15 Декабря 2024
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBbypX
Ремонт ванной комнаты в Раменском на http://remont.youdo.com/repair/bathroom/geo/spb/.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Политика В России

Минюст взял под охрану души россиян

После доклада Госдепартамента США за религию в России взялся отечественный Минюст. Напомним, что американцы обвинили власти России и Русскую православную церковь в угнетении других религий и отсутствии религиозной свободы в стране. В основу обвинений были положены показания популярных в США "Свидетелей Иеговы", которых в России многие считают тоталитарной сектой. Правда, в отличие от иностранцев, отечественные чиновники придерживаются мнения, что в России религиозная сфера, наоборот, практически не контролируется. В докладе, подготовленном к расширенному заседанию Совета безопасности, министерство констатировало резкий рост религиозной экспансии – по их данным, за 10 лет число религиозных движений в стране увеличилось почти в 3,5 раза – с 20 до 69. Для стабилизации министерство предложило ряд мер по борьбе с этой напастью. Бороться чиновники предлагают с двух сторон – во-первых, ужесточив порядок регистрации новых религиозных общин, а во-вторых – облегчив порядок их ликвидации. При этом представители традиционных религий считают, что все идеи, предложенные министерством, вполне оправданы и давно назрели.

Фактически, Минюст предложил разработать несколько поправок к уже существующему законодательству. В частности – усложнить регистрацию новых общин, пока не уточняя, какими именно способами, и упорядочить схему приглашения иностранных проповедников в страну. Кроме Министерства юстиции, над поправками в закон "О свободе совести" работают и депутаты Государственной Думы России. При этом, по словам народных избранников, скорее всего, до конца этого года в Думе новых законопроектов не появится.
"На самом деле есть несколько направлений тех поправок, которые предлагаются, в том числе и со стороны правительства, - рассказал в интервью Накануне.RU депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев, - Но пока нет никакого законопроекта на эту тему. Возможно – будут слушания до конца года, после чего это будет оформлено в концепции, и дальше будет приниматься решение о том, чтобы оформить эти поправки в форме законопроекта. Естественно, в этой работе будут принимать участие представители основных религиозных организаций нашей страны.

Ряд поправок заслуживает внимания, и я лично их поддерживаю, но ряд, на мой взгляд, излишни. Прежде всего, я считаю, что необходимо упорядочить механизм приглашения религиозными организациями священнослужителей и представителей зарубежных религиозных организаций для осуществления миссионерской деятельности на территории Российской Федерации.

На сегодняшний день никакого контроля со стороны закона здесь нет и любая некоммерческая, общественная или даже коммерческая организация может пригласить любого человека из-за рубежа в качестве туриста, советника или делового партнера, а тот, приехав на территорию России, будет осуществлять миссионерскую деятельность. А это несет в себе достаточно большую опасность, особенно когда дело касается экстремизма или деструктивных течений. Поэтому, во-первых, необходимо знать, что он собирается проповедовать, а во-вторых – не является ли он сам персоной нон-грата на территории России. При этом зарегистрированных религиозных организаций это не коснется – они-то смогут приглашать своих проповедников. А коснется это как раз некоммерческих, общественных и коммерческих организаций, которые эту возможность потеряют".

Примерно такого же мнения придерживаются и традиционные религии. Скорее всего, это будет одной из наиболее "проходных" поправок, так как, по словам Александра Чуева, религиозных организаций это не коснется. Зато протесты, в том числе и от "заслуженных носителей демократии" в США, могут появиться по поводу ужесточения регистрации. В том числе – создания религиоведческих экспертиз, которую новые организации будут должны пройти перед регистрацией.
"Эта экспертиза не была введена ранее по целому ряду причин, - считает Александр Чуев, - Во-первых, не было ясно, в каком виде, и в каком направлении ее необходимо проводить. До конца не были созданы законодательные предпосылки. Например, не было определено понятие того же экстремизма, нарушений общественной нравственности.

Процесс определения был долгий, основанный на анализе. После длительного анализа стало ясно, в каком направлении надо действовать. Появилась определенная база. И есть второй элемент – когда создавался старый закон, считали, что это лишнее и может ограничить действие организаций. Сейчас видим, что это – не лишнее и необходимо для очищения религиозного поля от тех, кто хочет его использовать в преступных целях. Ее задачи будут, во-первых, в определении основ вероучения, которое предполагается зарегистрировать, во-вторых – в определении, действительно ли это религия, или псевдорелигия, созданная для получения лишь финансовых преференций, в-третьих – проверка соответствия заявленных целей Конституции РФ, нет ли в них элементов экстремизма и тому подобного".

"Традиционные" религии решили поддержать это нововведение.
"На совещании у полномочного представителя Президента РФ по УрФО Петра Латышева уже поднимался вопрос о создании своеобразного совета богословов, которые будут рассматривать те или иные направления деятельности религиозных организаций, - рассказала Накануне.RU заместительница председателя регионального духовного управления мусульман по Свердловской области и Екатеринбургу по общим вопросам Зимфира Петухова, - В принципе, создание его на федеральном уровне необходимо".

"Я не знаю, почему такую экспертизу не проводили ранее, - недоумевает руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии Владимир Зайцев,Это то, о чем всегда говорили государству и Патриарх, и остальные главы основных религий России. Не могу сказать, в каком именно виде она должна проводиться, но, скорее всего, должен быть создан какой-то религиоведческий совет, в том числе и из представителей основных религий".

Естественно, поддержали инициативу ужесточения регистрации далеко не все.
"Мы не можем зарегистрироваться даже по сегодняшним правилам, а после ужесточения вообще вряд ли сможем на что-то рассчитывать, - пожаловался Накануне.RU представитель группы "Новый путь к Богу" Сергей Никитенко,Экспертизы мы не боимся – в нашей деятельности нет ни экстремизма, ни деструкции. Вообще-то, я и раньше никаких крупных собраний не проводил, просто ко мне приходили люди, и я им по мере сил объяснял Библию, как я ее вижу. Регистрироваться решил, когда ко мне стали приходить по 15-20 человек. После того, как мне намекнули, что сектам делать нечего, я решил, что лучше смириться. Сейчас я всем говорю, что, мол, если хотите побеседовать – не собирайтесь большой толпой. Фактически, я сейчас не веду какой-то религиозной работы. Если людям интересно – пусть приходят. Денег я с них брать не буду – зарабатываю и так достаточно.

Честно говоря, я сейчас боюсь регистрироваться и даже уведомлять о своей деятельности в качестве религиозной группы. Даже если нам наконец-то и удастся преодолеть все бюрократические преграды, то в Екатеринбурге останется опасность провокаций".

Вообще на сегодняшний момент в России действует фактически три типа религиозных объединений.
Во-первых , это официально зарегистрированные религиозные организации. Типичные представители – Русская православная церковь и Центральное духовное управление мусульман. Если судить с точки зрения - кому выгодно?- то получается, что предже всего им придется по душе ужесточение регистрации новых общин. Но справедливости ради надо признать, что, оберегая свои интересы, представители "традиционных" конфессий волей-неволей играют положительную роль для общества – стремясь не допустить никого лишнего, они активно отслеживают любые проявления экстремизма со стороны "новичков", не давая им развиться и в полной мере "проявить себя".

Вторая группа – это религиозные группы, которые еще не зарегистрировались в качестве организации с образованием юридического лица, но уже уведомили Минюст о таком намерении. Для общества такие группы являются наиболее безопасными только в период прохождения процедуры регистрации – после заявления перед регистрацией группы проходят своеобразный "испытательный срок", в течение которого, что абсолютно логично, ведут себя "тише воды, ниже травы".

Третий вид религиозных объединений – это те же самые религиозные группы, но на этот раз те, которые по каким-то причинам не хотят и не собираются регистрироваться. Зачастую они даже не ставят никого в известность о своем существовании, благо закон это позволяет. Именно эти группы, как правило, представляют наибольшую опасность. Не зная о них, Министерство юстиции не в состоянии их контролировать. Против этого, кстати, собираются бороться в Госдуме.
"На сегодняшний день действует множество организаций без регистрации в качестве религиозных групп, - рассказал Накануне.RU Александр Чуев,Действуют они на основании нашего закона. Суть в том, что они занимаются своими богослужениями, но не образуют юридическое лицо. Мы бы хотели, ни в коей мере при этом не ущемляя их прав и свобод, предложить ввести обязательное уведомление о своей деятельности не только для тех групп, которые собираются в будущем зарегистрироваться в качестве религиозной организации, но и для остальных. Во-первых, ради их же защиты. В последнее время мы слышим, что в отношении той или иной группы совершаются насильственные действия, жгут машины, в итоге Госдепартамент США начинает по поводу этого выступать, а на самом деле мы просто не знали, что это – религиозная группа. Они сами не стали себя так обозначать. Вторая цель – контрольная, и она необходима уже для государства, чтобы под маской серьезных групп не собирались люди, готовящие преступления, или занимающиеся незаконной деятельностью".

