Малая поддержка малого бизнеса
От малого – к большому. Целое всегда состоит из множества небольших частичек, и, чем развитее страна, тем больше места в экономике занимает малый и средний бизнес. В европейских странах это 75-80%. В России, в лучшем случае, 30%. О проблемах малого и среднего бизнеса говорили много и громко и, как отмечают сами предприниматели, ситуация потихоньку меняется в лучшую сторону, но уж слишком медленно. Так, в России до сих пор не принят закон о поддержке малого бизнеса, все еще нет законодательно закрепленных критериев, какое предприятие считать микро, какое малым, а какое средним. О том, что "где развивается малый бизнес, там меньше бедных и ниже показатели смертности" , напомнил в своем послании Федеральному Собранию РФ Владимир Путин.
Тем не менее, сказать, что малые и средние предприятия совсем не развиваются, тоже нельзя. Так, в Уральском федеральном округе количество малых предприятий увеличилось на 14,5%, при том что по России в целом этот показатель составил только 5,5%. В округе зарегистрировано порядка 76 тыс. малых предприятий и 249 тыс. индивидуальных предпринимателей. Что касается Свердловской области, то доля занятых в малом бизнесе от общего числа занятых в экономике области составила 26,9%. Одну треть годового оборота дает именно малый бизнес.
Однако статистические данные нуждаются в серьезной корректировке. Как заявил Накануне.RU президент екатеринбургской ассоциации малого бизнеса Владимир Лобок, адекватной статистики не существует. "Может, количество предприятий и увеличивается, но чисто формально. Бизнесмены, не закрывая предыдущий бизнес, открывают новый, а старый уже не работает", - отмечает Владимир Лобок. По его словам, когда несколько лет назад проходила перерегистрация, то количество малых предприятий уменьшилось, чуть ли не на 40%. Дело в том, что многие просто не пришли на перерегистрацию, так как их бизнес уже не работал.
Кроме того, сейчас происходит процесс диверсификации бизнеса, то есть предприниматели по каким-то причинам меняют сферу деятельности. И, как говорит президент екатеринбургской ассоциации малого бизнеса, если "пять-шесть лет очень многие хотели открыть свое дело, то сейчас существует обратная тенденция: предприниматели становятся наемными рабочими". Нередко происходит так, что человек, владеющий совсем маленьким предприятием, зарабатывает меньше, чем его работники. |
Проблемы малого бизнеса давно уже всем известны: высокий социальный налог, сложность получения банковского кредита, (а если его все-таки получить удается, то бешеные проценты), отсутствие помещений. К примеру, в Екатеринбурге аренда 1 кв.м офисного помещения в центре города стоит 2 тыс. руб. Учитывая, что необходимо, как минимум, 50-80 кв. м, сумма существенна. Более того, пока никуда не исчезла коррумпированность чиновников, поэтому получить необходимую документацию крайне сложно.
Нашумевшая когда-то история с бехатоновой плиткой, которой выложено полгорода, является очередным тому подтверждением. По словам председателя совета НП "Комитет 101" Дмитрия Головина, и сегодня давление продолжается, только в другой форме. "Давлению мэрии пытаются придать легитимность. Сейчас ни один проект магазина не может быть согласован во властных структурах, если там нет бехатоновой плитки. Проект просто заворачивают. А, между тем, никто не знает, каким должен быть этот проект, ведь технический регламент не прописан. Когда чиновникам об этом говоришь, они отвечают, что данным вопросом некому заниматься", - заявляет Дмитрий Головин.
Но это в большей степени относится к торговле, в которой ни много ни мало более 40% малых предприятий. Обрабатывающие производства занимают 12,1%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 15,8%, строительство – 10,7%, торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт – 4,8%, гостиницы и рестораны – 1,3%, транспорт и связь – 4,2%, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 2,2%.
Получается, что торговля на сегодняшний день является самым прибыльным видом деятельности в Екатеринбурге. Президент екатеринбургской ассоциации малого бизнеса Владимир Лобок подчеркивает, что город в значительной степени "развивается как пересечение всех торговых путей, поэтому, естественно, в данной сфере выгодно пробовать и открывать, и расширять бизнес. Но факт говорит не о том, что направление самое перспективное, а о том, что менее выгодно работать, например, в производственной сфере".
