Леонид Земеров: Вопрос укомплектования следователями наших органов всегда стоит очень остро
Сыщик на современном российском ТВ чуть ли не самая популярная профессия. Но то на экране, в жизни, увы, все не так "шоколадно". В смысле работы как раз все нормально, дел нашим следователям всегда хватает, а вот самих следователей, да еще профессиональных, неподкупных и просто сообразительных категорически не хватает. О том - почему и не только об этом рассказал накануне в эксклюзивном интервью телекомпании "Ермак" исполняющий обязанности начальника следственного управления следственного комитета МВД по Уральскому федеральному округу Леонид Земеров. Ниже мы публикуем печатную версию этого интервью.
Вопрос: В свое время в Екатеринбурге было возбуждено громкое дело по факту деятельности компании "Уралрослизинг". Фирма предоставляла услуги по кредитованию недвижимости, а на деле оказалась не более чем финансовой пирамидой. Как продвигается следствие?
Леонид Земеров: Мы это дело приняли к производству. Расследование началось еще в Октябрьском районном управлении милиции, но в связи с большими объемами и многочисленными жалобами, было передано в МВД. Сейчас идут следственно-розыскные мероприятия по розыску обвиняемых. Никто не задержан. Все они скрылись и по имеющимся данным скрываются сейчас в ближнем и дальнем зарубежье. Пострадавших от деятельности компании "Уралрослизинг" более 350 человек.
Вопрос: Удастся ли довести дело до суда?
Леонид Земеров: Думаю, что да. Розыскные мероприятия проводятся. Как правило, опыт показывает, такие люди на совершении одного преступления не останавливаются и все равно где-нибудь еще засветятся.
Вопрос: Много ли в последнее время появляется финансовых пирамид?
Леонид Земеров: Их стало по меньше. Но громкие дела появляются. Буквально на прошлой неделе заместитель Генерального прокурора утвердил обвинительное заключение и было направлено дело в суд по финансовой пирамиде в Магнитогорске. Она существовало еще в 1999 году. Дело получилось очень объемным. Там более 500 потерпевших, а само обвинительное заключение составляет 25 томов, расследование длилось около трех лет.
Вопрос: Поле деятельности финансовых пирамид, как правило, одинаковое?
Леонид Земеров: Да. Создаются клубы, людям предлагают внести вступительный взнос 2500 долларов, эти деньги обещают вернуть, если вы приведет еще несколько членов. Причем, все прекрасно понимают и наши потерпевшие тоже, что они попали в финансовую пирамиду, но все равно в ней участвуют. И там не только играют на доверии людей. В финансовых пирамидах идет мощная психологическая обработка потерпевших. Мы даже провели ряд психологических экспертиз и нам доказали, что все финансовые пирамиды действуют по строго отлаженной схеме. Расследование показало, что те люди, которые в Магнитогорске открыли финансовую пирамиду, действовали и в Тюмени, и Башкирии. Фигуранты практически одни и те же.
Вопрос: Вы занимаетесь и расследованием дел, связанных с наркоторговлей. Можете привести конкретные примеры каких-либо дел?
Леонид Земеров: Хотел бы уточнить, что мы принимаем к производству уголовные дела, связанные с незаконным оборотом наркотиков, как правило, межрегионального характера, с признаком организованной группы, где солидное количество наркотиков поставлялось. В настоящее время у нас расследуется два уголовных дела по Челябинску. Там очень интересная группа, которая завезла 5 килограммов героина на машине из Алма-Аты. Они были задержаны при передаче героина. Сейчас мы проводим ряд мероприятий по выявлению каналов поставок героина, чтобы детально знать, откуда наркотики поступают в Уральский федеральный округ. Закончили мы и ряд уголовных дел по ХМАО, где изымались наркотики по килограмму и больше.
Вопрос: Сейчас многие предлагают легализовать наркоманию, разрешать наркоманам покупать наркотик для себя в аптеке. Это якобы приведет к снижению преступности, связанной с наркоторговлей. Как Вы относитесь к этой идее?
Леонид Земеров: Это абсурдное предложение. Ни для кого не секрет, что наркоманы – это больные люди. Надо продумать их лечение, реабилитацию. А не позволять легально использовать наркотики. Это приведет к тому, что произойдет новый всплеск интереса молодежи к наркотикам.
Вопрос: А Вы за ужесточения наказания наркторговцев?
Леонид Земеров: Да, санкции должны быть самые жесткие, вплоть до пожизненного заключения. На практике судов Екатеринбурга в последние года три по сбытчикам наркотиков были жесткие наказания. Меньше 7 лет там нет.
Вопрос: Уже несколько лет говорят о возможности создания федеральной службы расследований, которая бы объединила органы следствия Генпрокуратуры, МВД, Таможенного комитета, ФСБ. На Ваш взгляд, насколько это целесообразно?
Леонид Земеров: Эта идея существует давно. На моей памяти еще с 1987 года, когда пытались отделать органы предварительного следствия, отделить органы дознания от милиции, чтобы сделать следователей независимыми. Целесообразно создать службу расследования, которая бы объединила всех следователей, независимоот того, где они работают. Но этот вопрос очень сложный. Нужны большие затраты, укомплектование штата. Ведь эта служба должна сразу же приступить к работе, с первого дня, как только будет создан, ведь следствие ни на минуту приостанавливать нельзя. Все это требует проработки.
Вопрос: Есть ли примеры существования таких служб за границей?
Леонид Земеров: В Казахстане в свое время создавался такой комитет. Но он просуществовал недолго, и все вернулось в старую схему, то есть ведомственное следствие. В Белоруссии следственный комитет более самостоятельный, но существует при МВД, следователи прокуратуры тоже есть. То есть, как такого разделения практически нигде нет.
Вопрос: В одном из интервью заместитель генпрокурора Юрий Бирюков высказал серьезную критику в адрес Следственного комитета. Мол, большинство милицейских дел касаются мелких преступлений и не представляют сложности для расследования. Что Вы можете сказать?
Леонид Земеров: Милицейские следователи находятся на передовой борьбы с преступностью. Большинство следователей работает в районных отделениях и они непосредственно контактируют с населением. Их основная задача своевременно реагировать и помогать населению. И 98% всех уголовных дел, которые вообще доходят до суда, это дела, которые расследуются следователями районных управлений дел.
Вопрос: В следственных подразделениях МВД большая текучка кадров. Ежегодно следственный аппарат МВД теряет 7-9 тысяч человек. Насколько эта проблема актуальна для Уральского федерального округа?
Леонид Земеров: У нас ситуация такая же как и по всей стране. Вопрос укомплектования следователями с высшим юридическим образованием всегда стоит очень остро. В прошлом году из следственных органов УрФО ушло порядка 800 человек, это практически каждый 5 следователь. Здесь и большие нагрузки сказываются и, конечно, зарплата. Молодые люди на зарплату в 4-6 тысяч содержать семью просто не в состоянии. Многие следователи, когда увольняются, уходят или в адвокатскую работу, или переводятся в прокуратуру или в коммерческие структуры. А для следовательского персонала проблема остается.
Редакция благодарит телекомпанию "Ермак" за предоставленные материалы