Зачем российским регионам "Мудисы" и "Стандарт энд пурсы"?
Сегодня система рейтинговых оценок является непременным атрибутом развитой финансовой системы. Как строительство немыслимо без линейки, а торговля без весов, так современное движение капиталов международных инвесторов окажется слепым, если в мире вдруг исчезнут рейтинги. Кредитный рейтинг выражает мнение рейтингового агентства об общей кредитоспособности заемщика или же о его кредитоспособности в отношении конкретной долговой ценной бумаги или иного финансового обязательства. Рейтинг представляет собой заключение не только о способности, но и о готовности заемщика своевременно оплачивать свои обязательства. По сути дела, рейтинг - это эффективный механизм независимого мониторинга состояния дел в той или иной компании, даже государстве в целом.
История современного рейтинга берет начало с середины XIX века, когда в свет вышли исследования американского предпринимателя Генри Варнума Пура "История железных дорог и каналов в Соединенных Штатах". Именно Генри Пур первым в мире начал публиковать финансовую информацию, в которой остро нуждались европейские инвесторы, озабоченные судьбой своих вложений в проекты создания инфраструктуры в Америке. Основным принципом справочных изданий Генри Пура было "право инвестора на информацию". В XIX веке в США появляются и первые фирмы, предоставляющие свои отчеты о состоянии дел в американских активах для их владельцев из Старого Света. А в 1906 году выходят первые публикации Бюро стандартизированной статистики /Standard Statistics Bureau/. Спустя десятилетие Бюро приступило к выставлению унифицированных рейтингов корпоративным, а затем и суверенным кредитным обязательствам. В 1941 году эти компании объединились, создав основу для развития глобального рейтингового бизнеса - компанию Standard & Poor's Corporation. Сейчас Standard & Poor’s осуществляет свой бизнес через представительства в 18 странах мира и 7 стратегических партнеров. Общая сумма долговых обязательств, имеющих рейтинг Standard & Poor’s, превышает $30 трлн. Всего в штате компании более 5 тысяч человек, работающих в 19 странах мира - около 300 аналитиков работают на постоянной основе в Европе, более 20 - в России.
К числу других крупных международных рейтинговых агентств, чьи оценки признаются во всем мире, относятся Moody's и Fitch IBCA. Рейтинги этих трех агентств являются основными для оценки кредитоспособности американских компаний, кроме того, их данные по эмитентам во всем мире являются основными для принятия решений большинством международных инвесторов.
Помимо "большой американской тройки" в мире действуют десятки национальных рейтинговых агентств. Однако данные локальных рейтингов не всегда могут стимулировать к инвестициям международные финансовые корпорации, поэтому, благодаря многолетнему опыту и всеобщему признанию, именно рейтинги S&P и Moody's используются для определения суверенных кредитных рейтингов стран мира и крупнейших заемщиков за пределами США. Внутри же самих США - родины рейтингового бизнеса - Федеральная комиссия по ценным бумагам специально выделяла из числа рейтинговых организаций "национально признанных" - то есть официальных рейтингодателей. А уже сегодня вслед за мировой валютой - долларом, рейтинги американских агентств являются универсальным инструментом оценки эмитентов по всему миру. Однако за пределами США оценку получают лишь те облигации и другие бумаги, эмитент которых оплатил услуги рейтинговых агентств. Кстати сказать, их услуги достаточно дороги и могут колебаться от $25 тысяч до $200 тысяч.
В России первые рейтинги, выставленные международными агентствами появились в середине 1990-х гг. В октябре 1996-го Standard & Poor's присвоило нашей стране первый в истории рейтинг, затем суверенный рейтинг получили Казахстан и Украина. После, "понимая сложность аналитических и операционных задач при работе на постсоветском пространстве", компания Standard & Poor’s открыла свое представительство в Москве /1998/ и поставила цель сформировать штат русскоязычных аналитиков. Эта цель была достигнута посредством финансовой и аналитической интеграции в систему Standard & Poor’s российского рейтингового агентства EA-Ratings /с 2001 г. Standard & Poor’s EA Ratings/, созданного Фондом "Институт экономики города". В декабре 2001 г. Standard & Poor’s выкупила у Фонда мажоритарную долю участия в EA-Ratings. Сейчас число сотрудников Standard & Poor’s в России и СНГ составляет более 30 человек, из которых более 20 - аналитики различного профиля.
