15 Декабря 2024
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBzpBq
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

"Левый" подкоп под правый руль

Народ пробился сквозь мелкое сито отбора и задал-таки президенту волнующий вопрос – будут ли запрещать иномарки с правым рулем? Получил ответ "нет" и расслабился. И всего через пару недель после "прямого" общения с президентом народу достался сюрприз. Сюрприз иезуитский, из серии "проблема пришла, откуда не ждали". Запрещать правый руль и вправду никто не стал, правительство не стало даже повышать таможенные пошлины, к боевому отпору чего владельцы "японок" были хотя бы морально готовы. Изменились всего-навсего внутренние таможенные документы. Правда, цену этих изменений невозможно не заметить – удорожание "растаможки" произошло в среднем от $700 до $3000 за один праворульный автомобиль. Атака на "правые" иномарки оказалась столь же неожиданной, сколь и невероятно плохо подготовленной. В результате работа дальневосточной таможни полностью парализована, а многие из тех, чьим бизнесом являлась торговля японскими автомобилями, ищут возможность в судебном порядке вернуть все, как было.

Узкому кругу владивостокских таможенных декларантов, занимающихся японскими автомобилями, об изменениях стало известно вечером 4 октября. 5 октября ушло на перепроверку, анализ и распространение информации. 6 октября в портовых городах Дальнего Востока, где торговля продукцией японского автопрома дает едва ли не 70% рабочих мест, началось забастовочное движение – митингующие пикетировали Дальневосточное таможенное управление. 7 октября свой протест выразили и уральские автомобилисты – в Екатеринбурге несколько десятков "японоводов" с листовками, наклеенными на стекла, оранжевыми ленточками на антеннах машин и включенными фарами совершили символический проезд по кварталу, где сосредоточены здания городской, областной и федеральной власти. Пока это лишь эмоция, демонстрация того, что народ против.

"У меня и "восьмерка" была, и "девяносто девятая" была. "Девяносто девятую" я вообще приобретал новую, разбирал полностью, салон проклеивал. Но после месяца езды машина превращалась в хлам, а качество новых запчастей, которые я на нее устанавливал, оставляло желать лучшего. Я пытался делать из наших "конструкторов" машины – ничего не получилось, - возмущенно говорит Юрий, совладелец автосервиса, приехавший на пикет на эффектной ярко-красной турбированной полноприводной Toyota Celica, как оказалось – 89 года выпуска, во что с виду с трудом верилось, - Этой машине уже 16 лет, я купил ее после аварии, сделал сам вместе со своими сотрудниками и это - отличный автомобиль. Я еще пять лет на ней проезжу, а на этот таз не пересяду, - машет он рукой в сторону проезжающей мимо "девяносто девятой".

Что до юридической стороны дела, то пока, говорят дилеры, бороться не с чем. Половина положенных документов по нововведениям отсутствует, а как появится – там и видно будет, есть основания судиться с государством или нет. Суть различий между прежним и нынешним подходами заключается в том, что раньше японские машины проходили таможенную очистку на основании таблицы из пяти пунктов – марка автомобиля, объем двигателя, тип кузова, год выпуска, вид топлива. По этой таблице рассчитывалась оценочная стоимость машины, а из этой стоимости впоследствии исчислялся размер пошлины. Оценка рассчитывалась очень усредненно и, благодаря немногочисленным заложенным в таблицу параметрам, на бумаге стоимость машины, а значит и таможенной пошлины оказывалась совсем невысокой. Многие дилеры и сейчас открыто признают, что оценка получалась сильно заниженной и это, естественно, их устраивало.

Так "таможились" бывшие в употреблении машины, купленные частниками на портовых стоянках, на которые не было официально зарегистрированных цен. Но был и другой вариант. Параллельно со стихийной торговлей в Японии есть система автомобильных аукционов, через которые более цивилизованным способом – с осмотром и оценкой специалистами, путем электронных торгов продается японский автомобильный сэконд-хэнд. Через аукционы покупают машины, как правило, не автолюбители-одиночки, а автофирмы, поставляющие целые партии подержанных японских автомобилей по всей России. Аукционы позволяют обеспечивать гарантию качества автомобиля – в подробном аукционном листе излагается вся информация о машине, вплоть до мелкой царапинки на бампере. Но, кроме аукционного листа, покупатель получает и документ под названием "инвойс", в котором отражена реальная стоимость покупки. Причем, купленный на аукционе автомобиль по объективным причинам дороже аналогичного на портовой стоянке. Аукционные автомобили растаможивались уже не по таблице, а на основании реальной цены в инвойсе.

Новая система предусматривает создание специальных каталогов, в которые будут занесены все модификации японских автомобилей и их реальная стоимость. Кроме каталожной цены к каждому конкретному автомобилю, по словам дальневосточных таможенников могут быть применены как повышающие (за дополнительное оборудование, кожаный салон, литые диски и т.п.), так и понижающие (за ржавчину, степень аварийнсти кузова и т.п.) коэффициенты. Примерно по аналогичному принципу уже много лет "таможатся" машины, ввозимые в Россию из Европы. Для "японцев" и "корейцев", завозимых в Россию через дальневосточные порты, до сих пор по какой-то причине существовали особые правила. Оценка стоимости автомобиля по новой системе вырастет в 2-3 раза, таможенная пошлина, в среднем, на $1,5-2 тысячи.

Любопытно, что мнения по поводу подковерных действий Дальневосточной таможни в профессиональном сообществе разделились. Финансовый директор екатеринбургской компании "Авто@Мост" Максим Кудрин в интервью Накануне.RU заявил, что идею автомобильной акции протеста не поддерживает, а в действиях таможни видит больше положительного, нежели отрицательного.      