Но все эти поправки, как бы то ни было, радикально расклад сил на религиозной арене не поменяют. Совсем другое дело – идея Минюста о введении нового положения, по которому любую религиозную группу можно было бы ликвидировать после вынесения судами в течение одного года двух обвинительных приговоров ее членам по уголовным делам, связанным с преступлениями экстремистской направленности. Мы попытались разобраться, насколько эти намерения соотносятся с расхожим в последнее время утверждением "терроризм и экстремизм не имеет ни национальной, ни религиозной принадлежности". Как оказалось, представители ислама и православия противоречия в этом не видят.
"Если эти преступления были совершены на религиозной почве, если такое мировоззрение у преступника складывается в результате воздействия секты, если именно она в эту сторону поменяла отношение человека к обществу, то за содеянное она, естественно, должна отвечать, - считает Зимфира Петухова. – В работу Министерства юстиции, насколько я знаю, входит, в том числе и проверка зарегистрированных объединений. Не секрет, что некоторые организации, зарегистрированные у нас, в ряде других стран запрещены. И если Минюст видит, что вместо того, чтобы спокойно работать, секта приносит вред как государству, так и рядовым своим членам, то он просто обязан ее закрыть".

"Насколько я понимаю, речь идет не о религии, а о конкретной школе, которая использует свои, недопустимые для общества толкования, - поддерживает мусульман Владимир Зайцев, - Как пример - некоторые тоталитарные секты являются номинально христианскими, но используют недопустимые методы, которые осуждаются и православием, и католицизмом. Например, тот же контроль сознания. То же самое и с мусульманами. Ислам сам по себе не призывает к терактам, это лишь сектантское толкование. Запрещают же не религию, а ее направление".

В Госдуме эта идея также вызвала лишь одобрение.
"Это очень непростой вопрос, - считает Александр Чуев,Я убежден, что если члены одной и той же общины совершают уголовные преступления, то со временем возникает вопрос: а не связаны ли эти преступления с деятельностью общины? И ответить на это – задача следствия. Возможно, именно в общине преступники получили соответствующее воспитание. В общем, главное – установить правильную причинно-следственную связь между преступлением и общиной. Если эта связь установлена, то религиозная организация должна нести не только моральную, но и юридическую ответственность за их действия. И она должна не только не отмежеваться от этих членов, но и предпринять действия, чтобы не допустить подобного в будущем. Сколько случаев надо – не знаю, потому что тяжесть у преступлений разная и сравнивать хулиганство с массовым убийством не стоит. Да и не всегда есть та самая причинно-следственная связь".

На данный момент в России большинство экстремистских движений, в том числе и НБП с РНЕ, громко заявляют о своей принадлежности к православию. При этом зачастую они допускают достаточно рискованные акции. Захват представителями НБП приемной Президента, например, квалифицировался как экстремистское преступление. Естественно, что из-за этого не стоит расформировывать Русскую православную церковь. Таким образом, в случае принятия подобной поправки в прокуратурах и следственных управлениях остро встанет проблема необходимости штатного теолога, который по каждому преступлению мог бы сделать вывод – сделано оно из религиозных соображений, или же по другим причинам.

И последняя поправка коснулась уже внутренних строений различных религий. По словам представителей Минюста, у тех же мусульман существует более 40 центральных духовных центров, что несомненно мешает их нормальной работе и вносит определенный сумбур во взаимоотношения с властью. Чиновники предложили создать для каждой религии лишь один центр на всю страну по примеру Московского Патриархата РПЦ. При этом сами мусульмане своей раздробленности не признают.
"Множества наших управлений просто не существует, - отрицает обвинение Зимфира Петухова, - Как и в любой религии, в исламе существует достаточно жесткая иерархия. Возможно, речь идет о каких-то общественных объединениях, но не более того. Около 200 лет действует Центральное духовное управление, есть совет муфтиев России и координационный совет Кавказа, вот и все. Как, например, в РПЦ есть Патриарх, то у нас есть Верховный муфтий России".

В итоге, как мы видим, уже в следующем году ситуация в религиозной сфере России может кардинально измениться. И далеко не для всех эти перемены станут радостными. Но в заключение хотелось бы все же порадовать представителей религиозных организаций. Несмотря на все ограничения, есть и приятная новость, касающаяся налогообложения.
" Наш комитет не поддерживает повышение налогообложения религиозных организаций, - рассказал Александр Чуев,Мы считаем, что сегодня ряд видов деятельности, связанных с изготовлением религиозной утвари, налогооблагать не стоит и наоборот, создать налоговые преференции и исключить возможность налогообложения производства, необходимого в религиозной деятельности законно зарегистрированной организации. Единственное, что это стоит делать вместе с регулировкой порядка регистрации, иначе есть риск, что предприниматели ради льгот кинутся регистрировать новые религии".


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС