"Маршрутки" риска
Кто хоть раз ездил на "маршрутке", вцепившись в кресло обеими руками и в ужасе закрывая глаза на каждом перекрестке, знает наверняка, что время - деньги. Мы не о тех 15 рублях, заплатив которые вы сможете за полчаса добраться с Химмаша до центра Екатеринбурга. В погоне за прибылью водители "маршруток" часто нарушают правила, жертвуя безопасностью своих пассажиров: выезд на встречную полосу и поворот на красный свет - это уже классика. Такое лихачество не обходится без последствий: в 2006 году количество ДТП с участием "Газелей" на Среднем Урале выросло в 1,5 раза. В ГИБДД говорят, что навести порядок на дорогах мешают многочисленные законодательные прорехи, благодаря которым владельцев желто-белых "гробов на колесах" (так называют маршрутные такси в народе) очень непросто привлечь к ответственности. Но навести порядок на дорогах все-таки можно.
* * *
Ничто в природе, как известно, не терпит пустоты. Рынок автоперевозок не исключение. Морально и физически устаревшие советские "ПАЗы" и "ЛИАЗы", принадлежащие муниципальным автопредприятиям, постепенно вытесняют с рынка недорогие
Фото: Накануне.ru |
Но даже для Екатеринбурга 1000 "маршруток" - многовато. Между ними существует огромная конкуренция, в которой побеждает тот, кто наглее и проворнее и для кого не зазорно проехать на красный свет, обогнав конкурента. Тем паче, что зарплата водителя маршрутного такси, как правило, зависит от количества перевезенных пассажиров, поэтому время для него, действительно, деньги. Мне самой не раз приходилось в полусогнутом состоянии ехать в "маршрутке", подпрыгивая на трамвайных рельсах и крутых поворотах под "Владимирский централ". При этом, водитель успевал еще разговаривать по сотовому телефону и, полуобернувшись, брать деньги за проезд (по правилам, в общественном транспорте должны быть кондукторы).
Статистика аварий с участием пассажирских "Газелей" впечатляет. На Среднем Урале в 2006 году произошло 57 ДТП, а годом ранее - 37. Почти 3,5 тысячи водителей привлечены к административной ответственности. В Челябинске на долю "маршруток" приходится 80% аварий с участием общественного транспорта. |
Но не только водитель несет ответственность за безопасную перевозку пассажиров. Львиная доля ответственности ложится на плечи владельцев частных автопредприятий, которые нередко попросту плюют на свои обязанности. В 2006 году в
Фото: foto.gazetazp.ru |
Накануне в Екатеринбурге состоялось расширенное заседание свердловских законодателей, посвященное безопасности пассажирских перевозок. Пожалуй, впервые за много лет теме пассажирской безопасности было уделено должное внимание (то ли прошлогоднее заявление президента о необходимости бороться с ДТП повлияло, то ли аховая аварийность на дорогах - скорее всего, одно с другим связано). На заседание были приглашены главы городов, представители Минпрома, ГИБДД, автоперевозчики.
Сотрудники среднеуральской госавтоинспекции скрытой камерой сняли документальный фильм.
Первый кадр - припаркованные на ночь "Газели", второй кадр - водитель утром садится в машину и едет за пассажирами. Ни водителя, ни автомобиль перед выходом в рейс никто не осматривает. Нередко водители оставляют "маршрутки" рядом с домом или на платной парковке, тогда как они должны стоять на отведенной площадке, где всегда находятся врач и слесарь. |
Самая большая беда, признался начальник среднеуральского ГИБДД Юрий Демин, - отсутствие на Среднем Урале и на уровне государства закона, регулирующего сферу пассажирских перевозок. Создавшийся правовой вакуум не позволяет наглухо забить разного рода лазейки, которыми пользуются автоперевозчики. Например, предприниматель, лишенный лицензии, запросто может передать свои автомобили, техническое состояние которых нередко оставляет желать лучшего, другому предпринимателю и по-прежнему иметь свой доход.
В том, что общественные автоперевозки доходны, нет сомнений. Доказательством тому служат и растущие ряды "маршруток", и
Фото: www.ural-chel.ru |
Но и льготников возить кто-то должен - муниципальное предприятие в Первоуральске полностью развалено, и весь общественный транспорт принадлежит частникам, которые, естественно, не хотят платить по государственным обязательствам из своего кармана.
