28 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Мэрский исход

Реформа местного самоуправления запустила процессы, которые могут значительно изменить политический ландшафт территорий. Мэров становится все больше и больше, соответственно, снижается их политический статус. Но главное, у них уже почти не осталось финансовой самостоятельности для решения местных хозяйственных вопросов. Такая ситуация, скорее всего, приведет к кадровому изменению в стане глав муниципальных образований. Потеря реальной власти никому не может понравиться. Поэтому, надо ожидать постепенного отказа нынешних градоначальников от своих мест.

Не исключено, что некоторые нынешние мэры снимут с себя полномочия досрочно. Но массового и немедленного ухода мэров со своих должностей, конечно, не будет. Скорее всего, смена состава пройдет эволюционно: старые главы администраций доработают до окончания срока своих полномочий, однако, на последующих выборах свою кандидатуру в мэры больше не предложат. Вместо хозяйственников с ярко выраженными политическими амбициями придут просто хозяйственники, которые готовы мириться с тем, что на прокладку труб, строительство жилья, ремонт подъездов и даже на разбивку газонов, - на все надо будет просить денег у вышестоящего начальства. На смену эпохе самостоятельных в своих решениях мэров идет время так называемых сити-менеджеров, - управленцев, нанятых для решения задач, определенных в их личном  контракте.

Без статуса

В начале этого года в Ханты-Мансийском автономном округе было 22 муниципальных образования и, соответственно, 22 мэра. Сейчас в систему муниципального устройства Югры входят уже 105 образований. Меньше чем за год количество глав администраций выросло почти в пять раз. На недавних выборах в исполнительные органы власти  вновь создаваемых муниципалитетов ощущалась уже нехватка (!) кандидатов, которые не просто хотели стать мэрами, но и профессионально соответствовали бы предъявляемым к главам администраций требованиям.

Без денег

Еще один показатель – финансовая самостоятельность глав муниципальных образований. Вернее, их теперь уже скорая финансовая несамостоятельность. Из 105 муниципалитетов Югры 83 имеют статус городских или сельских  поселений. С 2006 года их бюджеты будут формироваться на основании полностью отдаваемых им двух налогов - на землю и имущество физлиц. Кроме этого в муниципальные бюджеты пойдет небольшая часть подоходного налога. Специалисты говорят, что на эти налоговые отчисления даже зарплату врачам, учителям и прочим бюджетникам не заплатить. Исключение пока составляют те муниципальные образования, где есть крупные промышленные предприятия, чьи офисы и производственные помещения расположены на муниципальной земле. Но даже в таких муниципальных образованиях собственных доходов не хватит на ремонты школ и больниц, не говоря уж о строительстве жилых домов и автодорог. Сегодня ни один город, район, поселок не сможет прожить без дотаций из окружного бюджета.

Но есть проблемы и с этими двумя налогами, которые наполняют местные бюджеты. Одна из главных - до сих пор не определен статус земли. Часть ее переведена в федеральную собственность, часть в окружную, а часть осталась за муниципалитетами. Но до конца процесс не завершен. " Предстоит передача целого ряда полномочий, перераспределение между органами власти и муниципалитетами, федеральными органами власти и субъектами. И, соответственно, вслед за этим и передача собственности. И мы, прежде всего, будем решать вопросы, связанные со здравоохранением, просвещением, социальной сферой, коммунальным хозяйством. Вопросы о передаче на федеральный уровень, о получении из федеральной собственности в собственность субъекта и в том числе и муниципалитетов", -заявил на заседании с главами муниципальных образований заместитель Председателя Правительства ХМАО, директор департамента государственной собственности Гаджи Амиров. Вопрос со статусом многих земель не могут решить до сих пор, между тем, бюджеты в муниципальных городах и районах верстают именно сейчас.

Еще один больной вопрос - о форме собственности имущества муниципалитетов разного уровня. "В нашем районе сейчас 8 муниципальных образований. Т.е. для нормальной работы в 2006 году главы администраций вновь созданных муниципальных образований обязаны сформировать 8 бюджетов, - поясняет глава Нижневартовского района Виктор Пичугов, - Сложность в том, что решения правительства по перечню передаваемого имущества с муниципального на поселенческий уровень пока нет" . Тем не менее, Виктор Пичугов убежден, что вновь избранным мэрам сельских и городских поселений на этапе их становления бояться особо нечего. Во-первых, за них все проблемы решат их опытные коллеги. Во-вторых, пока еще остается надежда, что российское законодательство "поправят" в пользу муниципалитетов.

Минфин обещает отдать на места транспортный налог и часть подоходного. Но пока это только обещания. Ситуация у местных властей непростая: мало того что правительство до сих пор не сформировало перечень имущества, передаваемого на другие уровни власти, так муниципалитетам почти ничего не остается для развития. Нет ответственности федеральных органов власти за несвоевременное перечисление субвенций, выделяемых муниципалитетам на передаваемые им госполномочия.

В муниципальных образованиях, которые имеют статус городских округов и муниципальных районов финансовая ситуация чуть более благополучная. Но ненамного, считает Виктор Пичугов: "В 2006 году в бюджет муниципального района ожидается поступление следующих налогов: на доходы физических лиц, на совокупный доход, земельный, транспортный, плата за негативное воздействие на окружающую среду. Сейчас готовятся материалы по разработке нормативно-правовых актов об установлении местных налогов по поселениям: земельного налога и на имущество физических лиц. Мы подготовили проект решения Думы района о применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и размеры корректирующих коэффициентов базовой доходности, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности на территории района. Это должно помочь поселениям на этапе их становления в качестве самостоятельных муниципальных образований. Кроме этого, для повышения эффективности принимаемых решений, поселениям района на безвозмездной основе будет передано имущество на сумму более 6,3 млрд. рублей. Это здания, передаточные устройства, транспорт, оборудование, инвентарь и др".

Без контроля

К финансовым проблемам добавляются вопросы неподконтрольных учреждений. С 2006 года муниципалитеты теряют контроль над учреждениями социального обслуживания и над частью учреждений здравоохранения. "Во исполнение федерального законодательства правительство ХМАО подготовило свое распоряжение "О передаче (приеме) имущества муниципальных образований автономного округа в государственную собственность Ханты-Мансийского автономного округа-Югры". В Нижневартовске в собственность автономии передаются все 10 учреждений социального обслуживания и 4 специализированных учреждений здравоохранения", - рассказал первый заместитель главы администрации Нижневартовска Борис Саломатин.

Глава администрации Нижневартовска Борис Хохряков считает, что новая система родит новые сложности: "Я боюсь одного: когда наслаиваем одну проблему на другую, начнутся элементарные организационные, административные вопросы. У местной власти может не оказаться рычагов воздействия. Есть масса примеров, когда отделения федеральных органов власти в городе, по сути дела, работают плохо". Позиция нижневартовского мэра - не надо бояться оставлять у муниципалов то имущество, которым местные власти распоряжались грамотно и во благо горожан.

Закон о реформировании муниципалитетов поставил глав местных администраций в проигрышную ситуацию. С одной стороны, мэрам надо следить за тем, чтобы социальная ситуация в их городах, районах, поселках была стабильная: вовремя выплачивались пенсии, пособия, не было никаких нарушений в обслуживании и пр. С другой стороны, у них отобрали рычаги прямого воздействия на руководителей всех учреждений соцзащиты и над некоторыми главврачами.  Т.е. теперь если люди будут жаловаться местным властям, например, на огромные очереди на получение пенсий, то единственное, что им сможет ответить мэр: "Обращайтесь в вышестоящую инстанцию. Мы этими вопросами не занимаемся".

Вся власть - сити-менеджерам

Именно поэтому можно ожидать постепенную замену нынешних мэров сити-менеджерами. Им не надо будет побеждать на выборах, а значит, фактор их популярности у местного населения не будет главным для сити-менеджера.

Федеральный закон за номером 131 позволяет в каждом конкретном городе, районе, поселке, деревне избрать свою управленческую модель.