В России в числе первых свои кредитные рейтинги получили города Москва и Санкт-Петербург, Нижегородская и Свердловская области. Сегодня Standard & Poor's поддерживает рейтинги 4 муниципальных образований /два района Московской области /Клинский и Балашихинский/, Сургут, Уфа/ и 14 субъектов федерации, в том числе города Москва и Санкт-Петербург, Свердловская область, Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ. Представленный ряд говорит о том, что международный рейтинг стремятся получить, прежде всего, регионы, обладающие наибольшей инвестиционной привлекательностью и стремящиеся минимизировать стоимость своих заимствований. Дело в том, что международное признание кредитной устойчивости региона позволяет существенно снизить риск внешнего инвестора или кредитора и, таким образом, уменьшить величину заемного процента.
Свои рейтинговые оценки получили и крупнейшие российские компании ведущих отраслей экономики – нефтегазовый, телекоммуникационный сектор, металлургия, машиностроение, банки, инвестиционные и страховые компании, для которых рейтинг сегодня стал не только необходимым условием успешной работы на международном финансовом рынке, но и требованием деловой репутации. Вместе с тем, очень важным резервом России остается круг из пяти-восьми сильных регионов, среди которых особое место, безусловно, занимают "нефтегазовые кладовые" страны - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. За рейтингом округов вот уже не первый год пристально следит мировой и внутренний финансовые рынки. Сначала из-за изменений в распределении налоговых отчислений нефтегазовых компаний между регионами и центром, затем в связи с процедурой объединения-разграничения доходных и расходных полномочий между округами и Тюменской областью в рамках проводимой центром администраьтивной реформы.
Так, в середине августа Standard & Poor's объявило об очередном пересмотре кредитного рейтинга Ханты-Мансийского автономного округа /ХМАО/ - исключении из списка "особого наблюдения" CreditWatch, куда он был помещен в феврале этого года. Одновременно Standard & Poor's подтвердило рейтинг ХМАО по международной шкале - "BB-"/прогноз "Стабильный" и "ruAA" - по национальной. Как сообщил "Накануне.Ru" аналитик Standard & Poor's /Москва, рейтинг региональных и местных органов власти/ Борис Копейкин: " Такое решение последовало вслед за подписанием и одобрением трехстороннего соглашения о распределении доходных и расходных полномочий между Ханты-Мансийским, Ямало-Ненецким автономными округами и Тюменской областью /в рамках реализации ФЗ № 95 – прим. ред/".
Напомним, 6 февраля Standard & Poor's пометило кредитный рейтинг Ханты-Мансийского автономного округа прогнозом "Негативный" /это означает, что рейтинг может понизиться/ в список "особого наблюдения". В то же время, кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа по международной шкале был подтвержден на уровне "B" - "более высокая уязвимость при наличии неблагоприятных коммерческих, финансовых и экономических условий, однако в настоящее время имеется возможность исполнения долговых обязательств в срок и в полном объеме"; и "ruA" – по национальной - префикс "ru" обозначает "Россия", "заемщик с рейтингом "ruA" более подвержен воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях, чем заемщики с рейтингами "ruAAA" и "ruAA"; тем не менее, заемщик характеризуется умеренно высокой способностью своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства относительно других российских заемщиков". Однако прогноз изменения рейтинга ЯНАО был пересмотрен и понижен с "Позитивного" /рейтинг может повыситься/ на "Стабильный" /изменение маловероятно/.
Подчеркнем, что кредитный рейтинг ХМАО при помещении в список "особого наблюдения" изменен не был: "BB-" по международной шкале - "вне опасности в краткосрочной перспективе, однако более высокая чувствительность к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях"; и "ruAA" - по национальной - "такой рейтинг заемщика отражает высокую способность своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства относительно других российских заемщиков". Пересмотрен был лишь прогноз изменения рейтинга со "Стабильного" до "Негативного".
"Такое решение, - объясняет Борис Копейкин, - отражало обеспокоенность Standard & Poor's по поводу того, что неизбежное перераспределение расходных и доходных полномочий между автономными округами и Тюменской областью может привести к негативным изменениям в финансовом и долговом положении ХМАО, а также нейтрализовать позитивные тенденции в экономике и качестве управления ЯНАО. При наихудшем сценарии, как полагали аналитики, автономные округа могли потерять полномочия по управлению долгом".
Время нахождения рейтинга ХМАО в списке "особого наблюдения" зависело от "содержания и продолжительности" процедуры заключения трехстороннего соглашения. Первоначально Standard & Poor's планировало исключить рейтинг ХМАО из CreditWatch в мае, поскольку Тюменская область и автономные округа планировали достичь договоренности до конца апреля, чтобы без задержки приступить к формированию бюджетов на 2005 год. В свою очередь, "стабильный" прогноз по ЯНАО отражал ожидания Standard & Poor's относительно того, что "продолжающийся экономический рост и повышающееся качество управления в округе компенсируют ожидаемое перераспределение доходов между Тюменской областью и ЯНАО, позволив округу остаться на этом уровне рейтинга".
Напомним, согласно поправкам к ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в рамках начатой Кремлем административной реформы, автономные округа, входящие в состав областей и краев, должны были "разграничить полномочия", лишившись многих из этих смаых полномочий. Первым опытом стало объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, которое завершилось образованием Пермского края. В июле этого года официально началась процедура объединения Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов, аналогичную работу начали власти Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. По тому же сценарию должны были пойти процессы и в тюменской тройке. Переговоры между округами и областью продолжались несколько месяцев /вот почему все это время кредитный рейтинг ХМАО был помещен в список "особо наблюдения"/. Соглашение было подписано 9 июля этого года. В итоге Тюмень согласилась оставить округам на пять ближайших лет большинство основных полномочий в обмен на ежегодное перечисление ими в областной бюджет 20 млрд рублей.
"Достигнутое соглашение о распределении доходных и расходных полномочий между ХМАО, ЯНАО и Тюменской областью, по мнению Standard & Poor's, - объясняет Борис Копейкин, - подтвердило кредитный рейтинг ХМАО как по международной, так и по национальной шкале, - это означает, что уровень кредитоспособности ХМАО в ближайшее время будет находиться на прежнем стабильном уровне. По мнению Standard & Poor's, соглашение внесло большую предсказуемость в отношении доходов и сфер ответственности ХМАО. Пятилетнее соглашение предусматривает перераспределение приблизительно 30% доходов ХМАО в пользу Тюменской области, тогда как лишь небольшая часть расходных полномочий передается области. По оценке Standard & Poor's, это приведет к определенному ухудшению финансовых показателей ХМАО, но будет смягчаться высокой гибкостью расходной части бюджета округа и бюджетной обеспеченностью гораздо выше среднего по России".
"Хотя соглашение обеспечивает больше предсказуемости в отношении финансов ХМАО, некоторая неопределенность - относительно продолжающегося давления по поводу дальнейшего перераспределения благосостояния округа - все еще остается, - отмечает Борис Копейкин. - Standard & Poor's ожидает, что соглашение о распределении доходов и расходов будет полностью поддержано и одобрено федеральными властями и останется основой отношений между ХМАО и Тюменской областью на ближайшие несколько лет. Несмотря на существенное снижение доходов, округ, как ожидается, будет поддерживать высокие финансовые показатели, с текущим балансом выше 10%. Растущая экономика округа и уровень благосостояния выше среднего помогут компенсировать риски, связанные с высокой концентрацией промышленности и продолжающейся институциональной неопределенностью, при этом уровне рейтинга", - пояснил аналитик.
"Основной интерес, вытекает не только из описанного выше, - рассказал в интервью "Накануне.RU" начальник информационно-аналитического отдела инвестиционной компании "СТМ Инвест" /Москва/ Алексей Суворов, - но и из особого положения ХМАО. Следует напомнить, что округ не только сосредотачивает 70% добычи российской нефти /и 10-15% газа, а наряду с ЯНАО все 90% добычи газа в стране/, но и являлся одним из первых крупных заемщиков на облигационном рынке. Разумеется, если срок последнего размещения, по-моему, 3 года, подходит скоро к концу, да еще существует близкая дата оферты /тут надо смотреть Проспект эмиссии и презентационные материалы, которых нет под рукой/, беспокойство будет возрастать в связи с возможным перераспределением налоговых платежей. Мы все знаем, что цены на нефть возросли почти в два раза, поэтому особых проблем с выплатами не будет. Следует посмотреть распределение налоговой базы, проанализировать в какие бюджеты или каких регионов идут налоги с нефтяных компаний. Основная же проблема, на мой взгляд, как раз перераспределение этих самых налоговых средств".
Между тем, напомним, вопрос реализации закона о разграничении полномочий был затронут Президентом на рабочей встрече с губернатором ХМАО Александром Филиппенко 17 августа в Сочи. Владимир Путин, в частности, поинтересовался, как идет его реализация в регионе. Отвечая на вопрос, Филипенко признался, что, как и во всяком новом деле вопросов хватает: " С ложностей много, поскольку ни в одном новом деле не обходится без проблем…Мы подписали договор с Тюменью. Часть полномочий отдали области, часть оставили себе. Главное для нас сейчас - притереться в ходе этого процесса, поскольку сегодня ни одну проблему ни муниципальные, ни региональные, ни федеральные власти не смогут решить поодиночке". Филипенко особо подчеркнул, что необходимо в самое короткое время " отработать механизмы взаимодействия властей всех уровней. Мы готовы поделиться опытом решения тех проблем, в решении которых у нас есть серьезный задел".
Теперь давайте посмотрим, как регионы оценивают значение собственного кредитного рейтинга. В Департаменте по экономике и инвестиционной политике Ямало-Ненецкого автономного округа "Накануне.RU" объяснили так: для региона присутствие в базе данных международных рейтинговых агентств – это, прежде всего, возможность иметь сугубо независимое, обоснованное и компетентное мнение-оценку аналитиков высокого уровня своей кредитоспособности, кредитоустойчивости. Работать с рейтинговыми агентствами было просто необходимо, когда субъектам Российской Федерации, до дефолта 1998 года, можно было осуществлять заимствования в иностранной валюте. Ведь западные инвесторы смотрели, в первую очередь, именно на рейтинг эмитента /суверенного правительства, региональных и местных органов власти, корпораций, финансовых институтов, страховых компаний, банков и пр/ по международной шкале. Иными словами - на независимую оценку /с учетом вероятных будущих событий/ риска наступления дефолта по долговому обязательству. Тогда как для региона, в свою очередь, упрощался и расширялся доступ к заемным средствам.
"По законодательству ряда стран /в первую очередь, ограничениям по инвестициям в страны с развивающейся экономикой принятым в США и странах Европы/ инвестиционные и прочие фонды /за исключением рисковых и хедж-фондов/ не имеют право инвестировать средства вкладчиков в страны /регионы, предприятия/, имеющие рейтинг ниже инвестиционного и с "негативным" прогнозом, - говорит начальник информационно-аналитического отдела инвестиционной компании "СТМ Инвест" Алексей Суворов. - В связи с этим вытекает закономерное положение, что важно абсолютное значение рейтинга, как минимум первого инвестиционного для получения прямых инвестиций и инвестиций иного рода от иностранных инвесторов /все три признанных на мировом рынке международных агентства имеют свои шкалы как для присвоения международного, так и национального рейтинга/. Второе: важно относительное изменение рейтинга - его динамика. Третье: российские инвесторы, во многом инвестируют также с оглядкой на присвоение рейтингов /как по абсолютному показателю, так и по относительному - последнее может использоваться и для создания ожиотажа/. Рейтинги, как известно, учитывают весь комплекс факторов: политический, экономический /макро и микро/, финансовый, управленческий и так далее. Поэтому всесторонний анализ по признанным в мире критериям необходим для сравнительной оценки при выборе объекта инвестирования и времени данных инвестиций".
Администрация ЯНАО, например, долгое время работала одновременно с двумя международными рейтинговыми компаниями Moody's Investors Service и Standard & Poor's. С 2000 года в бюджетном законодательстве РФ заимствования субъектов федерации на международном рынке, за исключением реструктуризации ранее взятых и на более выгодных условиях долга, запрещены. Так вот, поскольку администрация ЯНАО в декабре 2002 года погасила прежние долги в полном объеме, объяснили "Накануне.RU" в Департаменте по экономике и инвестиционной политике ЯНАО, - необходимость в рейтинге по международной шкале сразу двух агентств стала невостребованной. Было решено работать только с одной компанией - Standard & Poor's. Выбор был обусловлен более широким спектром услуг, предоставляемых Standard & Poor's, тогда как Moody's Investors Service в России от своего имени присваивает рейтинг только по внешней шкале. К тому же, договор ЯНАО с Moody's Investors Service на тот момент был полностью исполнен, в том числе и по срокам.
В 2003 году ЯНАО осуществил на внутреннем российском рынке успешный займ на 1,8 млрд рублей /$59,2 млн/: были выпущены государственные облигации ЯНАО со сроком обращения от 1 до 5 лет, условия выпуска и обращения были зарегистрированы Минфином РФ, облигации размещены на ММВБ. Так вот, Standard & Poor's ожидаемому выпуску облигаций ЯНАО тогда присвоило рейтинг "ruA" по национальной шкале, на таком же уровне по национальной шкале находился и кредитный рейтинг округа. " Это один из примеров, для чего региону необходимо присутствие в рейтингах международных агентств, - отметили в Департаменте по экономике и инвестиционной политике ЯНАО. - Для успешных заимствований на внутреннем рынке".
Напомним также, первому ожидаемому внутреннему выпуску облигаций ХМАО со сроком обращения 3 года на 1 млрд руб /$31,4 млн/ в декабре 2002 года Standard & Poor’s присвоило рейтинг "ruAA" по российской шкале, одновременно подтвердив рейтинг округа - "ruAA". В мае 2003 года Standard & Poor's объявило о присвоении рейтинга "ruAA" по российской шкале ожидаемому выпуску внутренних облигаций ХМАО с пятилетним сроком обращения на сумму 3 млрд руб /$98 млн/.
"На заре рынка облигаций, - объясняет начальник информационно-аналитического отдела инвестиционной компании "СТМ Инвест" Алексей Суворов, - доходности /текущие и к оферте/, а также ставки купонов и сроки размещения, были примерно одинаковы /см. www.cbonds, www.skrin, а так же проспекты эмиссий на сайтах эмитентов и организаторов/соорганизаторов, я имею ввиду прежние выпуски - года два, даже полтора назад/. Сейчас российский рынок bonds приходит в соответствие с международными нормами и правилами, и цена, и ставки более адекватны. Кроме того, пока не было облигационного дефолта, который поставит еще более четкие ограничения. А признание облигации приводит к ее ликвидности, то есть ко вторичному обороту на биржах и на внебиржевом рынке /зависит от прописанного в Проспекте эмиссий пункта/.
Финансовый рынок дает добро на предоставление кредитов, выставление величины ставок на данные кредиты и определение сроков предоставления займов. Кроме того, получение или повышение какого-либо уровня рейтинга является необходимым условием для выхода на рынок bonds, где ни один инвестор не станет покупать "мусорные облигации". Андеррайтинг подразумевает под собой проведение исследования и определяет величину предполагаемого заимствования, срок, время оферты, ставки по купонам и сами купонные периоды. Чем надежнее эмитент /чем выше его общепризнанный рейтинг/, тем дешевле он займет деньги на более длительный срок", - резюмировал Алексей Суворов.
Надо сказать, что с момента присвоения рейтинга аналитики агентства постоянно контролируют все факторы, которые могут повлиять на изменение кредитоспособности эмитента. А при необходимости все происходящие экономические события отслеживаются ежедневно, наглядный тому пример - пристальное внимание к действиям властей в свете последних событий в Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. Если же никаких существенных событий и изменений нет, пересмотр рейтинга /его подтверждение либо изменение/, как правило, происходит раз в год. Этапы присвоения рейтинга типичны: обращение эмитента в агентство - назначение команды аналитиков - сбор информации и встречи с руководством /менеджментом/ клиента - собрание рейтингового комитета и присвоение рейтинга - его публикация с согласия клиента - дальнейший мониторинг рейтинга.
В ситуации, когда рейтинг эмитента понижается, агентство ставит клиента в известность, однако, тот вправе отозвать рейтинг только после публикации сообщения о его изменении. Таким образом, о понижении кредитоспособности эмитента, в первую очередь, информируются инвестиционное сообщество и финансовый рынок. Причины отказа от поддержания рейтинга либо его отзыва агентством могут быть разные, объясняются сугубо "деловыми мотивами". Кстати, стоимость своих услуг ни одно из рейтинговых агентств не разглашает, ссылаясь на коммерческую тайну и дифференцированный подход к клиентам. Впрочем, рейтинг может быть отозван и из-за того, что агентство, к примеру, не получает от клиента достаточной для оценки его кредитоспособности информации.
Наконец, что необходимо отметить, в отличие от регионов-доноров и регионов с потенциально сильной экономикой, у дотируемых субъектов федерации, которые не производят заимствования на внутреннем рынке и не имеют собственных инвестиционных программ, необходимости в рейтинге нет. Хотя, с другой стороны, есть ряд примеров, в том числе международных, когда эмитенты заказывают рейтинг для наработки кредитных историй, совершенствования качества управления и получения стороннего анализа, для привлечения инвесторов в регион в будущем. В конечном итоге, активная работа регионов по получению собственных рейтинговых оценок /а это означает работу над улучшением деятельности своих инфраструктурных и управляющих служб, повышение их информационной прозрачности/ приведет к международному признанию кредитной надежности России.
Пока же, сохраняющаяся ориентация и высокая зависимость от доходов от экспорта углеводородов, незавершенность налоговой, банковской и административной реформ, непрозрачность экономики - оставляют долгосрочные кредитные рейтинги России, по оценке Standard & Poor's, на отметке "ВВ+" - по обязательствам в иностранной валюте и "ВВВ-" - по обязательствам в национальной валюте; прогноз - "Стабильный" /данные на 12.07.2004/.
А это означает, что до выхода российских обязательств в иностранной валюте из спекулятивных в категорию инвестиционных нам все еще остается преодолеть одну степень рейтинга. То есть, подняться с "BB" - последнего "обладающего значительными спекулятивными характеристиками" уровня - до "BBB" - первого инвестиционного. Однако, преодолеть последний рубеж не так-то просто. "Существует риск, - отмечает кредитный аналитик Standard & Poor's Хелена Хессел /в сообщении компании от 12.07.2004/, - что, несмотря на заявления правительства, высокая социальная цена преобразований, а также сопротивление ряда групп интересов в промышленных кругах и в государственном секторе замедлят темпы реформ. Cтабильный прогноз отражает ожидания Standard & Poor's относительно продолжения процесса реформ. Негативное влияние нестабильности на российском банковском рынке и дела ОАО "НК Юкос" уравновешивается сильными позициями страны в сфере внешней ликвидности и высокой гибкостью налогово-бюджетной системы. Позитивные тенденции усилятся, если наши опасения насчет темпов реформ не оправдаются", - заключила г-жа Хессел.
Кроме того, отмечается в сообщении Standard & Poor's, устойчивые финансовые показатели государственного сектора, внешней ликвидности и внешней задолженности /благодаря высоким ценам на нефть показатели баланса бюджета и торгового баланса, по всей видимости, будут улучшаться и в дальнейшем/ не компенсируют острую необходимость проведения реформ в налогово-бюджетной, институциональной и административной сферах. Все это и многое другое может надолго затормозить вывод России из затянувшегося рейтингового "тупика" на инвестиционный уровень, который станет несомненным, дополнительным фактором в развитии экономики страны.