Это палка о двух концах: для того, чтобы заработать деньги в сфере торговли, нужно сначала их иметь. В других сферах, где не такая жесткая конкуренция, на первоначальном этапе может быть проще. Вопреки распространенному мнению, для малого бизнеса постоянно открываются новые ниши. "В Екатеринбурге рынок насыщен. Чем больше рынок, тем больше возможностей для малого бизнеса. Но для него нужна фантазия", - уверен Дмитрий Головин. |
Начинающий индивидуальный предприниматель из Верхней Пышмы Дмитрий Акулов рассказал Накануне.RU, что идея основать своего бизнеса у него появилась сама собой: "Мы с друзьями очень любим отдыхать за городом, но столкнулись с проблемой, что сложно найти и снять коттедж. Тогда появилась мысль создать фирму, где была бы собрана вся информация по загородным домам, которые сдаются внаем". Еще один пример: один мой знакомый организовал мини-фирму по ремонту резиновых лодок. Эта ниша оказалась полностью свободной, так как раньше такую услугу никто не предоставлял.
Но, все же, такие примеры достаточно редки, и вовсе не потому, что не хватает идей, а лишь из-за того, что их сложно воплотить. Касаемо моего знакомого, то ему удалось открыть свою мини-фирму лишь из-за того, что, в силу ряда причин, у него не было проблем с помещением. Если речь идет не о микробизнесе, а, хотя бы, о малом, то тут уже трудностей больше. Имеется в виду даже не чиновничий произвол (который в каких-то городах может отсутствовать), а слабая поддержка государства.
Всем известно, что производить всегда сложнее, чем продавать, но именно на производстве все и держится. Сегодня много говорится о необходимости внедрения инновационных, нанотехнологий, но условий для этого не создано. "Существует цепочка: фундаментальная наука – отраслевая (прикладная) наука – малые инновационные предприятия. Во всем мире они являются двигателем, потому что мобильны, меньше боятся рисков, и осваивают принципиально новую продукцию. Малый инновационный бизнес и есть тот локомотив, который тащит за собой всю страну", - заявил Накануне.RU заместитель генерального директора фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Михаил Шубин.
Но отсутствие оборотных средств и производственных площадей серьезно сдерживают увеличение количества малых инновационных предприятий. "Количество бизнес-инкубаторов исчисляется двумя сотнями. Инновационно-технологических центров существует всего порядка 80-и. Для России это ничто", - подчеркивает Михаил Шубин.
Примерно так же обстоят дела с господдержкой в других сферах. По словам председателя комитета по развитию малого предпринимательства Свердловской области Евгения Копеляна, в 2006 году финансирование увеличилось по сравнению с 2005 годом в три раза. На поддержку малого бизнеса в прошлом году было потрачено порядка 280 млн руб. Эти деньги пошли на беспроцентные ссуды и залоговые обязательства, которые берет на себя комитет перед банками, компенсационные займы. Однако всего этого явно недостаточно.
"Для Свердловской области объем поручительств следовало бы увеличить раз в сто ", - считает президент екатеринбургской ассоциации малого бизнеса. Хотя, по словам эксперта, одно только увеличение господдержки к нужному эффекту также не приведет. Дело в том, что поддержку могут получить те, кто не очень-то в ней нуждается. "Тот, кто сейчас платит все налоги, он находится в положении намного худшем, чем тот, кто хотя бы 30% фонда оплаты труда выдает неофициально. Кто может выиграть конкурсы? Кто предлагает более низкую цену, а это тот, кто не платит налоги, - отмечает Владимир Лобок. - У нас система содействия поддержки не совсем ориентирована на поддержку социально ответственного бизнеса. Она только-только начинает появляться".
По словам президента екатеринбургской ассоциации малого бизнеса, например, в Германии даже в законе прописаны меры стимулирования лишь перспективного и полезного бизнеса. В результате поддерживаются те предприятия, от которого пойдут достойные поступления в бюджет или которые выполняют социальную функцию.
Заместитель генерального директора фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Михаил Шубин также считает, что должна быть комплексная целенаправленная программа развития малого бизнеса. Так, в некоторых западных странах существуют законодательные обязательства при получении крупной фирмой государственного заказа, отдать часть его на субподряд малым фирмам. Чаще всего, это выгодно и малому, и крупному бизнесу. "Скорее всего, с течением времени внимание крупных игроков на рынке будет обращено на малый бизнес. Это как в анекдоте: не буду я комбайн заводить ради каждого колоска", - прогнозирует председатель совета НП "Комитет 101" Дмитрий Головин.
Тем не менее, пока России далеко до Запада в плане поддержки малого бизнеса. Впрочем предприниматели сами признают, что государство делает определенные шаги в их сторону. Определенные надежды на то, что шаги станут длиннее, внушает послание Президента РФ Федеральному собранию РФ, ведь, как говорит Михаил Шубин, "как "начальство" сказало, так оно и будет". Впрочем, для того, чтобы ситуация в сфере предпринимательства кардинально поменялась, нужен не один год...