Основных моделей три. Первая - традиционная, когда в каждом населенном пункте в составе одного единого муниципального образования главу избирают всенародно.  В этом случае мэр возглавляет администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Отдельно избирается дума (представительный орган муниципального образования) и из числа депутатов выбирается ее председатель. Такая управленческая модель применима, когда среди кандидатов на пост мэра есть лидер, который в состоянии решить хозяйственные проблемы своего города или поселка. Второй путь гораздо менее распространенный - мэра так же выбирает все население муниципального образования, однако возглавляет городской глава уже представительный орган, то есть думу. Что же касается администрации, то во главе ее встает так называемый сити-менеджер (этот термин - не официальное название должности). Это - профессиональный управленец, которого город нанимает по контракту. Третий путь и вовсе для нашей страны не характерен - население выбирает депутатов муниципальный думы, а дума, в свою очередь, уже из собственного состава выбирает городского главу. По этой схеме глава может возглавлять только законодательный орган, администрация для него уже недоступна, там будет хозяйствовать сити-менеджер.

Чтобы задействовать последние две управленческие схемы надо внести изменения в уставы муниципальных образований. Пока ни в одном муниципалитете Югры не предусматривают работу сити-менеджера. Но, скорее всего, это вопрос нескольких лет работы нынешних мэров в политически непривычных и финансово неблагоприятных условиях.

По разные ветви власти

Развитие событий не исключает того, что некоторые главы администраций предпочтут не дожидаться падения их популярности у населения. Сейчас для профессиональных управленцев и политиков есть альтернативы должности мэра. Например, работа в законодательных и представительных собраниях разного уровня. Политическое влияние депутата Думы субъекта федерации уже сейчас немаленькое, а постепенно может стать даже большим, чем у некоторых мэров.

Ближайшие выборы, которые могут заинтересовать тех глав администраций ХМАО, которые намерены поменять свою нынешнюю работу, – выборы депутатов Думы Югры. Ситуацию комментирует депутат окружного парламента Владимир Тихонов: "Несколько лет назад в Думе ХМАО не запрещалось совмещать должность главы администрации с депутатской работой. Но мы отказались от этой практики. Мы приняли положение, которое запрещает совмещение работ в исполнительном и законодательном органе власти. Сейчас такое положение появилось и в федеральном законодательстве".

Главы администраций могут быть членами партий. Поэтому тем из них, кто намерен поменять работу мэра на место депутата окружного парламента легче всего избираться и по одномандатным округам, и по партийным спискам. Это явствует из объяснения ситуации секретарем нижневартовского районного местного отделения политической партии "Единая Россия"  Оксаной Липуновой: "За последние два года ситуация в стране заметно изменилась. Работа в Думе Югры становится не менее важной, чем, например, работа главы администрации муниципального образования. Поэтому не будет неожиданностью, если кто-нибудь из действующих мэров решит продолжить свою работу не в исполнительных органах власти, а в законодательных. "Единая Россия" будет только приветствовать приход грамотных управленцев и хозяйственников в Думу округа. Технических препятствий для этого не существует. Главы администраций могут быть членами партий. Поэтому им  можно на выбор  избираться и по одномандатным округам, и по партийным спискам".

12 марта 2006 года пройдут выборы в парламент Югры. По сравнению с прошлыми выборами в Думу ХМАО, правила избрания депутатов значительно поменялись. Раньше была только одномандатная система. Теперь к ней добавились партийные списки. Половина из 26 депутатов Думы Югры будут членами партий. Подчеркну: 13 депутатов окружной Думы будут избраны не по территориальному признаку, а по партийному. "Единая Россия" намерена выставить на эти выборы наиболее сильных кандидатов. И не исключено, что среди предложенных кандидатур в депутаты окружного парламента будут и фамилии действующих глав муниципальных образований.

У нынешних мэров, как правило, пока еще хорошие рейтинги у населения своих городов и районов. Поэтому, если кто-то решится на смену статуса – сейчас самое время.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС