтобы все это дошло до человека, чтобы все до копейки было реализовано в этой сфере. Глава государства не случайно особо подчеркивает, что задача государства заключается в том, чтобы в этих сферах, охватываемых национальными проектами, власть все-таки сконцентрировала свое усилия и ресурсы на создании таких условий, при которых наши граждане сами могут активно решать собственные проблемы. Это и создание условий для доступной ипотеки, это и страхование кредитов, и всемерное расширение различных форм консолидации ресурсов для решения жилищной программы.

Вот я приведу такой пример по Тюменской области, где у нас в расчете на 1 тысячу жителей вводится в год жилья в 2 раза больше, чем в среднем в УрФО. А ларчик открывается просто. Здесь пошли по пути создания в инженерном отношении оборудованных строительных площадок, выставления их на конкурс и привлечения средств инвесторов и населения для строительства жилья. Причем, сделан уклон в сторону максимально удобных условий для строительства индивидуального жилья. И здесь растет все буквально на дрожжах. Я во время своей последней поездки в Тюмень поинтересовался, какова же доля бюджетных средств в стоимости каждого квадратного метра жилья – порядка 5 или 6 %. В других субъектах РФ соотношения немного другие. Но мы отмечаем на протяжении последних нескольких лет  в целом устойчивый рост жилья и Свердловской, и в Челябинской областях. В Челябинской области, кстати, агентства по ипотеке от правительства  получают более 1 млрд. рублей. В прошлом году эта цифра была в 10 раз меньше. Можно привести по Свердловской области аналогичные примеры. То есть видно,  насколько много может сделать власть и насколько много вопросов может решить сам человек  и бизнес. Кстати, по всем национальным проектам мы должны видеть примерно  такую схему, мы должны раскрепостить инициативу. Мы должны раскрыть те возможности, которые сегодня просто не работают:  человека, бизнеса, власти. Но вопросы взаимосвязаны, если у нас не будут эффективно функционировать органы местного самоуправления, региональные власти, то нам не удастся продвинуться в реализации национальных проектов, поэтому эти вопросы взаимосвязаны и это особо подчеркивает Президент. Надо заниматься и этими вопросами и вопросами муниципальной реформы. Поскольку основные потребности человека находят свое разрешение, удовлетворяются на этом уровне публичной власти – местной власти.

Вопрос:   Как Вы считаете, насколько эффективен механизм замещения или новая система назначения губернаторов? 

Петр Латышев: Сейчас уже не так много сомневающихся или отрицающих такой вариант формирования власти:   назначения глав субъектов РФ на законодательных собраниях. Это я говорю об общественном восприятии, оценках экспертов, политиков, политологов. Там же где идет речь о конкретной стороне дела, мы отмечаем большую организованность, более слаженную деятельность по целому ряду экономических социальных задач, федеральных органов власти субъектов РФ.

Сейчас нет такого противопоставления, как это было ранее. Я- субъект РФ, у меня свои конституционные права, вы- федеральный центр, между нами договор и шло перетягивание каната. Хотя, в Конституции речь идет о единой системе органов исполнительной власти РФ. Реализация вот этого принципа, она не только позволила улучшить дисциплину в сфере государственного управления, но и позволила выйти на очень серьезные решения, которые окажут глубокое влияние на общественно-политические,  экономические, политические процессы в перспективе, по передаче органам власти субъектов РФ исполнения  очень большого перечня федеральных полномочий. То есть, глава государства выражает доверие органу власти,  делегирует полномочия, исходя из того, что глава субъекта РФ на своей территории должен иметь достаточные ресурсы для того, чтобы, те, кто проживает в этом субъекте РФ, были и защищены и чувствовали себя комфортно.  

Вопрос: Если у Вас есть возможность довести до главы государства объективную  информацию, речь идет не только о позитивном и хорошем? О проблемах говорите?

Петр Латышев: Конечно, на встрече с Президентом  речь шла и о проблемах. И многие сегодня проблемы заключаются в не эффективной  деятельности тех или иных структур власти. Шла речь о диспропорции, которая сформировались как тенденции на протяжении ряда лет.

Я об одной скажу: в УрФО за последние 3 года количество средних специальных учебных заведений увеличилось на 13%, а количество ВУЗов на 96%. 305 от общего числа поступающих в ВУЗы выбрали экономические и юридические специальности, но трудоустраиваются по приобретенной специальности только каждый второй.  А если учесть, что стипендия в средних специальных учебных заведениях в 3 раза ниже, чем в ВУЗе, а еще более сложное положение в учебных заведениях, которые готовят специалистов на базе среднего образования, то мы не можем не не увидеть эти диспропорции.

Сегодня у нас очень большая проблема с анализом рынка рабочей силы, сегодня у нас очень большие проблемы с прогнозированием необходимого количества  специалистов на основе размещения производительных сил. Это только одна из диспропорций, одна из проблем, о которых сегодня шла речь. Их значительно больше и в сфере здравоохранения, жилищного строительства и сфере развития АПК. У нас сегодня, к сожалению, экономические категории, расчеты далеко не всегда определяет функционирование агропромышленного комплекса.

Приведу пример по Челябинской области. Они реализуют ряд программ, в том числе связанных с производством агротехники и сельскохозяйственной техники. Они создали целую серию машин, которые одновременно выполняющих не одну, а несколько операций. Машину, в которой производительность выше,  чем у серийных в 2 или  в 2,5 раза. Результат: в 2004 году в 2,5 раза меньше потрачено топлива на обработку почти что таких же посевных площадей, на уборку урожая, подкормку и так далее. Аналогично и в Тюменской области, здесь тоже очень внимательно начали считать себестоимость. Мы уже должны уйти от того, что крестьянин может что-то посеять и потом вообще этим не заниматься, а потом убрать и требовать, чтобы у него государство купило произведенную им продукцию. А себестоимость этой продукции в 3 -  3,5 раза выше, чем в тех хозяйствах, где ведется культурное земледелие. Поэтому иногда приходится таким крестьянам объяснять, что во главу угла нормальные  люди ставят себестоимость. Надо либо ее снижать и получать больше прибыль, либо он может этим не заниматься, но тогда он рискует. Поэтому возможностей должно быть еще больше, чтобы люди действительно были активными, чтобы КПД человека, я, наверное, грубо говорю, но он был максимально высоким.

Если в наших субъектах РФ создаются условия для этого, скажем, выделяется кредит крестьянскому хозяйству или сельхозтоваропроизводителю и этот кредит страхуется бюджетом области, то это же условия, при которых человек, получив кредит, может начинать бизнес. Или если государство, приобретая технику, передает ее в лизинг крестьянину, то тоже для человека создаются условия, при которых он может раскрыть свой потенциал. И себя накормить, и других. И не быть обузой государству.

Вопрос: Мы сейчас все на пороге зимы. Как Уральский федеральный округ подготовлен к зиме? Какую оценку Вы могли бы сегодня поставить?

Петр Латышев:   Я оцениваю позитивно ту работу, которая была проведена в округе по подготовке к зиме. В настоящее время подготовительные работы к зиме практически завершены. И субъекты УрФО  занимают лидирующие позиции в РФ по данному вопросу. И, надеюсь, что мы нормально пройдем зиму. Это не просто слова, они базируются на оценке работы, которую провели.

Но проблем остается еще не мало. И об этом мы хорошо знаем: большой износ основных фондов и в энергетике, и в коммунальном хозяйстве. Мы знаем также и о том, что, к сожалению, пока в эту отрасль не пришел рынок. Но очаги, конкретные примеры, где уже сформировались новые рыночные механизмы управления,  в этой сфере есть и их география постоянно расширяется. 

Речь идет о том, что мы должны внимательно считать стоимость  гигокалории тепла. Там где сегодня в наших субъектах РФ устанавливают модульные источники тепловой электроэнергии, уже мы уходим от паропроводов, трубопроводной системы, которая насчитывает тысячи километров. А подаем тепло прямо  в микрорайоне. Ведь мы на больших генерирующих мощностях электроэнергии пара до 30% теряем тепла, мы теряем еще 40% на трассах, которые, конечно же, в изношенном состоянии. Так вот, это все уходит.

В Омской области сейчас проводится эксперимент: там устанавливают в каждой квартире газовую колонку. Человек получает столько тепла и воды, сколько ему нужно. Себестоимость ниже. И аналогичные есть примеры на Ямале и в ХМАО. Что касается комфортного жилья и задач создания комфортного жилья, то предстоит очень многое сделать и с точки зрения создания новых правовых механизмов регулирования в этой сфере как организационных, так и инженерно-правовых. Надо здесь смелее двигаться. И мы тоже будем в этом отношении активно помогать субъектам РФ, отталкиваясь от экономики.

Мы должны, наконец, четко знать: 2 района в одном субъекте РФ, рядом, в одном стоимость гигокалории в 2,5 - 3 раза выше, чем в другом. Аналогично в субъектах РФ. Поэтому предстоит очень большая работа в этом отношении. Чем будет эффективнее система предоставления производства и предоставления услуг ЖКУ, тем  она будет современней, тем она будет  надежней. Чем меньше будет отказов, тем меньше будет аварий, которые если случаются, то они носят катастрофический характер. В микрорайоне прорвало трубу, район может остаться без воды, а то и город. Так вот от этого можно уходить и удешевлять производство услуг и внедрять современные технологии. А без этого не получим комфортного жилья.

Поэтому то, что можно было сделать, готовясь к зиме, мы сделали, но прекрасно понимаем, что главная задача  - это модернизация всей системы нашего ЖКХ. Превращение его в современную эффективную отрасль экономики, работающую прямо на человека.

          Редакция благодарит пресс-службу полномочного представителя Президента РФ в УрФО за помощь в подготовке материала 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС