Меркель-Шрёдер: ждем серию пенальти
Легким движением руки победа превращается… превращается…
Чудны дела твои, господи! Нет, право слово, политические скáчки, которые дарит западному обывателю система свободных демократических выборов нет-нет, да и преподносят сюрпризы похлеще футбольных баталий. Они периодически то тут, то там встряхивают и заставляют изумленно приоткрыть глаза сонную и в целом благообразную старушку-Европу. С футболом сравнение не случайно – вспомним хотя бы, как в финале Лиги Чемпионов – 2005 явный фаворит ко второму тайму имел громадную фору 3:0, и как он за 10 минут пропустил три гола и в итоге проиграл по пенальти. На выборах в Германии ситуация повторяется один в один. Еще недавно казалось, что победа ХДС/ХСС, которая смогла завоевать большинство в верхней палате парламента с весьма специфическим названием - бундесрат, будет весьма убедительной. Все играло на руку тогдашней оппозиции: цены в стране росли, безработица велика, словом, почва для недовольства политикой кабинета Шрёдера была существенной.
Но огромную фору консерваторы умудрились свести практически к нулю. Разбазарили, растеряли, и сами растерялись. Главной виной тому – сама личность и точки зрения на ключевые вопросы Ангелы Меркель, которая окончание избирательной кампании откровенно провалила. К примеру, во внутренней политике, критикуя социал-демократов и "зеленых", она предлагала типично социалистические меры вроде выхода из кризиса путем увеличения налогов. А во внешней политике выступила за сближение с США и не исключила возможность участия Германии в войне в Ираке – и это при том, что 90%(!) немцев выступают против такого участия, равно как и при том, что еще четыре года назад именно это стоило ХДС/ХСС победы.
В итоге – спокойная и уверенная победа превратилась в унизительную, и оттого вдвойне шокирующую ничью, которая, более того, для Меркель может в конечном итоге обернуться фактическим поражением. Так данные опросов весьма красноречивы – если бы выборы канцлера были прямыми, то Шрёдер получил бы 53% голосов, в то время как Меркель – только 40%.
No comment
Die Welt: "Возможно, немцы просто не понимают, что Германия находится в состоянии структурного кризиса, и предпочитают закрывать глаза на проблемы безработицы, государственного долга, образования и социального страхования".
Zuddeutche Zeitung: "Результаты выборов катастрофичны для ХДС. Партия, которой все предсказывали победу, выставила себя на позор, что нечасто бывает".
Handelsblatt: "Удивительная по своей напряженности избирательная кампания завершилась с фатальным для Германии результатом. Хотя ХДС и вышел в победители, избиратели отказались дать ему карт-бланш на реформы. Без политической воли дальнейшая реструктуризация экономики резко замедлится, чего Германия себе позволить не может. Политикам, которые войдут в состав новой парламентской коалиции, придется набраться смелости, чтобы отстаивать даже минимальные возможности для проведения реформ".
Berliner Zeitung: "ХДС не удалось с триумфом войти в бундестаг, и в этом виновата лично Ангела Меркель. Еще несколько недель назад победа, казалось, была у нее в кармане. Но она упустила этот шанс, отвергнув для своей партии возможность большой коалиции с социал-демократами, в которую теперь ей так или иначе придется вступить".
И хочется и колется, и mutter не велит…
Таким образом, выборы, в результате которых образовались две почти одинаково сильные - или, что вернее - одинаково слабые партии, и при этом значительно усилилась позиция партий "маленьких", свидетельствуют о том, что Германия, по существу, так и не смогла определиться с тем, куда (и главное – как) ей двигаться. С одной стороны, немцы вроде бы хотят радикальных рыночных реформ и поэтому частично голосуют за партию либералов, которую формально представляет блок ХДС/ХСС. Однако с другой стороны, добропорядочные бюргеры всерьез опасаются, как бы грядущие перемены не оказались болезненными и не пошатнули бы их устоявшийся жизненный уклад. Когда-то там еще рыночные реформы отдачу дадут – кто его знает, но вот свою ежедневную сосиску с пивом в виде социальных гарантий им терять неохота. Да и Шредер на экране телеящика посимпатичней смотрится, чем педантичная и рафинированная Меркель… Вот и проголосовали немцы до кучи и за СДПГ, и "зеленых", и партию левых.
Еще одним итогом выборов стала наглядная демонстрация растущей политической апатии немцев. Многие из них так до последнего дня и не определились с предпочтениями – они просто не видели особой разницы между консерваторами и социал-демократами не только во внутренней, но и во внешней политике, и совершенно, кстати, справедливо не видели. Уже давно социал-демократы готовы проводить политику сокращения налогов и размера социальных пособий, а консерваторы – роста социальных расходов. Вот и поди разберись – кто из них на самом деле левее, а кто правее.
Сценарий по закону Мерфи
Конечно, к сему знаменательному коллективному ступору привела не только запутанная политическая ситуация в Германии как таковая – во многом она стала возможной благодаря структурной проблеме специфического германского федерализма и избирательного права, которое прямыми мандатами, земельными списками и дополнительными мандатами само себя блокирует. Примером служит избирательный округ в Дрездене, где голосование никак не может завершиться. И вполне возможно, что по итогам этих самых довыборов и без того символическое преимущество ХДС/ХСС вообще сойдет на нет. Как будто ситуация и без этих довыборов недостаточно запутанная. Кажется, что сценарий всего этого разброда написал Мерфи по своему закону, по которому все, что только может идти плохо, идет плохо. И, более того – даже то, что не может идти плохо, все равно идет плохо.
Не совсем лирическое отступление
Как в этой ситуации не вспомнить, что на заре "российского демократизма" в начале 90-х активно обсуждались возможные варианты государственного обустройства РФ, коль скоро было решено, что советская конституция тогдашнее российское руководство ну никоим образом устроить не может. И в числе наиболее вероятных конституционных моделей предлагались две основные версии: парламентская республика, либо – президентская. Грубо говоря – немецкий или французский вариант. В итоге, с "поправками на ветер" тогда была принята вторая модель. Примечательно, что жизнь почти буквально сразу же подтвердила если не абсолютную верность, то, по крайней мере, очевидную предпочтительность этого решения – стоит вспомнить лишь, как на декабрьских выборах-1993 с треском провалилась "партия власти" тогдашнего премьера Гайдара, а выиграла – ЛДПР. Нет, абсолютного большинства у нее не было, но все же, по логике вещей, тогда главой государства Российского (при "немецкой" – парламентской модели) должен был бы стать неугомонный сын юриста – "однозначно, подонки, сволочи, заткнись, я всё сказал!".
Слава Богу, нас тогда пронесло. Чего, к слову, пока нельзя с уверенностью сказать о братской Украине, в которой с будущего года планируется как раз такая реформа власти, что Президенту останется совсем немного полномочий, а премьера будет назначать Рада. А если принять во внимание весь нынешний разнузданный политический гопак, с криками, визгами и битьем посуды, на потеху всем соседям творящийся ныне во всех без исключения украинских властных структурах, то волосы дыбом встают: кто действительно там может утвердиться у руля власти в результате грядущих парламентских выборов, и к чему это приведет…
Шрёдер – Меркель: Чур, я сверху!
Пока вырисовывается следующая картина: борьба Шредера с Меркель продолжается дальше - после финального свистка. То, что происходит, это нервная напряженная борьба двух проигравших на выборах, в которой, что примечательно, Шрёдер находится в более устойчивой ситуации.
"Я здесь, и я останусь канцлером!" – крикнул он своему противнику вечером в день выборов. При этом он интерпретировал результаты выборов в свою пользу, разбив фракцию на ХДС и ХСС, и объявил СДПГ победителем. И формально (а для немцев формально – значит, по-всякому) он прав. Пока никто в бундестаге не получит большинство голосов, канцлера выбирать не будут. Нигде не написано, что должен быть избран новый глава правительства. Поэтому Шрёдер имеет право говорить: я есть и остаюсь пока канцлером. Баста.
Время играет против Ангелы Меркель: в отличие от Шрёдера, которому его люди оказывают сильную поддержку, ее власть с течением времени внутри фракции неизбежно будет ослабевать, как к "не оправдавшей доверия партии". Впрочем, пока в Дрездене через две недели не пройдут довыборы, вообще ничего происходить не будет.
А потом? Есть три, точнее, четыре различные возможности создания коалиций: ХДС/ХСС, либералы и "зеленые", красно-желто-зеленая коалиция, а также большая коалиция с одним или другим канцлером. Самый простой выход для Ангелы Меркель – это коалиция с либералами и зелеными.
Для такой расстановки могут быть программные предпосылки и согласования, однако с точки зрения политики партий это неосуществимо. Черно-зеленая коалиция без предыдущей практики в стране была бы уже болезненным упражнением. И черно-зеленую коалицию вместе с главой либеральной партии Вестервелле "зеленые" не проглотят никогда. В общем, все эти варианты, как ни крути, получаются не очень "съедобными".
Что касается "большой коалиции" СДПГ и ХДС/ХСС, то Шрёдер не исключает возможность создания такой коалиции с главным требованием: канцлером останется только он и никто иной. А если Шрёдер не станет канцлером сам, то и не даст сделать это Меркель. Высокая вероятность именно такого варианта подтвердилась вчера: ХДС/ХСС обратилась к СДПГ с предложением о переговорах. Партия Шрёдера отреагировала мгновенно: Генеральный секретарь партии Франц Мюнтеферинг заявил: "Но одно должно быть ясно всем и каждому - герр Шрёдер должен стать во главе этого союза и остаться канцлером Германии. На этом условии мы настаиваем". Сам Герхард Шрёдер не допускает и мысли о том, чтобы стать политиком № 2. "Следующие четыре года в Германии будет стабильное правительство, и во главе этого правительства буду стоять я, - заявил действующий канцлер на митинге своих сторонников во Франкфурте. – Те, кто хотел сменить канцлера, крупно проиграли".
Что ж, похоже, что этот, еще несколько дней назад казавшийся совершенно фантастичным вариант может и "прокатить". Вполне можно допустить, что ХДС/ХСС на переговорах выторгует себе очень много бонусов, но все-таки согласится оставить пост канцлера Шрёдеру. Выиграл же, в самом деле, "Ливерпуль" у "Милана" по пенальти!
Кстати, в истории ФРГ уже был период, когда страной правила "большая коалиция" под руководством ХДС/ХСС (в 1966-1969 годах). Причем этот опыт считается вполне удачным.
Все будет хорошо
Одно из самых забавных в нынешней ситуации – это то, что весь нынешний германский внутриполитический расклад как нельзя выгоден России. Мало того, что итоги выборов оказались самыми благоприятными из всех имеющихся вариантов. Главное в данной ситуации: кто бы ни стал канцлером, полностью самостоятельную политику он проводить не сможет. Ведь кто бы ни оказался канцлером – Шрёдер или Меркель – его опора в бундестаге будет весьма зыбкой. При этом бундестаг все-таки оказался скорее левым, а бундесрат – правым. Значит, все законы станут следствием компромисса, ради чего будут выхолощены. Что, в свою очередь может означать только одно - никаких резких движений, по крайней мере во внешней политике от нового немецкого правительства ожидать не приходится. Что уже есть неплохо: преемственность и предсказуемость дальнейших действий всегда способствует нормальному диалогу с партнерами. В том числе - и с Россией.
Да, кое-что во внешней политике Германии поменяется – но не слишком многое. Скажем, судьбе газопровода по дну Балтийского моря приход ХДС/ХСС к власти мало угрожает, поскольку крупнейшие концерны страны "Рургаз" и БАСФ, подписавшие это соглашение, связаны именно с консерваторами. Да и с США не все так гладко – даже внутри самой ХДС/ХСС есть и сторонники сближения с Францией – прежде всего, баварцы-католики из Христианско-социального союза (ХСС). Тем более далеко не всем консерваторам нравится война в Ираке. В случае же, если Шрёдер останется у власти, России становится почти абсолютно начхать на то, сколько министров в его правительстве будет от христианских демократов. Главное – сохранится преемственность в политических и экономических взаимоотношениях между Германией и Россией, да и личный фактор в таких тонких сферах как внешняя политика играет далеко не последнюю роль: а отношения Шрёдера и Путина давно подчеркиваются как весьма и весьма дружеские.
P.S. Нет, право слово, чудны дела твои, Господи! И как только, казалось, не пытаемся мы испортить жизнь самим себе всяческими приватизациями, монетизациями, реформами образования, здравоохранения, науки и ЖКХ, при этом на судьбу свою горемычную беспрестанно жалуясь… А цена на нефть растет и растет – ураган поломал штатовскую нефтяную промышленность, и новый может поломать еще. С Ираком у американцев получилось как в том анекдоте: "Мыкола, иди сюда, я медведя поймал" – Так тащи его сюда! – Не могу, он не пускает!". Оранжевые на Украине перегрызлись между собой и для этого им никакая "рука Москвы" не понадобилась. Главный "революционный" киргиз башку почесал и приехал к Путину – дружить-то с Россией все равно надо. Теперь вот Германия выдала кульбит – и один из "центровых" союзников России в ЕС может остаться у власти…
Один вопрос – когда только мы сами, внутри страны, за ум возьмемся?