Метод "научного тыка": откуда в учебниках ошибки?
Не успел начаться новый учебный год, как министр образования РФ Андрей Фурсенко поставил перед родителями задачку, ответ на которую, похоже, бесполезно искать в учебниках. Потому что как раз учебники, а, точнее, их авторов, редакторов и издателей чиновники обвиняют в ошибках. Причем не просто в опечатках, а в фактических ошибках, так сказать, по содержательному существу.
Напомним, что во время встречи с хабаровскими учителями Андрей Фурсенко заявил, что более 80% учебников содержат ошибки. Собственно, открытия не сделал, так как уже не первый год родители, учителя и сами школьники находят в учебных пособиях неточности, ляпы и иллюстрации, которые позволяют усомниться в адекватности художников. Проблема в другом. Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе Министерства образования РФ, проверки и экспертизы учебников этого года закончатся только в октябре-ноябре. Тогда и станет известно, кому заветные грифы "Одобрено" и "Рекомендовано" достанутся, а кто останется, так сказать, "вне закона".
Впрочем, если верить министру образования, учебников без ошибок очень мало. Что же делать тем школам, которые уже сейчас закупились учебниками, которые уже через два месяца могут быть признанными неправильными и "переполненными ошибками"? Что делать родителям, которые чаще всего покупают дополнительно только что вышедшие в свет издания, кои в первую очередь должны подвергаться проверкам? Справедливости ради стоит заметить, что в той же пресс-службе минобра нас заверили, что те учебники, которые школы уже закупили, ошибок не содержат и попадают как раз в "безошибочные" 20%.
Однако что делать с оставшимися? Сжечь – варварство, заставлять детей решать задачи, для которых невозможно найти верное решение, - тоже. Есть выражение: если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней. Похоже, нашим учителям и родителям только это и остается. И, как оказалось, они действительно научились извлекать из ошибок и ляпов пользу для учебного процесса. Но не лучше ли все-таки писать без ошибок? Если набрать в Интернет-поисковике словосочетание "ошибки в учебниках", выскочат десятки форумов (в основном, родительских), на которых внимательные читатели делятся своими находками и даже составляют рейтинги – у какого издательства книг с ошибками больше. Особенно огорчает, что в таких рейтингах можно встретить и издательства, которые выпускают учебники, официально одобренные на федеральном уровне.
Всего их 40 – в основном, московские и питерские издательства. Однако на партах школьников часто можно увидеть учебники региональных издательств. Тем более, что они гораздо дешевле. Для контроля за содержанием и формой учебной литературы министерство образования создало федеральный совет по учебникам. Он, в свою очередь, делится на президиум и секции, каждая из которых следит за определенным предметом, например, географией или русским языком. В составе совета весьма уважаемые люди, члены Российской академии наук, ректоры известных вузов, видные ученые и педагоги. Еще два года назад, начав работу с учебниками, они пришли в ужас.
Вот, например, что рассказал в интервью газете "Известия" один из членов президиума совета академик РАН Валерий Козлов: "В этом году наша комиссия рассмотрела 110 учебников, и лишь половина этих книг получила положительное заключение". Можно легко подсчитать, что, если министр образования не склонен к преувеличению, количество "ошибочных" учебников значительно возросло. Также Валерий Козлов рассказал, что
Валерий Козлов"эти учебники используются в школе не первый год, и, несмотря на это содержат неточности и прямые ошибки. Это связано, в первую очередь, с тем, что издательства в борьбе за рынок школьной учебной литературы экономят на подготовке рукописи к изданию. Практически во всех издательствах отсутствует научное редактирование. Такое впечатление, что после авторов эти книги никто и не читал".
Действительно, зачастую ошибки закрадываются в учебники не в виде опечаток, которые, естественно, в издательствах пытаются исправлять, но и в виде каких-то абсурдных по смыслу высказываний, неточных утверждений, которые рядовой корректор заметить и исправить не может в силу своей некомпетентности в том или ином предмете.
О таких ляпах постоянно пишет "Комсомольская правда", которая даже объявила среди своих читателей конкурс. Читатели просто завалили редакцию теми нелепыми "знаниями", которые им удалось обнаружить в книгах детей и учеников. А накануне первого сентября, отвечая на вопросы читателей, директор департамента госполитики в образовании минобрнауки РФ Исаак Калина заявил, что "министр образования и науки Андрей Фурсенко потребовал (а без этого уже и никак?!) поднять качество экспертизы качества школьных учебников. Сегодня ученые изучают не только те учебники, которым, что называется, пришел срок проходить экспертизу, но и те книги, которые, по правилам, в этом году и не должны бы проходить экспертизу. Например, учебники истории. Издательства сами, поняв, что наступает более жесткая эпоха, досрочно подали огромное количество своих учебников на экспертизу". А тот же Андрей Фурсенко так же отвечая на вопросы читателей, но уже "Московского комсомольца" соглашался с возмущенной родительницей: "Учебники и стандарты образования сейчас, мягко говоря, не оптимальны. Значительное количество книг уже изъято из школьных списков: зачастую их создавали не для того, чтобы чему-то научить, а для галочки. Мол, специалист выпустил еще одно новое пособие. Будем проводить работу по возвращению тех учебников, которые зарекомендовали себя еще в нашем детстве".
Тут к министру образования возникает целых два вопроса. Во-первых, что же это за специалисты-вредители, этакие "оборотни в мантиях и шапочках ученых"? Ведь подавляющее большинство авторов учебников опять-таки весьма уважаемые в научном мире люди, рецензии на их книги пишут тоже не прохожие с улицы. Но, тем не менее, все они так или иначе, но находятся под некоторым контролем министерства образования и науки. А во-вторых, что за странное предложение – учиться по учебникам его молодости? Никто не спорит, что в советские времена к контролю за ошибками в книгах относились серьезнее. Но не считать же теперь в задачах нынешним школьникам стаканы компота по шесть копеек! Может, просто тщательнее проверять задачки с нынешними цифрами?
Кстати, грешат ошибками не только российские учебники. Например, американская ассоциация преподавателей физики в течение двух с половиной лет проводила исследование учебников, которыми сегодня пользуются 90% школьников в средних школах США. Подводя итог исследованию, профессор физики Джон Хубиц сказал, что учебники изобиловали "неимоверным количеством ошибок, фотографиями, не относящимися к предмету, слишком сложными иллюстрациями, экспериментами, которые в принципе не могут работать, диаграммами и рисунками, представляющими невозможные ситуации". По словам исследователей, потребовалось бы более 500 печатных страниц, чтобы перечислить все ошибки, допущенные в этих учебниках. И это только по одному предмету!
Так на каком же этапе ошибки проникают в учебники? Если это вина создателей, то всегда ли ошибки и ляпы допущены просто по невнимательности? Ведь учебник написать - не в Интернете оставить комментарий – автор в любом случае не методом "научного тыка" подбирает фотографии и десятки раз просматривает текст. Получается, есть еще один вариант, при котором закрадывается мысль об умышленных ошибках. То есть автор знал, на что идет, создавая учебник. Вот памятка, которую опубликовала газета "Первое сентября": "Родители! Будьте бдительны! Даже покупая букварь своему малышу, выбирайте то, что соответствует вашему мировоззрению. Пока вы спите и ковыряетесь в собственных проблемах, ваш ребенок считывает чужие знаки, дышит другой атмосферой. Еще чуть-чуть, и вы окажитесь по разные стороны, перестанете понимать друг друга!" Возможно, автор памятки рисует все преувеличенно. Возможно, что букварь, при том, что видит и слышит ребенок по телевизору, действительно может считаться самым невинным и безобидным чтивом. Однако что делать старшеклассникам, которым книги родители не выбирают, а выдают в школьных библиотеках?
Тут опять же можно прибегнуть к изменению своего мнения о ситуации. "То, что с ошибками можно работать на пользу учебного процесса, это абсолютно точно, - считает директор екатеринбургской гимназии №45 Марина Санникова, – Потому что таким сопсобом мы учим детей работать с различной информацией. Учитель обращает внимание детей на то, что в учебнике допущена ошибка, они лучше запоминают этот момент". О подобном использовании ошибок пишут и преподаватели на форумах в Интернете. И у него действительно есть ряд преимуществ. Но так хотелось бы, чтобы о подобном методе обучения будущие учителя знали только из учебников. Без ошибок.