"На компаниях, которые наладили цивилизованный бизнес и работают "по-белому" изменения серьезно не отразятся, цены изменятся максимум на $100-200. Мы будем продавать по старым ценам. Дело в том, что японская сторона выставляет нам инвойс на автомобиль, где заранее определена его стоимость. Исходя из этого официального документа, таможня и обязана рассчитать платежи за автомобиль. Поэтому наша компания не пострадает, как и другие, которые могут получить официальный документ у японской стороны. Действия таможенников ударят, прежде всего, по нецивилизованным перевозчикам, "базарным людям", которые при ввозе сильно занижали реальную стоимость машин. До этого в тарифной сетке были просто выдуманные цены, а сейчас создаются каталоги с реальными цифрами. В результате частные продавцы, которые возили машины непонятно какого качества по непонятным ценам, отпадут, а серьезные фирмы, которые занимались этим бизнесом, продолжат им заниматься. Для России, я думаю, что это даже и плюс, поскольку пропадут те люди, которые машины берут просто на разборках. Может быть, это не специально во благо, но так получилось, что во благо. А на рынке просто будут автомобили лучшего качества", - заявил Максим Кудрин. 

С ним не согласен его коллега, директор компании "Сумоторс" и один из организаторов пикета Владислав Гриценко: "Цены в каталогах вводятся необъективные. На некоторые модели указаны изначально завышенные цены, машины в Японии столько не стоят. А из этого получается и более дорогая таможня и, как следствие – меньший спрос на автомобили с правым рулем. Вырастет и уровень коррупции в органах таможни. Дело в том, что у таможенников появилась обширная база для принятия субъективных решений. В каталоге, который сейчас появился, есть далеко не все модификации автомобилей. Например, Toyota Corolla есть только с двигателем 1,8 л. А у этой машины могут быть двигатели и 1,5 л, и 1,3 л, а они же сильно дешевле стоят. На вопрос таможенникам, как считать эти машины, они ответили – ну, примерно чуть подешевле. То есть, таможенник примет решение сам, то ли она будет $6 тысяч стоить, то ли $8 тысяч".

На момент написания статьи даже такие неполные каталоги были разработаны лишь по двум маркам – Toyota и Mitsubishi, на подходе, по слухам, были аналогичные документы по Subaru, Daihatsu и Nissan. По остальным – еще позже. Из чего отлично видно, что решение не было хорошо проработано и принималось в большой спешке. Зачем и кому это выгодно - у продавцов и владельцев праворульных автомобилей догадка примерно одна – АвтоВАЗу, который из-за постоянно увеличивающегося ввоза подержанных японских машин с каждым годом теряет все больше покупателей. Правительство много раз шло на уступки отечественным автопроизводителям, формировало по их просьбе запретительные пошлины на ввоз наиболее пожилых иномарок, старше 7 лет, отсекая самый недорогой иномарочный сегмент, который по ценам напрямую конкурировал с ВАЗовской продукцией. Но цены на "Лады" растут так быстро, что они уже сравнялись и с весьма "свежими" японками. Однако дальнейшие обращения к правительству нужного эффекта не дают, ВАЗовское лобби за последнее десятилетие исчерпало кредит доверия, поскольку даже в условиях запретительных пошлин не смогло предложить потребителям ничего, кроме дальнейшего повышения цен. Возможно, лоббисты отечественного автопрома решили действовать напрямую через таможню, чтобы внести сумятицу в иномарочный рынок и подтянуть тем самым свои не слишком блестящие показатели. Иначе столь поспешные действия таможни объяснить трудно, поскольку у самой таможни с выполнением годового плана особых проблем нет.

Сумятицу и неопределенность внести удалось. С середины прошлой недели таможню не прошел ни один японский автомобиль. Они копятся на складах, пока их владельцы пытаются понять, как действовать дальше. И сколько продлится эта ситуация совершенно не ясно. Вопросов пока больше, чем ответов. Будет ли теперь таможня принимать во внимание инвойсы или таможенная очистка автомобилей будет происходить только по каталогам? Действительно ли новая система заставит уйти с рынка частных перекупщиков и оставит на плаву лишь цивилизованные компании? А ведь это будет означать глобальный передел рынка, на котором доминируют (в Екатеринбурге – 70-80% и чем дальше на восток, тем больше) именно частники. Действительно ли ценники на праворульные автомобили придется переписать на несколько тысяч долларов вверх? И если да, то каковы вообще перспективы японских автомобилей на российском рынке, по крайней мере, на его европейской части? Ведь именно $2-3 тысячи и разделяли до сих пор японские и европейские аналоги и определяли предпочтения многочисленной и не слишком пока состоятельной в массе своей касты российских автовладельцев. Многие ли выберут правый руль, если точно за эти же деньги можно взять левый?

Ответы на этот вопрос пока имеются лишь в виде предположений. Позитивных для тех, кто возит в регионы праворульные автомобили и не слишком радужных для потребителей. "Как следствие должно произойти повышение стоимости продукции АвтоВАЗа, а также повышение стоимости иномарок, ввозимых из Европы и новых импортных автомобилей. Практика показывает, что когда происходят подобные мероприятия в нашей стране, все цены поднимаются. В результате японские машины опять окажутся на более выгодной позиции. Скорее всего, так и произойдет" – прогнозирует Владислав Гриценко.

В такой прогноз, худший для потребителя, верится без труда. Потому что изменений с обратным результатом российские автовладельцы пока не встречали.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС