Непрочная ячейка общества или домашняя церковь?
В Екатеринбурге завершилась международная научно-практическая конференция "Семья и будущее России".
Её сопредседателями были приехавший из Сербии митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий и архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Озвученная задача конференции - обратить внимание общественности и властей на необходимость сохранения традиционной семьи, как главной ценности общества и государства, формирование системы помощи и поддержки семьи.
Накануне некоторые высокие участники этого форума рассказали журналистам, что, по их мнению, является главной, основоопределяющей проблемой и для российской семьи, и, как ни банально это звучит, для всей России. То есть для нашего с вами, как ни крути , общего будущего.
Честно признаюсь, шел я на эту пресс-конференцию со смешанным чувством. Закрадывалась в сознание мыслишка – ну вот, мол, опять нас будут поучать на предмет того "что такое хорошо, и что такое плохо". И в подтверждение моих опасений подобные реплики перед началом пресс-конференции раздавались из-за спины – в среде журналистской братии.
Но то, что я услышал – не то что бы изумило… нет, скорее, обнадежило и воодушевило. Потому что накануне я столкнулся с редким случаем в своей журналистской практике, когда был готов подписаться чуть ли не под каждым словом выступающих.
*******
Александр Крутов, заместитель председателя комитета по информационной политике Государственной Думы РФ:
- Я думаю, и многие со мной согласятся, что одна из главных проблем, которая несет одну уз главных угроз безопасности общества – это его духовное состояние. Это именно то состояние, которое по существу определяет жизнь России. И оттого, насколько люди, живущие в государстве, относятся к моральным и нравственным ценностям, от того, на какие духовные ценности они опираются, зависит очень многое. Потому что безнравственные люди не могут построить здоровую экономику. Они не могут создать здоровое государство, не могут построить то "общество справедливости", о котором у нас написано в Конституции.
Такие конференции, как сегодня, регулярно поднимают вопросы духовного состояния общества, которые призывают и власть и обычных людей обратить внимание на вопросы о том, кто мы такие, о том, как мы пришли в этот мир и зачем мы живем в этом мире.
И конференция в Екатеринбурге – одна из самых заметных. Хотя бы потому, что здесь всегда ставятся очень острые вопросы. И один из главных можно сегодня сформулировать так: "Семья. Государство. Личность". Что может быть сегодня еще более значимо для самого существования России, чем проблема такого традиционного общественного института, как семья?
Вы прекрасно знаете, что сегодня именно Семья подвергается самым интенсивным нападкам со всех сторон – и со стороны СМИ, и в навязываемом нам образе жизни, и в той культуре, которая сегодня активно внедряется в нашу жизнь.
Когда у нас на десять свадеб приходится семь разводов, это говорит о том, что сегодня традиционный институт семьи находится под угрозой. Если сегодня у нас становятся нормой гражданские браки, то есть жизнь в блуде, то это тоже несет огромную угрозу институту семьи. Если только по официальным данным у нас в год происходит 1 700 тысяч абортов (а по неофициальным – от четырех до шести миллионов абортов-детоубийств), и очень много абортов происходит в семейных парах, то это тоже говорит о том, что традиционная семья находится под угрозой. |
И эта проблема, наравне с взаимосвязанными с ней демографическими, экономическими и политическими проблемами, именно на этой конференции и поднимается.
Вы знаете, я думаю у нас сегодня именно поэтому такая ситуация с институтом Семьи, что человек ушел от Бога. Почему брак как таковой начинает изживать себя? Потому что в обществе сегодня, к сожалению, культивируется себялюбие и эгоизм. И второе – это то, что у человека воспитывается чувство безответственности. Возьмите гражданский брак – это два человека сходятся и живут вместе. Раньше таких людей называли просто сожителями. И каждый из них знает, что он в любой момент может уйти. Это нежелание нести ответственность за другого, за ближнего своего, может воспитаться, только если у человека нет более высокого чувства. А это более высокое чувство может дать только Господь. Другого я, например, не вижу. Или мы идем к Богу, или мы идем от него – иного выбора нет.
А сегодня у нас пока культивируется образ жизни, в котором все те моральные и нравственные нормы, которые существовали до последнего времени, переворачиваются с ног на голову. Сегодня политики, звезды, шоумэны говорят не о том, как сохранить семью. Они говорят не о том, как любить человека, ближнего своего. Они говорят о том, сколько раз они вышли замуж, сколько у них было любовников, хорошие это были любовники или плохие… Сегодня это становится нормой.
Потому что сегодня капиталистическому обществу, которое мы усиленно строим, выгодно иметь людей, которые бы жили без моральных и нравственных принципов. Потому что, во-первых, такими людьми легче руководить, а во-вторых – они настроены только на получение прибыли. Как главная задача любого акционерного общества – получение прибыли, так любое АО не заинтересовано в нравственных, моральных людях. Потому что мораль и нравственность ограничивают получение прибыли. |
В итоге человек сегодня оказывается насильно вброшен в стихию страстей, которые воспеваются и подаются как исключительное благо.
Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий:
- Церковь на своем вековом опыте учит, что семья – это "корень" человеческого общества. И что человечество вообще, и человеческая жизнь, и достоинство человека зависят именно от семьи. И во всех цивилизациях так было и есть – какая будет семья, таким будет и все общество. Церковь – это тоже семья, но семья большая, а семья как брак это, по словам апостола Павла, "домашняя церковь". И поэтому Церковь всегда настаивала, чтобы этот "корень" жизни и общества был свят. Ведь если корень свят, то и ветви древа жизни – тоже. Ведь нет здорового общества, и у общества нет будущего без здоровой семьи.
И каждый брак создается для вечности, а не только для времени. И каждое рождение, как и зачатие ребенка – для вечности.
То, что сегодня молодежь зачастую предпочитает жить в так называемом "гражданском браке" показывает ослабление Веры в современном обществе. Конечно, это и последствия последних событий, особенно в наших славянских странах. Но теперь снова делаются попытки возобновить брак как святыню, а не только как какой-то биосоциологический "контракт", схожий с тем, как обычная покупка, скажем, коровы.
Когда дело обстоит так, что как бы заключается временный "контракт", то брак в самом начале теряет свою святость. С самого начала как бы закладывается возможность через некоторое время изменять партнеру или вообще его поменять. А некоторые сторонники "свободного брака" идут еще дальше…
Это показывает глубинный кризис этой ячейки человеческого общества. У брака теряется его смысл. Поэтому и существует самая серьезная проблема европейско-американской цивилизации – аборты, то есть уничтожение миллионов людей. Потому что по учению Церкви и по общечеловеческому опыту – человек начинает жить от момента зачатия. И уже на 25 день у ребенка существуют все органы и бьется сердце – об этом знали и об этом писали еще святые отцы. И если ребенок убивается после двух месяцев, или после девяти месяцев, или после пяти лет, или после тридцати – это остается убийством того же самого человека.
Поэтому нам всем надо стремиться к тому, чтобы возродить веру в саму святость человеческой жизни.
Православная Церковь всегда обосновывается принципом свободы: кто хочет идти с ней, кто хочет исполнить смысл человеческого существования, кто хочет постичь полное достоинство человека и как личности, и как части семьи, он должен жить согласно природе человеческой и согласно цели, для которой бог создал человека и для которой существует человек.
А эта цель – она не проходящая, она не ограничивается короткою жизнью в этом мире. Это цель бесконечная, вечная. Если мы вечны, то значит, что каждая встреча, а особенно такая святая встреча двух человек, как брак, согласно Церкви, дана Богом. И если бог соединил этих людей, то никто не может их разобщить. Потому что каждый человек – это святая святых. Можно менять одежды, но нельзя отбрасывать данного тебе человека: сегодня ты мне нравишься, а завтра ты больной, тогда я найду другого, который более красивый… Либо брак в полном смысле – Любовь, либо это в полном смысле эгоизм двоих.
Здесь основная проблема. Это не проблема традиций, это проблема – что есть человек, какой смысл существования человека. Какой смысл каждой встречи людей, какой смысл нашего существования? От этого зависит – какой смысл брака и рождения детей. Конечно, брак – это встреча, это радость, это любовь. Но эта радость брака, радость участия в жизни природной, биологической, духовной, чтобы быть полной - должна быть самоотверженной, а не эгоистичной. Это подвиг, это мученичество, это борьба для другого. |
Марина Захарченко профессор Санкт-петербургской академии дополнительного образования:
- Сегодня нам необходимо определенное гражданское мужество и определенная смелость, чтобы признать, что мы находимся в состоянии информационной войны. То, что говорил Владыка про потерю чувства святости брака – это, в общем-то, результат не каких-то естественных процессов, а результат достаточно целенаправленных действий определенных людей, которые не почитают Бога и не верят в него.
Я вот вспомнила, что еще Тимоти Лири, "духовный наставник" Джона Леннона совершенно четко произнес такие слова, что "мы должны уничтожить импрентинги монотоэстических религий в сознании людей". То есть разрушить некие впечатления, исконные образы, которые живут в человеческой душе.
Вот мы открываем книгу Честертона "Вечный человек". И он пишет, что во всяком христианском мире первое впечатление ребенка – это Рождество. Это мать с ребенком на руках. Это образ, который соединяет в себе несоединимое – великую силу, которая движет звездами и маленького трогательного ребенка на руках у матери. Это – импрентиг христианского сознания. И с этим импрентигом, с этим раз и навсегда заложенным в нем ощущением, человек не будет убивать ребенка в утробе. С этим сознанием мужчина знает, что за эту женщину он отвечает в горе и радости. И женщина знает что с этим мужчиной она будет всегда в горе и радости, и пойдет за ним даже на каторгу. И, возможно, как жена протопопа Аввакума спросит: "Доколе нам мучаться протопоп? - До самыя смерти, Марковна..." И она, вздохнув, побредет рядом с ним.
А сейчас запущена и работает совершенно сознательная программа по уничтожению как раз этих "импрентингов монотоэстических религий". А какие самое важные инструменты в этой программе по тому же Тимоти Лири? Это средства массовой информации, это виртуальные мультимедийные средства, это кино и музыка.
Так разве мы этого не видим сегодня своими глазами?
И я делюсь нашей, педагогической болью: так, большинство ведущих классных руководителей России жалуются на то, что сегодня ценности общества и ценности школы – не совпадают. И потихонечку школа начинает дрейфовать в сторону "ценностей" общества. Нам говорят – школа плохо готовит детей, они не готовы к жизни. Вы, мол, формируете им какие-то идеальные образы, какие-то Татьяны Ларины… И не у всякого педагога хватает мужества предъявить самому обществу счет – к тем же средствам массовой информации счет предъявить. Некоторые педагоги говорят – ну, наверное, надо точно так же… и начинают вводить программу полового просвещения. И программы так называемой "антиноркатической зависимости", где детей приучают к так называемому "безопасному" употреблению наркотиков.
Мне представляется, что великая ответственность и педагогического сообщества и СМИ состоит в сохранении этих образов христианской культуры в сознании молодежи и в сознании наших детей.
И надо переломить ту позицию достаточно многих людей, что, мол, если мы не смотрим какие-то передачи, значит их и остальные, в том числе и наши дети, не смотрят. Мы проводили маленькое исследование по так называемой "культурной памяти". Мы попытались узнать, на каких персонажей, на какие образы сегодня ориентируются наши дети. И вдруг - начали появляться какие-то Ксюша, Дима, Света…. Что такое?! Говорят, это герои "Дома-2". Я посмотрела эту передачу. И увидела глупые юношеские разборки, когда показывается, как люди меняют своих сожителей. И разборки – в момент смены сожителя. То есть эта передача совершенно четко обучает детей: каким образом менять партнеров. И именно эти люди сегодня становятся образцами...
Поэтому мне представляется, что в этом вопросе должна быть выражена четкая позиция не только педагогов, но и СМИ.
Цифра:
По словам иерея Игоря Бачинина, руководителя отдела по связям с общественными организациями Екатеринбургской епархии, в Свердловской области сегодня на первый год совместной жизни приходится четыре из пяти разводов.