Металлурги vs. Рудокопы. У кого терпение крепче?
Нашумевшее противостояние уральских металлургов и поставщиков руды, по всей видимости, близко к своему разрешению. Стороны своей непримиримой позицией загнали себя в угол, из которого выходов может быть два – договариваться либо окончательно разрывать отношения. Взаимная осада позиций противника ведется уже который месяц, что крайне невыгодно обеим сторонам. Список всех возможных политических и экономических рычагов исчерпан до донышка, но трубку мира металлурги и ГОКи так и не закурили.
Пересказывать всю историю противостояния металлургов, не имеющих собственной рудной базы – в первую очередь Магнитогорского металлургического комбината (ММК) и крупных независимых железорудных ГОКов, не входящих в вертикально-интегрированные стальные компании, не будем. Остановимся лишь на последнем примере, неожиданном, но весьма показательном.
В начале мая Соколовско-Сарбайское горное производственное объединение (ССГПО, Казахстан) перестало отгружать на ММК продукцию по той причине, что сторонам не удалось сойтись в цене на сырье на II квартал 2005 года. Стоит заострить внимание, что ММК для ССГПО – крупнейший потребитель (покупает до 70% добываемой руды), а ССГПО для ММК - главный поставщик (более 60% сырья). Руководство ММК заявило о переходе на сырье других поставщиков, в первую очередь украинское (Полтавский ГОК). Однако в отношении ССГПО был предпринят дополнительный демарш – в середине июня казахстанский ГОК лишился второго по значимости потребителя – меткомбината "Миттал Стил Темиртау", потреблявшего 10% руды ССГПО.
"Миттал Стил Темиртау" предложила ССГПО снизить цену на сырье в 5 раз – со $130 до $23 за тонну. Естественно, получила отказ и разорвала отношения с поставщиком. Согласованный это был выпад или "Миттал Стил Темиртау" на фоне скандала ММК тоже решила поторговаться самостоятельно, вопрос второй, но факт в том, что все оказались "на бобах". ССГПО с под завязку забитыми рудой складами, а ММК с серьезным сырьевым голодом – в июне производство комбината будет сокращено на 10%. Прогнозы на июль пока не понятны, но не исключается и дальнейшего сокращения.
Стороны по-прежнему стараются сохранять бодрый вид и утверждать, что ничего смертельного не случилось. "Какой-то запас прочности у нас, безусловно, есть. Мы надеемся, что сможем договориться, но на крайний вариант, если ничего не получится в процессе переговоров, я думаю, что произойдет переориентация на других потребителей. Это, конечно, потребует какого-то времени, но мы считаем, что одно из перспективных направлений – это Китай, - заявил Накануне.RU Алексей Пан, директор департамента по связям с общественностью Евразийской промышленной ассоциации (ЕПА), представляющей интересы и выполняющей представительские функции ССГПО, - Там продукция наша продается в небольших объемах, просто когда у нас был такой крупный потребитель как Магнитка, не было задачи увеличить сбыт на Китай. По Китаю есть проблема чисто железнодорожная, там другая ширина колеи, но она решаема, и если такое произойдет, то Китай будет одним из наших главных направлений".
О том, что ситуация вполне терпимая, говорят и на ММК. "В мае мы получили пробную партию окатышей с Полтавского ГОКа. Они нормально технологически адаптированы, нормально перевариваются. Цена украинского сырья абсолютно соизмерима с теми ценами, которые имеются на российском рынке. Экономического проигрыша нет, тем более, что мы получили преференции от государства в части транспортировки и это еще дополнительный плюс, - сообщила Накануне.RU пресс-секретарь генерального директора Магнитки Елена Азовцева, - по июню уже ожидается увеличение – порядка 200-250 тысяч тонн окатышей. В части окатышей Полтавский ГОК может полностью заместить поставки с Казахстана. По июню мы проблему с сырьем решили. Правда, в щадящем режиме, у нас не полная загрузка доменного производства".
И все же диалог между противниками не прекращался. Обе стороны признают, что переговоры ведутся с самого момента остановки поставок. Политкорректно отмечают, что крайне заинтересованы друг в друге и многолетнее сотрудничество перечеркивать не следует. Что здравый смысл и экономический расчет должны победить амбиции. Заявления на этот счет, звучащие с противоположных берегов, похожи как родные сестры. Очень похожа и оценка результативности переговоров – стороны сожалеют, что никаких уступок добиться не удается и здравый смысл так и не может возобладать.
Елена Азовцева напоминает, что в 98-м году между ММК и Соколовско-Сарбайским ГПО уже происходила подобная ситуация: "После августовского кризиса доллар вырос в разы, а цены с Казахстаном были зафиксированы именно в долларах и они стали неподъемными. Тогда на ССГПО на какой-либо компромисс идти отказались, продолжая настаивать на сохранении условий. Для нас это были неприемлемые цены, и мы полностью ушли от Соколовки. В течение года не получали от них продукцию, мы справились с этой ситуацией, а на Соколовке, на самом руднике была просто ужасная ситуация. Там люди получали не зарплаты, а суммы меньше пособия по безработице. Там просто был социальный кризис, народ оттуда уезжал, заколачивал свои домики, там было практически заморожено производство".
Однако аналитик по металлургии инвестиционной компании "Тройка-Диалог" Василий Николаев убежден, что сравнивать 98-й и 2005-й просто невозможно: "В России в отношении поставок сырья ситуация существенно изменилась, сектор консолидировался и крупные независимые ГОКи России сейчас пытаются блокироваться и с казахстанским предприятием. Если в 98-м году для ММК было довольно легко было переключиться на Михайловский или Лебединский ГОКи и попросить купить там, то сейчас ситуация абсолютно иная".
Отраслевые аналитики единогласно утверждают, что другого пути, кроме как договориться, у ММК, ССГПО и независимых российских ГОКов просто нет. Заявления ССГПО и ММК, на счет того, что они способны выжить и друг без друга они считают не более чем PR-ом, поскольку российско-какзахский рынок производителей и потребителей железной руды замкнут и даже, казалось бы, прожорливый китайский рынок не является панацеей. "Теоретически альтернативным рынком сбыта руды мог бы стать Китай. Но, во-первых, реорганизация технологической цепочки в любом случае требует времени и дополнительных затрат, а, во-вторых, поставка на российский рынок существенно более выгодна в связи с имеющейся инфраструктурой, созданной еще в советские времена", - считает аналитик ИК "Финам" Наталья Кочешкова. А Василий Николаев убежден, что, по крайней мере, на данном этапе казахскую и российскую железную руду никто на китайском рынке особо не ждет, Китаю гораздо удобнее покупать сырье из Австралии. Кроме того, китайские власти в настоящее время проводят политику по "охлаждению" перегретого металлургического сектора, что к увеличению спроса на руду, понятное дело, не ведет.
Не сможет обойтись без услуг казахских, либо российских ГОКов и ММК, уверена Наталья Кочешкова: "Полтавский ГОК, с которого сейчас ведутся пробные поставки сырья на российский комбинат, не способенудовлетворить потребности ММК в сырье, которому требуется порядка 16 млн. тонн сырья в год. Существенные поставки с ГОКа (впрочем,тоже не достаточные) возможны только в случае, если ММК все же удастся договориться о покупке украинского предприятия".
"Железная руда – это не никель, не медь, не биржевой товар, когда всегда понятно, что есть цена на этот товар. А потому это всегда вопрос переговоров и компромиссов, - резюмирует Василий Николаев, - Купить тонну концентрата в Бразилии и привезти его на Магнитку будет стоить дороже, чем купить его в Казахстане. Суть в том, что экономика импортных поставок руды из-за большого транспортного плеча здесь не работает, и российские и казахстанские поставщики этим пользуются. Это бизнес, они и должны этим пользоваться".
Картина, которая вырисовывается в итоге, говорит лишь об одном – им не жить друг без друга. А потому в интересах всех скорее договориться, чтобы не продолжать терять деньги в затянувшемся конфликте. Снижение спроса и падение мировых цен на сталь ставит во все более затруднительное положение магнитогорских металлургов. В то же время, упорство ММК и уход "Миттал Стил" заставляют очень серьезно снижать объемы производства и прибыль и горняков, которым уже просто некуда складировать продукцию.
Учитывая, что конфликт тянется уже давно, новые рынки и поставщики не найдены (иначе об этом было бы уже широко и громогласно заявлено), можно с большой долей уверенности говорить, что развязка близка. Кто-то должен первым шагнуть навстречу, потому как эмоции у бизнесменов хоть и есть, но это в их жизни не главное.