Если отвлечься от монетизации льгот, то, как показывает омский опыт, посредством конкурсного отбора частных автоперевозчиков, действительно, можно навести какой-никакой порядок на дорогах. |
"У нас те же проблемы, что и в Свердловской области. Мы с помощью ученых рассчитали, сколько единиц общественного автотранспорта необходимо - 1,5 тысячи. Был проведен конкурс среди владельцев "маршруток". Поступило 5170 заявок от почти 500 перевозчиков. Победили немногим боле 200", - рассказал начальник отдела технического надзора УГИБДД Омской области Александр Новак. В Омске тоже не обошлось без акций протеста, зато сейчас горожане, передвигаясь на "маршрутке" из пункта А в пункт Б, могут не опасаться за свое здоровье. Во всяком случае, не так, как раньше.
В Омской области, кстати, закон, регулирующий деятельность автоперевозчиков, действует уже не один год. В рамках закона разработан целый комплекс мероприятий по выявлению и пресечению нарушений правил перевозки пассажиров. На
Фото: Валерий Матыцин www.7c.ru |
И что еще примечательно: в Омске вы не увидите за рулем "маршрутки" ни одного кавказца или киргиза, почти не понимающих по-русски. Я ни в коем случае не хочу показаться националисткой. Дело в другом: отследить водительскую биографию гастарбайтеров практически невозможно, сомнение часто вызывает и происхождение их прав на управление транспортным средством. Да и в конце концов, антитеррористическая угроза до сих пор не снята с повестки дня. В Омске гражданам других государств не разрешается водить "Газели" и автобусы. На стройке работать или улицы убирать - это пожалуйста.
В Екатеринбурге же едва ли не каждый пятый водитель "маршрутки" - житель стран ближнего зарубежья. Сами автоперевозчики утверждают, что они вынуждены брать на работу иностранцев, так как не хватает водителей. Но еще раз отметим, что "маршруток" в городе переизбыток. Если их количество в результате конкурса сократится, то проблема дефицита водителей будет отчасти решена. Другое дело, что не хватает квалифицированных водителей. |
Начальник Уральского управления государственного дорожного надзора Виктор Андреев с сожалением отметил, что советская школа подготовки шоферов приказала долго жить. Не открою большой тайны, если скажу, что сегодня не обязательно учить правила и нарабатывать опыт - права можно купить на каждом углу. Он предложил, чтобы водителей общественного транспорта сегодня готовили только автошколы, аккредитованные при Минтрансе, а автоперевозчики более тщательно подходили к подбору водительских кадров. ГИБДД готова предоставить владельцам "маршруток" данные об их прежних нарушениях.
Однако среднеуральские законодатели, в отличие от омских коллег, разработкой регулирующего пассажирские перевозки закона почему-то упорно не хотят заниматься, кивая на федеральный уровень. Конечно, отдельные законы и правовые акты в сфере пассажирских перевозок есть, однако, сообщил
От муниципалов порядок на дорогах, действительно, во многом зависит.
Пресловутый 131 ФЗ отдал организацию транспортного обслуживания населения на откуп местным властям. Однако они зачастую сами создают препятствия для безопасных перевозок, заключая договоры на обслуживание одного маршрута сразу с несколькими бизнесменами. Отсюда и нездоровая конкуренция. Кроме того, в договорах, как правило, четко не прописаны обязанности автоперевозчиков, что многим из них, конечно же, на руку. |
Но не будем обобщать. Несмотря на отсутствие четкого законодательного регулирования, далеко не все частные автоперевозчики спустя рукава относятся к безопасности пассажиров. Гендиректор компании-автоперевозчика "Автобусные перевозки" Виктор Веденеев рассказал, что
Фото: informpskov.ru |
Перевозки на дальние расстояния, вообще, отдельная тема. "Газели" по своим техническим характеристикам не могут возить людей на расстояния свыше 50 км, тогда как платформы автовокзалов пестрят "маршрутками", пункт назначения которых находится за 150-200 км от пункта отправления. Среднеуральский Минпром только сейчас заявил, что на новых маршрутах "Газели" ходить не будут. Правда, снимут ли их с уже имеющихся - непонятно. |
Упорядочить работу частников на рынке общественных автоперевозок не только нужно, но и можно. Было бы желание. Потому как беззаконие порождает другое понятие с той же приставкой - отнюдь не безопасность, а безнаказанность. И государство, и местные власти должны всерьез озаботиться проблемой безопасности своих граждан: перевозить людей - это вам не апельсины или картошку. Еще одна цифра - в 2005 году только в Свердловской области в результате ДТП с участием общественного транспорта погибло 10 человек, в том числе дети...