Замначальника погранслужбы РФ Александр Манилов: Мы вернулись в то состояние, в котором находились 70 лет
Заместитель начальника пограничной службы РФ генерал-лейтенант Александр Манилов приезжал накануне в Екатеринбург для участия в итоговом совещании пограничного управления ФСБ РФ по Уральскому федеральному округу. Еще недавно, Александру Манилову, вероятно, пришлось бы ехать для участия в подобном совещании в Челябинск. Региональное управление только недавно из столицы Южного Урала перевели в столицу Среднего Урала. А российское погрануправление, вообще, реформируют почти два года.
Тепло ли пограничникам под крылом ФСБ? К чему приведет амнистия трудовых нелегалов? Сколько Афганистан собирается поставить героина в Россию? Почему американцы не хотят ничего слышать о полях, засеянных наркотиком? Идут ли пограничники в контрактники? В каком качестве останутся российские пограничники на афгано-таджикской границе? Об этом Александр Манилов рассказал в интервью Накануне.RU.
Вопрос: Приведет ли амнистия трудовых нелегалов к увеличению потока мигрантов?
Александр Манилов: Создание условий для пребывания мигрантов на территории Российской Федерации позволит навести порядок в этой сфере деятельности и учитывать ту трудовую силу, которая есть. Мы сможем создать людям нормальные условия, а не скотские, когда предприимчивые бизнесмены держат мигрантов как рабов, отбирая документы.
А сейчас мигранты встанут на учет, будут идти налоги в бюджет, будет создана и единая система учета, контроля за перемещением через границу мигрантов. Люди станут приезжать, зная, что их ждут.
А пока мигранты въезжают на территорию России по законным документам на два или три месяца, но остаются здесь дольше и фактически не регистрируются. По Российской федерации такие случаи исчисляются миллионами. По Уральскому федеральному округу – сотнями и тысячами.
Вопрос: Прошло около двух лет с тех пор, как пограничное управление вошло в ведение ФСБ. Что принципиально поменялось? Стало ли управление менее самостоятельным?
Александр Манилов: В рамках РФ появились новые угрозы безопасности. В том числе, и в экономической сфере. Это, прежде всего, угроза терроризма, наркотики, миграция и организованная преступность. Нужно вписаться в единую систему обеспечения безопасности государства. И сегодня руководство страны сочло необходимым так поступить.
Что это дает? Практически всю свою предыдущую служебную деятельность, начиная с 1917 года, мы были в системе органов КГБ СССР. Сегодня мы вернулись в то состояние, в котором находились почти 70 лет.
Управление выполняет задачи не столько войсковые, а правоохранительные, специальные задачи. Для нас, влившихся в структуру ФСБ, многие вопросы теперь решаются проще. По некоторым вопросам идет притирка, и это естественный процесс. В целом, я считаю, что государство, создав единую систему, поступило правильно.
Вопрос: Зачем нужно было разделять влияние пограничного управления по федеральным округам?
Александр Манилов: Все приведено в единую систему уровня власти и уровня управления. Конечное оформление – оформление уровня действий на местах. Так, региональное пограничное управление по Уральскому федеральному округу недавно перенесли из Челябинска в Екатеринбурге, потому что в Екатеринбурге существуют все структуры федеральной власти.
На уровне начальника регионального пограничного управления и его структуры, должно организовываться взаимодействие с федеральными органами, со структурой ФСБ, налоговой службой, представителями администрации президента т.д. Все федеральные структуры сегодня находятся в рамках столиц федеральных округов, и пограничное управление не должно находится в отрыве от этой системы.
Вопрос: Как идет перевод пограничников на контрактную основу? Сколько процентов переведено?
Александр Манилов:Поставлена задача до 2010 года полностью перевести пограничное управление на прохождение службы по контракту. На сегодняшний день контрактников у нас служит где-то 40-50% от общего количества пограничников. А на российско-казахстанском участке границы вообще нет служащих по призыву. Такая же картина на границе с Украиной.
Сейчас такая работа активно проводится в Северо-Западном пограничном управлении, и до 2007 года все там будут переведены на контрактную основу. На других участках границ служащие по призыву пока еще остались.
Вопрос: Не привело ли принятие "упрощенного" порядка въезда в Россию из Таджикистана и Киргизии к увеличению наркотрафика?
Александр Манилов: Я бы не акцентировал внимание на упрощении въезда из Таджикистана и Киргизии. В целом, мы отмечаем увеличение наркопотока из стран Центральной Азии, в том числе из Таджикистана и, в том числе, поставку этих наркотиков на территорию Российской Федерации. Но это не только из-за того, что упрощены процедуры пересечения границы для граждан Таджикистана.
Увеличение наркотрафика связано с тем, что это очень
Фото: as.baikal.tv |
Кроме того, в Афганистане есть специальные отряды по выращиванию наркосодержащих культур. И пока еще только начинается работа по борьбе с наркопосевами в Афганистане. Сегодня на территории Афганистана имеется 140 т готового для транспортировки героина. Представьте – 140 т!
Эта информация получена по данным бюро по борьбе с наркотиками ООН, которое работает на территории Афганистана и изучает эти вопросы. Оценка дается по посевным площадям, а посевные площади сегодня засекаются из космоса, также есть оперативная информация.
Есть данные и по лабораториям. Кстати, когда начиналась
Фото: as.baikal.tv |
Вопрос: Будут ли находиться российские пограничники на афгано-таджикской границе?
Александр Манилов: Буквально 1,5 месяца назад произошла с участием президента Таджикистана и ветеранов-пограничников Душамбе торжественная передача границы Таджикистана с Афганистаном. Президент очень высоко оценил деятельность российских пограничников по охране границ Таджикистана. Многие наши пограничники получили ордена и медали.
В то же время, российские пограничники из Таджикистана не уходят. В рамках соглашения, которое подписали два наших президента, мы переходим к новому формату сотрудничества и остаемся с 1 января 2006 года как оперативная пограничная группа ФСБ России на территории Таджикистана.
В задачи нашей оперативной группы будет входить оказание советнической помощи таджикским пограничникам, оказание практической помощи в обучении кадров и реализация сохранности государственной границы.
Таджикские пограничники будут обучаться в наших учебных заведениях. Мы организовали подготовку, и курсы действуют в Таджикистане. Эта работа будет дальше продолжена. Наши советники работают во всех пограничных отрядах.