СУАЛ не считает миллиард благотворительных рублей убытком
Тема социальной ответственности бизнеса, в первую очередь крупного бизнеса, периодически становится предметом обсуждений и общественных споров. И у самого крупного бизнеса взгляды на эту проблему расходятся. Кто-то считает лучшим вложением благотворительных денег российский спорт, кто-то -в благополучие собственных сотрудников, кто-то - искусство, кто-то в наиболее обездоленных. 1 млрд рублей в год на благотворительность - это много или мало? Стоит ли вкладывать эти деньги в то, что никогда не принесет отдачи и как вообще подсчитывается эффект от благотворительности? Об этом и многом другом в интервью Накануне.RU рассказал первый вице-президент СУАЛ-Холдинга по кадровой и социальной политике Михаил Степанько.
Вопрос: Михаил Петрович, сформировалось ли на сегодняшний день у СУАЛ-Холдинга четкое видение темы социальной ответственности, какие направления приоритетны для вас?
Михаил Степанько: Если рассматривать социальную политику СУАЛа в целом, то ее следует разделить на несколько частей. Первая часть – это исполнение коллективных договоров. Мы проводим постоянный мониторинг на предприятиях и делаем выводы, что можно добавить или от чего можно отказаться, если актуальность того или иного вопроса уже ушла.
Вторая часть – это пять программ, которые мы комплексно реализуем – "Здоровье", "Спорт", "Культура", "Молодежь", "Забота". И еще один, третий блок – благотворительность. В частности, мы финансируем фонд "От сердца к сердцу", это фонд, из которого
Фото: Владимир Новиков www.itogi.ru |
Вопрос: Можете ли Вы назвать сумму, в которую обходятся компании социальные программы?
Михаил Степанько: Если взять весь СУАЛ-Холдинг, то на социальные программы тратится более 1 млрд рублей. Сумма
Фото: Накануне.ru |
Вопрос: На днях Вы от лица СУАЛ-Холдинга вручили ключи от нового микроавтобуса "Газель" Красногорскому детскому дому. Как выстраиваются взаимоотношения компании и подобных учреждений, приходится ли им, что называется, выпрашивать эту помощь или сами проявляете инициативу?
Михаил Степанько: На предприятиях СУАЛа выстроена система, когда детские сады, образовательные учреждения закреплены за конкретными цехами и производственными участками. И как сегодня отметила директор детдома, ее рабочее утро начинается с того, что звонит начальник цеха, за которым закреплен детдом, и спрашивает, чем сегодня нужно помочь. Что касается конкретно Красногорского детского дома, то он исторически был построен (1947 год) и содержался на средства Уральского алюминиевого завода. Целью данного детского дома было воспитание и уход за детьми, чьи родители погибли в Великой Отечественной войне. Многое в нашей стране с тех пор изменилось, и очень тяжело признать, что все дети, находящиеся в детском доме – сироты при живых родителях.
Пару лет назад Красногорский детдом попал в программу отдыха в испанских семьях, и СУАЛ-Холдинг профинансировал затраты на поездку. И это путешествие, как говорят педагоги, оказалась очень важным для социализации детей, которые теперь каждое лето на 2 месяца уезжают в Испанию. Дружба с испанскими семьями постоянно поддерживается, оттуда постоянно шлют подарки, открытки. У детей действительно появились в Испании свои семьи. Дети стали более раскованно себя чувствовать, и коррекционные методы обучения и воспитания стали больше не нужны, потому что сама жизнь помогает им, лишенным родительской любви, становиться лучше, здоровее, умнее.
Конечно, если речь идет о каких-то крупных затратах, по тому же микроавтобусу или, например, по организации летнего отдыха, то обращаются уже к нам в управляющую компанию, но все вопросы решаются достаточно быстро.
То же касается и подаренной "Газели". Детям теперь не придется
Фото: Накануне.ru |
Вопрос: Одной из наиболее эффективных разновидностей инвестиций в будущее считается вложение денег в образование. Занимаетесь ли вы этим направлением, и как выглядит данная программа?
Михаил Степанько: Конечно. Наша образовательная программа обширна. Мы помогаем школам, техническим училищам, лицеям, институтам. Но у нас имеется одна особенность - мы стараемся не вкладывать средства в капитальный или текущий ремонт учебных заведений, а покупаем методические пособия, учебники,
Фото: Накануне.ru |
У нас нет специальной программы, которая, скажем, адресно бы помогала особо одаренным детям. Но отчасти мы закладываем такие средства в программе "Молодежь" – мы помогаем учиться, приобретаем путевки на конференции, на тренинги и т.п.
Для своих сотрудников у нас также есть образовательные программы. Мы учим людей как рабочих специальностей – проводим аттестации, квалификации, переквалификации, так и инженерно-технический состав. Оплачиваем обучение в вузах, если это профильные знания, и они понадобятся нашему сотруднику для дальнейшей работы на предприятии; обучаем менеджерским и лидерским качествам. Ну и, естественно, очень серьезно занимаемся обучением в сфере охраны труда, безопасности, используя для этого лучший опыт крупнейших мировых предприятий.
Вопрос: Если же говорить о коллективном договоре, о целевых программах – происходит ли их развитие, меняется ли в них что-то со временем?
Михаил Степанько: Безусловно, меняется постоянно. Скажем, в наших целевых программах есть масса локальных подпрограмм, и мы стараемся их выполнять на высшем уровне. Для примера, в
Вопрос: Отдельный вопрос касается социально незащищенных слоев населения, в первую очередь, тех людей, которые являлись работниками предприятий СУАЛа, получали достаточно высокую зарплату, а выйдя на пенсию, оказались, в плане материального благополучия, на несколько ступеней ниже. Оказывается ли поддержка данной категории людей?
Михаил Степанько: На каждом предприятии пенсионерам выплачивается дополнительная материальная помощь в зависимости от стажа. Ветеранам Великой Отечественной войны, когда-либо работавшим на предприятиях компании, мы дополнительно к государственной пенсии выплачиваем сумму, эквивалентную двойному размеру базовой части трудовой пенсии по старости, установленному государством. В коллективных договорах прописаны программы оздоровления наших пенсионеров и ветеранов – раз в год они имеют право приехать в санаторий и получить путевку. Все расходы берут на себя предприятия.
Мы сформировали и придерживаемся политики, направленной на то, что мы себя с обществом не разделяем: социум и компания – это единое целое.
Вопрос: И, тем не менее, Вы как-то оцениваете эффективность своих социальных вложений, их отдачу?
Михаил Степанько: Сложно эту отдачу как-то посчитать, связать с экономикой или производительностью труда. Вот мы подарили микроавтобус детскому дому. Как это скажется на производительности? Да никак. Если мы помогаем Екатеринбургской епархии, это ведь тоже никак не связано с производственными процессами. По образовательным программам – тоже не факт, что школьники, которые пользуются компьютерами, которые мы приобрели, потом придут к нам на работу. Общий эффект идет в оздоровлении всего общества. И то, что качество жизни людей, всех, работающих и не работающих в СУАЛе, улучшится - это уже большое дело.