Михаил Фрадков: Прежде чем затевать масштабные проекты, надо реально оценить ситуацию
Такого количества милиционеров и патрульных машин на улицах города жители Екатеринбурга не видели давненько. Вдоль трасс, по которым проезжал кортеж премьер-министра РФ Михаила Фрадкова, милицейские посты были расставлены через каждые
О том, что Фрадков приедет на Средний Урал, стало известно за две недели до его визита. Формальным поводом для поездки послужила выставка "Магистраль-2005". За несколько часов до открытия выставки премьер провел совещание с первыми лицами региона, посвященное его социально-экономическому развитию. Ожидалось, что встреча будет носить рядовой характер и, как обычно, ограничится перечислением достижений областных властей. Однако тон встрече задал сам Фрадков, который довольно критично оценил некоторые действия свердловского руководства, чего, пожалуй, не случалось за все время нахождения Эдуарда Росселя на посту губернатора.
* * *
Открывая совещание, Михаил Фрадков, как и положено, объяснил цель своего визита. Объяснение свелось к тому, что, дабы решать стоящие перед страной задачи, правительству и регионам необходимо очень тесно взаимодействовать. "Задача стоит серьезная – удвоение ВВП, решение социальных вопросов, разграничение полномочий. Президент высказал ряд предложений, расставил приоритеты. Но, очевидно, что решить эти задачи без взаимодействия с регионами практически невозможно: ресурсы сосредоточены в территориях. Главное – объединиться, объединить силы и средства и максимально эффективно использовать имеющиеся возможности", - заявил премьер-министр.
Чтобы понять, какие именно ресурсы и возможности имеются на Среднем Урале, Фрадков попросил руководителей региона доложить о состоянии экономики и социальной сферы в Свердловской области. Столь почетная обязанность была возложена на свердловского премьера Алексея Воробьева. Возможно, поэтому представленный отчет несколько отличался от тех, что ежемесячно доводит до журналистов губернатор. Оказывается, у Свердловской области все-таки есть проблемы.
Но начал Алексей Петрович за здравие. Он отметил, что в этом году Свердловская область по объемам промышленного производства поднялась до второго места, инвестиций в этом году будет больше в два раза, в два раза увеличится и реальная зарплата. Хотя, если верить его словам, населению грех жаловаться: число свердловчан с доходами ниже прожиточного минимума сократилось с 24% в 2002 году до 14,5% в 2005. А уровень безработицы в регионе в 1,5 раза ниже среднероссийского. Не забыл Воробьев и про валовый региональный продукт, который, по всем подсчетам, к 2015 году область сможет не только удвоить, но и утроить.
Затем он перешел к проблемам. Выяснилось, что область уже в 2007 году может столкнуться с дефицитом электроэнергии. К 2010 году дефицит может составить 2800 мегаватт. "Начиная с 2006 года, будет прирост потребления электроэнергии за счет увеличения объемов производства. Мы ставим задачу выйти на производство в Серове 1 млн тонн стали. Миллионник в 2007 году будет в Первоуральске и Полевском. Нагрузка на мощности растет, а из-за изношенности оборудования генерация падает", - горячо рассказывал свердловский премьер. Было видно, что судьба очередного амбициозного проекта, взращенного в стенах губернаторской резиденции, ему далеко не безразлична.
И вот тут-то Михаил Фрадков впервые заметил, что, прежде чем, ставить задачу, затевать какие-то проекты, областные власти должны реально оценить ситуацию. "Вы должны знать, сколько электроэнергии понадобится для того, чтобы произвести 1 млн тонн стали. В какой степени проработан этот вопрос? - обратился он к Алексею Воробьеву, - Можно мечтать о миллионе тонн стали, но, кто будет толкать: необходимы десятки млрд рублей, инвестпрограмма".
"Теперь спрашиваю Минпромэнерго: постановка вопроса понятна? Я пытаюсь рассуждать. Минпромэнерго согласно с этим или не согласно? Вы понимаете, что требуется: кого толкать, куда толкать? И толкнуть или не толкнуть?" - задал вопрос премьер уже представителю Минпромэнерго. Представитель Минпромэнерго, очевидно, не очень понимал, кого и куда толкать.
Внешне это выглядело, как попытка наладить некий конструктивный диалог, но первый камень в огород свердловского руководства был брошен, причем угодил он в самое больное место: Эдуард Россель снискал себе славу автора и руководителя амбициозных проектов, многие из которых (тот же стан-5000) так и не были воплощены в жизнь.
Позже Фрадков много раз возвращался к этой теме. Однажды он обратился напрямую к Росселю: "Я с большим нетерпением хочу задать Вам, Эдуард Эргартович, вопрос: а промышленная политика областная, как она сформулирована? Где у вас энергетический баланс, который на уровне региона составлен, где задачи, которые стоят перед федеральным правительством? Тогда будет консолидация усилий, когда промышленная политика будет увязана с возможностями и желанием", - подчеркнул Фрадков, переводя разговор в общее русло.
Россель на это ничего не ответил. Он, вообще, мало говорил на совещании. А в тот момент, когда губернатор решил все же прокомментировать заявление зам. министра финансов РФ Антона Силуанова, в зале, где находились журналисты, пропал звук.
Присутствие на совещании представителя Минфина послужило поводом для обсуждения бюджетной обеспеченности Свердловской области. Алексей Воробьев, касаясь проблемных мест, обозначил еще ряд проектов, которые требуют финансирования из федерального бюджета. Например, строительство Евразийского Университета – другого масштабного проекта областных властей, дорожного кольца вокруг Екатеринбурга. Чтобы построить западную часть кольца, необходимо 9 млрд рублей. В отдельную строку был вынесен вопрос о строительстве завода по производству магния в Асбесте, на что г-н Силуанов резонно заметил: мол, строительство завода - это бизнес, и государство не должно его финансировать. Было видно, что Эдуарду Росселю утверждение представителя Минфина явно не понравилось.
Что касаемо других проектов, то зам. министра финансов выразил готовность помочь в их реализации, но в пределах возможностей бюджета. В то же время он отметил, что у местных властей и у самих деньги водятся. "Бюджетная обеспеченность Свердловской области выше, чем в среднем по России. Собственные доходы в этом году приросли до 30% (в среднем по России – до 21%). На 57% по сравнению с прошлым годом увеличился налог на прибыль. В регионе остается 60-65% от всех собираемых налогов, поэтому у области есть возможность инвестировать деньги в экономику", - заявил Антон Силуанов.
Его поддержал зам. министра соцздравразвития РФ Владимир Стародубов, который усомнился в том, что область исчерпала все свои резервы для увеличения расходов на здравоохранение. В ответ на возмущение свердловского премьера по поводу того, что федеральный бюджет забрал половину налоговых платежей, поступающих в ТФОМС, а вернул всего треть, Стародубов невозмутимо заметил: “Министерство готово увеличить сумму до 700-900 млн, но все деньги мы не вернем. Я даже обиделся, когда услышал, что вам не хватает собственных ресурсов. 2800 рублей – это подушевой расход, вы должны его увеличить на 15-20%”.
Сложившееся в Минфине и Минздравсоцразвития мнение поспешила опровергнуть главный финансист Свердловской области Галина Ковалева: "При всем уважении, я не могу принять такую постановку вопроса. На те средства, которые выделяются, мы не можем решать общефедеральные задачи", - сказала она уверенным голосом. После ее слов все сомнения по поводу того, что свердловские власти, действительно, испытывают нехватку бюджетных средств, должны были отпасть сами собой.
Российский премьер, казалось, только этого и ждал. “Не от хорошей жизни руководители региона говорят в лоб, - начал он. - Я недаром задал вопрос про бюджетную обеспеченность. Алексей Петрович, мы будем предметно смотреть ваш бюджет, я попрошу Минфин этим заняться”. И, мол, тогда уже станет ясно, по-прежнему ли Свердловская область является регионом-донором. Иначе говоря, так ли уж хорошо она развивается. При имеющемся-то потенциале.
"Если вы просто-напросто махнули рукой на трансферты, махнули рукой на мотивацию свою собственную как донора, - продолжал премьер, - Лужков говорит, что, вроде так обирают, что нет смысла развиваться". И добавил: "Я это не раз слышал, тут не без лукавства, конечно”.
На это заявление Россель, который в очередной раз был задет “за живое”, не мог не отреагировать. “Никакого лукавства. В отношении Свердловской области никакого лукавства”, - оживленно сказал губернатор.
Еще одной темой, на которой сконцентрировался премьер, стала “монетизация” льгот. Как выяснилось, и по этой части с точки зрения федерального правительства в Свердловской области не все гладко. Несмотря на то, что местные власти были одними из немногих, кто сохранил все льготы, и это позволило избежать в области пенсионных волнений. “Мы пошли навстречу, это ваш был выбор на тот момент, но вы можете подотстать в этом процессе, - заявил Михаил Фрадков, - Вы посмотрите, я просто прошу - посмотрите. Эти средства, которые были переданы в регионы на “монетизацию” транспортных льгот, должны воплотиться в цветах, горшках, гаражах и т.д. За эти деньги надо будет ответить, а вам сложно будет дать отчет”. То есть область может провалить реализацию крупномасштабного федерального проекта, что свердловскому губернатору вряд ли сойдет с рук.
Судя по тому, в какой атмосфере проходила встреча, можно предположить, что внезапный приезд Фрадкова на Средний Урал, к Эдуарду Эргартовичу имеет самое непосредственное отношение. И дело, думается, не только в удвоении ВВП и разграничении полномочий. Россель - единственный уральский губернатор, который до сих пор не переназначен на этот пост президентом. В области , кстати, давно и упорно циркулируют слухи, что губернатор уже давно написал заявление, однако в Кремле не торопятся его подписывать. Возможно, критикуя действия областных властей, Фрадков таким образом дал понять, что именно не устраивает Кремль и над чем стоит поработать. Однако не исключены и совершенно другие варианты.
Правда, на церемонии открытия выставки “Магистраль-
Позже, отвечая на вопрос журналистов, почему именно эта выставка привлекала его внимание и от кого исходило приглашение, российский премьер объяснил, что приглашение исходило от министра транспорта РФ, который в этом году вошел в оргкомитет выставки, и непосредственного ее организатора - “Института испытания металлов”. Фамилия свердловского губернатора не прозвучала...