В поисках "серой" нефти
Нефтяным компаниям грозит очередная тотальная проверка. 12 августа Министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев, недавно отчитавшийся перед Президентом о проведенной масштабной ревизии ранее выданных нефтяным компаниям лицензий на освоение месторождений, заявил о новой инициативе. Министр объявил, что государство намерено впредь максимально точно контролировать весь объем добываемой в России нефти и сообщил о начале тотальной проверки достоверности заявленных компаниями объемов добычи. По его словам, нефтяники добывают больше нефти, нежели декларируют. А занижая объемы, уменьшают таким образом выплаты налога на добычу полезных ископаемых. "На сегодня нет уверенности в том, что мы абсолютно точно знаем, сколько нефти добывается с каждого месторождения, - заявил Юрий Трутнев, - подавляющие объемы контролируются через трубопроводный транспорт, однако труба - это еще не все: нефть перевозится и по железной дороге, и автотранспортом, и судами". "Поскольку этот вопрос связан с добычей полезных ископаемых, - добавил министр, - я хочу убедиться, что формы контроля государства здесь адекватны задаче, ведь цена вопроса очень высока".
При этом Министр отметил, что проверка затронет объемы нефти, транспортируемые внутри страны, где, собственно и "возникают вопросы", тогда как экспортные данные хорошо известны – их контролирует государственная "Транснефть". Так, по предварительным оценкам специалистов Минприроды, "серая" добыча нефти в стране может составить "несколько миллионов тонн в год". Проверку, "цена вопроса" которой столь высока, Минприроды намерено завершить уже до конца этого года, привлечь при этом на помощь ФСБ, МВД, таможенную и налоговые службы, Минтранс и ГТК.
Между тем, как доложил в среду на минувшей неделе Президенту глава Минпромэнерго Виктор Христенко, за семь месяцев текущего года российские нефтяные компании продемонстрировали устойчивый прирост по добыче - добыто было 263 млн т нефти, в том числе экспорт составил около 150 млн т. По прогнозным оценкам, по итогам года общий уровень добычи в отрасли выйдет на цифру – более 450 млн т /из которых 260 пойдет на экспорт/. Если сравнить с прошлым годом, то получается - 30-миллионный прирост. "Такие возрастающие объемы связаны с благоприятнейшей конъюнктурой на рынке и, естественно, это темп, который в энергетической стратегии был заложен как оптимистический сценарий: при высоких внутренних темпах роста экономики, при высоких внешних ценах и при благоприятной конъюнктуре внешнего рынка. Сейчас мы находимся ровно в верхней оптимистической кривой по росту добычи нефти", - доложил Президенту глава Минпромэнерго. При этом он подчеркнул, что ни одна из нефтяных компаний добычу не сокращает: "Наращивают все. Наибольший объем приходится на ЛУКОЙЛ, ЮКОС, "Сургутнефтегаз" и "Роснефть". Все имеют ощутимый прирост по добыче".
Представители же нефтяных компаний предстоящую, отнюдь не типичную, проверку комментировать отказались. Так, в пресс-службе ОАО "ЛУКОЙЛ" /добыча нефти компанией в 2003 году составила 81,5 млн т. Добыча осуществлялась на 311 месторождениях, за год было введено в разработку 14 новых месторождений. На ЛУКОЙЛ приходится 19% общероссийской добычи нефти и 19% общероссийской переработки нефти/ резко парировали: "Комментариев нет. Все, что требуется, компания выполняет, подсчитывает и так далее... Минприроды собирается проверять, ну, хорошо, - пускай приходят - проверяют".
В ОАО "Сибнефть" /доказанные запасы компании превышают 4 млрд баррелей. По итогам 2001-2002 гг. Сибнефть была признана лидером отрасли по темпам прироста нефтедобычи - в 2002 году добыча составила 26,344 млн т., прирост - 27,4%/ заместитель руководителя Департамента по связям с общественностью Иван Фомин также заявил, что комментариев от руководства компании не будет. Добавив при этом, что "в Сибнефти давно введена прозрачная система отчетности по всем параметрам, в том числе и по объемам добываемой нефти. Компания работает в обычном режиме и к предстоящей проверке относится совершенно спокойно".
А вот в пресс-службе другого лидера российской нефтедобычи ОАО "Сургутнефтегаз" /на компанию приходится 13% от общего объема нефтедобычи в стране, в 2003 году компанией – было добыто 54 млн т./ " Накануне.ру" удалось получить более развернутый комментарий: " Крупных компаний "подозрения" Минприроды вряд ли касаются, - говорит ведущий специалист пресс-службы Игорь Захарко, - поскольку у крупных компаний вся нефть с месторождений идет на узлы учета с современным высокоточным оборудованием, установленные перед отпуском "Транснефти". А уже оттуда нефть идет на экспорт и отгружается на все остальные, помимо "Транснефти", внутренние направления по России. Таким образом, абсолютно вся нефть подсчитана. Другого пути для нее просто нет, кроме как через узел учета.А вот средних и мелких компаний, можно предположить, да, это касается. Возможно, у кого-то нет такого оборудования, кто-то, допустим, "хитрит". Собственно, для того и инициирована Минприродой такая проверка, чтобы выявить конкретные факты. Пока же не понятно, кого Минприроды имеет в виду, заявляя о существовании "серого рынка" нефти".
В "НОВАТЭК" - компании среднего уровня по объемам добычи нефти в стране /запасы нефти предприятий группы НОВАТЭК составляют 131,2 млн т., добыча в 2003 году конденсата и нефти составила 2,4 млн т., до 2010 года компания планирует довести добычу нефти до 5,2 млн т./ заместитель начальника Управления по информационной политике Михаил Лозовой категорично заявил: " Абсолютно все добываемые углеводороды у нас проходят узел учета: и по нефти, и по конденсату, и по газу ведется очень четкая отчетность. Все проведенные ранее проверки на нашем предприятии - это подтверждают. Вся добытая на месторождениях нефть фиксируется, НОВАТЭК пользуется системой трубопроводов и "Газпрома", и "Транснефти", где проводится дополнительный учет при сдаче углеводородов в магистральную систему. Наша компания является добросовестным налогоплательщиком, предприятием, где действует четкая система учета добываемых углеводородов. И Минприроды может провести подобную проверку оперативно".
Кстати, среди нефтяников существует и негласное мнение, что активность главы Минприроды - не более чем самореклама в ходе проводимой в настоящее время административной реформы. Однако, напомним, недавнее жесткое заявление главы Минприроды Юрия Трутнева о наведении порядка в сфере недропользования - "Мы обяжем все компании, которые имеют лицензии, действительно работать и платить налоги в государственную казну, а не создавать видимость процесса", - заставило не на шутку понервничать именно нефтяников. Юрий Трутнев /заметим, назначенный главой Минприроды в марте этого года/ перешел от слов к делу не менее жестко.
В июле Минприроды создало координационный совет из недропользователей добывающих отраслей для "обсуждения разрабатываемого нового закона о недрах". Так вот, на первом же собрании Совета присутствовали руководители добывающих компаний исключительно нефтяной отрасли - "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз", ТНК-ВР, "Славнефть", "Роснефть", "Сибнефть" "ЮКОС" и "Shell", которым, кстати, было не до законодательных новшеств. По странному совпадению, все компании, вошедшие в Совет, значились в списке кандидатов на отзыв лицензий на так называемые неразрабатываемые месторождения. В числе первых кандидатов, кстати, значились лицензии на разработку таких известных крупных месторождений, как Ковыктинское, Талаканское, Ванкорское, Салымское, проект Сахалин-1 и ряд других. Так вот, руководствуясь принципом – неосваиваемые месторождения - это не созданные рабочие места, не добытая продукция, не уплаченные налоги - Минприроды пригрозило компаниям отзывом лицензий. Более того, помимо административного способа, Минприроды ранее заявило, что рассматривает и экономический - установление платы за запасы, что вызвало массу ответных возмущений.
Однако с дальнейшей открытой критикой в адрес Минприроды не слишком усердствовать нефтяные компании заставил как раз тот самый июльский визит в министерство. С большим трудом компаниям, но все же удалось договориться с чиновниками об отсрочке /в лицензионных соглашениях решено было в качестве дополнений уточнить сроки начала освоения месторождений/. Естественно, что в таких условиях обсуждение законодательных новшеств состоялось весьма вскользь. Поправки в закон "О недрах" оперативно, как это и обещал Юрий Трутнев, прошли в Госдуме уже второе чтение и имеют все шансы к 2005-му пройти все последующие уровни.
Одна из поправок - отменяет конкурсную систему предоставления прав на пользование недрами, заменяя на аукционную, вторая - сокращает срок рассмотрения заявок с нынешних 3-6 месяцев до 45 дней с даты объявления о проведении аукциона. А третья – урезает полномочия регионов в вопросах владения, пользования и распоряжения недрами.
До сих пор, по правилу "двух ключей", вопросы недропользования находятся в совместном ведении центра и субъектов федерации, поэтому лицензии заверяются губернаторами и министром природы. Однако по идее Юрия Трутнева, в усовершенствованном законе о недрах принцип "двух ключей" ликвидируется – и распоряжение участками недр станет прерогативой исключительно центра, а для представителей администрации субъектов в составе федеральной комиссии всего навсего предусмотрены "места". Более того, согласно законопроекту, вся система перейдет от заявительной к программной: за региональными властями оставлено право "предоставлять на утверждение федеральному органу предложения по формированию программы лицензирования пользования участками недр по условиям проведения аукционов, а также по условиям лицензий".
К слову сказать, по поводу внесенных в Госдуму поправок к закону о недрах Минприроды проводило "масштабный опрос компаний-недропользователей, а также аналитиков ведущих СМИ" /цитата из сообщения пресс-службы/. В отчете, опубликованном 9 июля в "Российской газете", говорится, что "большинство опрошенных специалистов в целом высказались за принятие изменений". По поводу отмены принципа "двух ключей", в частности, сообщалось, что "большинство специалистов" отметили поправку как "хороший стимул" для ускорения темпов лицензирования и возможность сделать систему выдачи лицензий "максимально прозрачной". Примечательно, что в отличие от мнения компаний-недропользователей /как оно заслушивалось, мы отчасти уже напомнили/ и аналитиков ведущих СМИ, мнением региональных властей Минприроды так и не поинтересовалось, может, забывшись в "оперативности" внесения поправок, а, может, вовсе по ненадобности.
Теперь, на время отложив законотворчество, Минприроды берется за тотальную проверку и грозится пересчитать всю российскую нефть. Дело, конечно, благое. Правда, для ведомств, без которых у Минприроды не хватит полномочий на ее осуществление, заявление Юрия Трутнева было неожиданным. Так, в ОАО "Российские железные дороги", осуществляющей и контролирующей все железнодорожные перевозки, были удивлены подобной новостью: " Мы располагаем точной информацией касательно всех внутренних, а также экспортных перевозок нефти", - заявили "Времени новостей" в пресс-службе компании. Аналогичная реакция была и в Федеральном агентстве морского и речного транспорта, контролирующем водные перевозки. Пресс-секретарь Минтранса Александр Филимонов отметил, что Федеральное агентство морского и речного транспорта ведет "абсолютно нормальный учет отгружаемой нефти и нефтепродуктов на всех нефтеналивных портовых терминалах России, Украины и Балтии". Был удивлен и вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев, в беседе с корреспондентом "Ъ" он заявил, что не видит возможности для существования "серого" рынка в системе "Транснефти": "Узлы учета существуют на всех месторождениях, подключенных к системе "Транснефти", на входах нефтепроводов, снабжающих нефтеперерабатывающие заводы, а также на нефтеналивных железнодорожных эстакадах", - подчеркнул он. Наконец, в силовых ведомствах в ответ на инициативу Минприроды вообще заявили, что "серый рынок" нефти существует разве что в Чечне".
Впрочем, как полагают эксперты, несмотря на недоумение по поводу надобности такой проверки, а также на единодушные заверения нефтяных компаний в собственной "максимальной прозрачности" и готовности к подобной проверке, вероятность выявления "серой" нефти в стране отрицать рано. Как говорится, "на то она и кошка, чтобы мышка не дремала", без таких проверок, считают эксперты, компании будут творить, что угодно.
И за примером тут далеко ходить не надо. Напомним, в ноябре-декабре 2003 года Минприроды выявило серьезные нарушения природоохранного законодательства ОАО "Арктическая газовая компания" /100%-дочернее предприятие ЮКОСа, работающее в Ямало-Ненецком автономном округе/. Компания эта, как выяснилось, вела безлицензионную /незаконную/ добычу углеводородного сырья на части Уренгойского месторождения. Вместе с тем, были выявлены факты нарушения лицензионных условий по целому ряду других месторождений, безлицензионное водопользование и предоставление в госорганы недостоверной информации в расчетах платы за загрязнение окружающей среды. Правда, "Арктикгаз" тогда отделалось лишь многочисленными предписаниями об устранении выявленных нарушений.
Напомним также, в июле этого года руководитель Федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян критиковал ТНК-ВР в связи с разработкой Самотлорского месторождения /Ханты-мансийский автономный округ/, в частности, заявлял он: "О тбор нефти на Самотлоре превышает норму, закрепленную лицензионным соглашением, в 2-3 раза, что недопустимо". Точку в разгоревшемся было скандале поставило Минприроды, заявив, что не имеет претензий к ТНК-ВР по разработке Самотлорского месторождения.
Итак, даже несмотря на то, что формально контроль над движением нефти в России прерогатива "Транснефти", Минтопэнерго и Минтранса, инициированная Минприроды проверка все же начата, чем министр Юрий Трутнев в очередной раз подтвердил, что его слово с делом не расхдится. По информации "Ъ", документы, согласовывающие взаимодействие всех ведомств, на этой неделе уже разосланы в ряд министерств.
Правда, что пока не ясно, так это каким образом будет производиться подсчет той самой "реальной" добычи нефти. Чтобы его осуществить, необходимо снабдить датчиком все скважины на всех месторождениях страны. Кстати, справедливости исторической ради, стоит напомнить, что именно на этом единственно-достоверном способе, задолго до нынешнего заявления Трутнева, настаивали авторы законопроекта "О природной ренте". " Это очевидное обязательство МПР следить и вести учет добываемой в стране нефти, - высказался в эксклюзивном интервью "Накануне.ру" соавтор законопроекта "о природной ренте", депутат Государственной Думы, лидер Общероссийской общественной организации "За достойную жизнь" Сергей Глазьев, - Я считаю, что инициатива министра Трутнева в целом правильна, но по времени слишком запоздала. Существующая технология установки специальных измерительных датчиков, о которой я говорил и раньше, позволяет с точностью до барреля определять добытый объем нефти. Внедрение такой технологии потребует 500 млн долларов, но она выгодна и для страны и для бюджета, потому что окупится в течение каких-то 6 месяцев.
Поскольку министра осенило только сейчас, с большой долей уверенности я могу сказать, что его пропагандистская инициатива не увенчается успехом. Налог от эксплуатации природных ресурсов как не возвращался, так и не будет возвращаться в государственную казну. А это 240 млрд рублей ежегодно. Тем не менее, власть сознательно продолжает игнорировать наш закон Об изъятии сверхприбыли недропользователей, позволяя и дальше нефтяным монополистам устанавливать свои правила игры", - резюмировал Сергей Глазьев.
А ведь "осенило" нового главу Минприроды /вот уж, как говорится, все новое - это хорошо забытое старое/, это весьма трудно не заметить, действительно, как нельзя кстати. Во-первых, поправки в закон "О недрах" /который, по сути, определяет судьбу 70% российского бюджета и обеспечивает около 50% ВВП - именно столько приносят в казну нефть, газ, золото, алмазы и другие богатства недр/ оставят один "ключ". В руках центра /видимо, исключив таким образом у регионов "возможности для шантажа", - как заявлял публично Юрий Трутнев/. Затем Минприроды, опять же по инициативе министра, присупило по всем добывающим отраслям к ревизии всех ранее выданных лицензий на освоение месторождений. Причем ревизия заставила первыми держать "под козырек" нефтяников. Теперь - громкая тотальная проверка на достоверность заявленных объемов добычи. Минприроды, держа руку "на пульсе" государственных интересов, заявляет, что "обкатав" технологию такой проверки /сначала опять же/ на нефтяных компаниях, полученный опыт распространит и на другие отрасли.
Как отмечают эксперты, нефтяная отрасль становится первой в "обкатке" всех этих "озарений" министра отнюдь не по случайным совпадениям. События вокруг ЮКОСа и усиление позиций "Роснефти", которую, опять же совпадение, совсем недавно возглавил заместитель президентской администрации Игорь Сечин, - позволяют говорить о том, что в стране разворачивается совершенно четкий сценарий. Начинается создание государственного нефтяного холдинга, пусть не монополистического по аналогии с "Газпромом", но, по крайней мере, мощного в экономическом, а отсюда и в политическом смысле. А управление нефтью – главным сырьевым и финансовым ресурсом страны – ужесточается, а в итоге - с принятием нового закона "О недрах" – сосредоточится в руках центра. Что касается завершающего сценарий, следующего на повестке государственного вопроса - изъятия у нефтяников сверхприбыли - то и здесь, стоит напомнить, до завершения налоговой реформы в стране, еще далеко...